Как за 7 лет на удаленке я наконец выработала самодисциплину и повысила эффективность

Вот уже 7 лет я работаю на удаленке в сфере маркетинга. Сначала это был фриланс, потом – постоянная удаленная работа с разными компаниями. Первый год мой рабочий режим был странным, с 18 и до 7 утра. Настолько я была не организована. Но с тех пор я значительно «прокачала» самодисциплину и продуктивность.

Делюсь личным опытом, полезными привычками и инструментами, которые помогают мне выполнять задачи сразу для 2-3 компаний (работаю на полставки) за 7-8 эффективных часов.

Мое рабочее место и основные инструменты: Telegram и WhatsApp на телефоне, Whereby для видеосвязи на планшете, система для планирования работы YouGile на компьютере
Мое рабочее место и основные инструменты: Telegram и WhatsApp на телефоне, Whereby для видеосвязи на планшете, система для планирования работы YouGile на компьютере

Советы, которые для меня не работали

Завести отдельный кабинет

Удаленщикам часто советуют завести себе отдельный кабинет. Ок, отличная идея, только я живу в однокомнатной квартире с мужем и собакой. Муж, к счастью, работает в офисе. Дома у нас всего один компьютер, и находится он в шаге от кровати. Так что никакой грани между личной жизнью и работой у меня нет.

Работать из кафе или коворкинга

Потягивать кофе со сливками, любоваться на питерские крыши и работать – сначала мне казалось это заманчивым. Но по факту для меня этот совет оказался скорее вредным. Я живу на окраине Петербурга, и для того, чтобы добраться до центра, мне нужен час. Итого: два часа на дорогу туда-обратно и еще полчаса на сборы. Ради того, чтобы несколько часов посидеть где-то «не дома». Это совсем не бережет драгоценное рабочее время и растягивает его до позднего вечера.

Работать на свежем воздухе

​Мой первый год на удаленке, «тестировала» мифы о фрилансерах на себе
​Мой первый год на удаленке, «тестировала» мифы о фрилансерах на себе

Все слащавые мифы про фрилансера на курорте, который якобы лежит в шезлонге с ноутбуком и потягивает коктейль, я развеяла для себя еще в первый год работы. Ради интереса попробовала. Работать невозможно: солнце светит в экран, глаза напрягаются, песок и брызги летят на монитор, и отвлекает буквально все.

Делать четкий тайминг дня

А вот что еще не работает, по крайней мере у меня – жесткое планирование. Много раз я пыталась расписать свой день по часам и установить строгий тайминг для каждого дела. Но его сбивали то внеплановый звонок, то срочная задача, то еще что-то. Поэтому теперь я просто пишу список задач на день, обычно там от 5 до 8 пунктов, а там уж – как пойдет. Иногда часть работы уходит на вечер, растягивается до 22 часов. Но я стараюсь все-таки придерживаться режима: с 10 утра до 18-19 вечера с часовым перерывом днем.

6 привычек, которые мне помогают

1. Вставать минимум за час до начала рабочего дня

Как раз успеваешь спокойно сделать зарядку, погулять с псом, неспешно позавтракать и прочесть пару интересных статей за утренним кофе. Раньше я спала «до последнего». И просыпалась от звонков с работы или от сообщений. Неприятная ситуация: я еще сонная и плохо соображаю, а коллега или руководитель чего-то от меня хотят.

2. Обязательно выходить на воздух в середине дня

Не просто делать перерыв, а гулять хотя бы 30 минут на улице, в любую погоду. Специально для этого завела три года назад собаку. Для меня оптимальное время прогулки – 14-15 часов дня. После часа на свежем воздухе моя продуктивность возрастает в 2 раза, я «перезагружаюсь». Если же у меня слишком много срочной работы, и я остаюсь дома – с каждым новым часом силы и энергия утекают все больше, и к 18 часам я чувствую себя обесточенной.

​Каждый день гуляю по 1 часу с собакой вдоль Невы, чтобы «перезагрузиться»
​Каждый день гуляю по 1 часу с собакой вдоль Невы, чтобы «перезагрузиться»

3. Начинать день с самых трудных задач

Это очень популярный совет, и он действительно работает. С утра мозг отдохнувший (даже у меня, а я считаю себя совой: ложусь в 1 ночи и с трудом встаю в 9 утра), и сфокусироваться проще. Поэтому я очень не люблю, когда мое самое ценное и ресурсное время приходится тратить не на важные задачи, а на текучку, рутину, внеплановые звонки и обсуждения чего-то. Все это я стараюсь оставить на потом, отодвинуть ближе к вечеру. В личном планировании даже помечаю их особым стикером – «На вечер».

Вот так я планирую задачи на день. Раньше писала в блокноте, теперь в системе YouGile​
Вот так я планирую задачи на день. Раньше писала в блокноте, теперь в системе YouGile​

4. Заниматься спортом не менее 3-х раз в неделю

Иначе при удаленном режиме работы рискуешь превратиться в овощ. Три вечера в неделю я езжу на тренировки по боксу – отлично разгружают голову и пробуждают сразу все мышцы тела. Иногда хожу в тренажерный зал или в бассейн. А дома у меня есть много инструментов для того, чтобы встать из-за компьютера и размяться: гамак для аэро-йоги, подушка настенная для отработки ударов, баланс-борд, коврик для йоги. Также помогает фитнес-браслет – слежу, чтобы делать не менее 8000, а лучше 10 000 шагов в день.

5. Давать себе хотя бы один полноценный выходной в неделю

При удаленном режиме загруженность проектами и задачами часто больше, чем в офисе. Особенно, если работаешь на полставки сразу с несколькими компаниями. И часто работа «захватывает» и выходные. Я спокойно отношусь к тому, чтобы выделить себе полдня в субботу или воскресенье и все доделать. Но один день необходимо оставить свободным. Иначе мозг не успеет восстановиться. Мой максимум – это 2 недели работы без выходных нон-стопом, дальше мозг реально начинает сдавать, тупить, и продуктивность падает в несколько раз.

6. Закрывать соцсети после первых 5 минут

Кто-то советует ставить таймер, а я просто смотрю на часы. Нет ничего страшного в том, чтобы зайти в соцсеть во время короткого перерыва, ответить на сообщение подруге или прочитать пару постов. Но для этого достаточно 5, максимум 10 минут. Дальше – хладнокровно нажимаем на «крестик». Даже если остается еще целых 5 непрочитанных сообщений. Оставляем их на вечер. Все-таки на удаленке начинаешь ценить рабочее время.

Бесплатные инструменты для удаленки, без которых я как без рук

Мессенджеры

Пользуюсь сразу всем. На одной работе коллеги предпочитают Telegram (люблю его, т.к. им одинаково удобно пользоваться и с телефона, и с планшета, и с компьютера), на другой – сидим в WhatsApp. Есть желающие созваниваться по Skype. Я готова ко всему. Разве что Viber в последнее время никто не пользуется, но он тоже у меня стоит «на всякий случай». Если честно, не особо люблю мессенджеры, в них важные сообщения теряются. Надежнее коммуницировать через старую добрую почту или через системы управления.

Системы управления проектами

<p>«Мои задачи» в личном планировщике YouGile<span>​</span></p>

«Мои задачи» в личном планировщике YouGile

Пользуюсь одновременно тремя системами. Первая и самая удобная – это YouGile. Работаю там с IT-командой: ставим задачи, обмениваемся файлами и общаемся по проектам. Фишка системы, которая позволяет использовать ее в том числе как мессенджер – это чат в каждой задаче. Есть шустрая мобильная версия, и она полностью заменяет мессенджеры. До 15 пользователей можно пользоваться бесплатно.

«Мои задачи» в личном планировщике Asana​
«Мои задачи» в личном планировщике Asana​

С другой командой (маркетинговое агентство) взаимодействую время от времени через популярную систему Asana. Руководитель мне там ставит задачи. Система объективно крутая для организации работы, но как-то мы ее не слишком активно используем, все общение переносим в почту и в Telegram. Здесь тоже бесплатно до 15 пользователей.

Есть и третья команда (онлайн-обучение), с которым у меня тоже «отношения на полставки», мы сидим в Битриксе24. Там мы используем в основном чатики. И это ад, так как чаты к задачам не привязаны, и коммуникации ведутся обо всем сразу. В итоге – свалка из сообщений, найти что-то тяжело. Все хотим навести порядок в задачах, но руки не доходят. Эта система кстати тоже имеет бесплатный тариф.

Видеоконференции

​Обычный вид «комнаты», где можно общаться в аудио или видео режиме. Слева – мое окно, справа – ссылка, по которой можно пригласить любого гостя
​Обычный вид «комнаты», где можно общаться в аудио или видео режиме. Слева – мое окно, справа – ссылка, по которой можно пригласить любого гостя

Мой любимый сервис для виртуальных встреч. Можно создать комнату и пригласить туда коллег, отправив им URL комнаты. Подключение происходит за секунду, без долгих регистраций. Комната для общих совещаний имеет постоянную ссылку. Удобно демонстрировать экран. На встречу я «прихожу» с планшета, и одновременно могу вставить ссылку в браузер рабочего компьютера и демонстрировать его экран, для меня это актуально. На бесплатном тарифе доступна 1 комната и до 4-х участников.

Еще я пользовалась Zoom, тоже удобно и бесплатно (до 40 минут и до 100 человек, но мне еще не приходилось бывать на виртуальных встречах, где было бы более 10 человек). Можно демонстрировать экран, обмениваться файлами, записывать разговоры.

Удаленное подключение

Через удаленное подключение удобно обучать новых коллег​
Через удаленное подключение удобно обучать новых коллег​

Иногда мне проще «залезть» в чужой компьютер, чем демонстрировать экран своего. Например, если нужно показать новой коллеге, как пользоваться сервисом или рабочей системой. Предпочитаю подключиться к ней и «потыкать» мышкой на ее экране, все настроить и объяснить. TeamViewer чаще использует техподдержка, конечно, но и мне как маркетологу он пригождается.

Облачные хранилища

Само собой, на удаленке не обойтись без хранилища, куда можно заливать «тяжелые» файлы. Передавать их по почте – дурной тон. Лучше залить на Dropbox в отдельную папку и поделиться ссылкой. Правда, у Dropbox много минусов – очень длинные некрасивые ссылки, иногда притормаживает, не обеспечивает удобную навигацию по файлам… Зато всем доступно, и 2 ГБ дается бесплатно.

Мои документы и папки с рабочими картинками​
Мои документы и папки с рабочими картинками​

Google Диск я люблю больше. 15 бесплатных ГБ, приятный интерфейс. Однако один раз он нас сильно подвел. Мы долгое время загружали туда обучающие видеоролики. И вот в один прекрасный день обнаружили, что все старые ссылки недоступны. Уже не помню, с чем именно это было связано, по-моему, Google Диск просто-напросто тотально обновился, а наши файлы как-то «слетели». Может это был и наш косяк, но неприятный осадок остался.

Еще пара инструментов

Google Формы – крутая штука, если надо сделать опрос для клиента или анкету для соискателя. Часто им пользуюсь. Google Документы – вообще мой основной рабочий инструмент. Работать предпочитаю в Word, но обязательно потом заливаю его в «Документы». Удобно, если коммуникации происходят в мессенджере, и надо быстро поделиться файлом. Просто кидаешь ссылку с доступом для просмотра и все. У меня папа недавно спросил, а как лучше передать документ по WhatsApp с телефона. Я показала ему Google Документы, папа был в восторге.

Для маркетолога ментальные карты – вещь полезная. Долго подбирала для себя удобный инструмент, остановилась на MindMeister. Там и шаблоны есть, и все инструменты для визуализации. Некоторые ментальные карты мы отправляем клиентам, некоторые делаем для внутреннего пользования и мозговых штурмов. На бесплатном тарифе можно хранить до 3-х карт одновременно.

Чаще всего использую программу, чтобы сжать размер изображения и изменить размер
Чаще всего использую программу, чтобы сжать размер изображения и изменить размер

Если надо быстро подрезать картинку, изменить размер, сделать рамочку, подтянуть контраст и освещение на фото или замазать круги под глазами – использую эту программу. Для меня она гораздо проще и удобнее, чем знаменитый Photoshop, в котором я так до конца и не разобралась. На мой взгляд, в ACDSee ориентироваться проще. Есть бесплатная пробная версия, устанавливается на компьютер.

Удаленка или офис?

Сейчас многих моих друзей перевели на удаленку. Жалуются, что скучно, не хватает общения с коллегами, тяжело самоорганизоваться… А я за 7 лет так привыкла к этому режиму, что уже и подумать не могу об офисе.

Пару лет назад провела эксперимент – решила поработать в open space. Сбежала оттуда через месяц! Слишком много факторов отвлекали от работы: постоянный фоновый шум, разговоры коллег, совместные «кофепития»… А кто-то наоборот привык к этому и испытывает дискомфорт на удаленке.

Каждому – свое, но самодисциплина понадобится при любом режиме работы. Поэтому пожелаю всем беречь свои эффективные часы и ресурсное время, подбирать для себя удобные инструменты и формировать полезные привычки!

1212
29 комментариев

Работать на свежем воздухе — это вообще дичь, и главное что суют везде эти картинки на фоне заката или моря или города.

5
Ответить

Ничего не дичь. Чтобы работать на воздухе - тоже нужна дисциплина. Тогда это будет на пользу. 
Непродуктивность работы outdoors - это тоже миф! Просто каждому своё, а люди пытаются грести всё под одну гребёнку

1
Ответить

Да ладно вам. Я на даче спокойно сижу в беседке на нормальном стуле за нормальным столом и отлично работается.
Воздух свежий, лёгкий ветерок, холодное пиво... Ммм... 

1
Ответить

Точно! У меня даже на даче на крыльце это не получалось.

Ответить

На правах удаленщика с 8 летним стажем, я бы добавил:
ms to do - локальные задачи. т.е. не от заказчика, а свои внутренние дела. в т.ч. домашние
one note - вся ценная информация. склад.
яндекс и гугл намного привлекательнее, как облако, чем 2гб DropBox

1
Ответить

Dropbox мне, кстати, показался куда удобнее аналогов, хотя конечно 2гб это большой минус, согласен. Например в нём намного проще отправить кому-нибудь ссылку на файл или папку, буквально один один клик из контекстного меню, в том же корпоративном гугле это была проблема, так как по умолчанию доступ открывается только сотрудникам организации. Плюс у них есть очень удобный и бесплатный аналог Onenote и Evernote — Dropbox Paper.
А как планировщик задач понравился Clickup.

1
Ответить

Спасибо за Yougile - как по мне сильно недооцененная система на рынке подобного софта.

1
Ответить