Метод наглядности в обучении: почему вы скорее научитесь запускать шаттлы в космос, чем споёте чисто одну ноту

Я приветствую вас. Меня зовут Сергей, я живу в Минске. Занимаюсь вокалом и немного играю на гитаре, а в остальное время сплю, ем, занимаюсь своими делами и 8 ч в день работаю UA менеджером.

Сегодня я бы хотел поговорить о боли и страдании тех храбрецов, которые вынуждены копаться в себе, искать пути, договариваться с подсознанием, потому что возможности просто взять лопату и выкопать яму нет. Ведь нет лопаты. И рук тоже. А яма нужна к обеду.

Притча о летнем солнце и "слыш сюда подошёл!".

Лето. Замечательная пора чтобы прогуливаться по белому или наоборот, чёрному вулканическому песку где-нибудь на Бали или Тенерифе. Но и в Минске не так уж и плохо в июне-августе. В центре города большое количество разнообразных кафешек: с пирожными, с макарунами, с мясными пирогами, веганские (с молоком из кокоса или сои) и множество других.

Проходя через одну из центральных улиц города - Ленина - замечаю слева здание в стиле ампир - массивные колонны, серые, от налёта времени, небольшой вход по центру и треугольная крыша, как у храма Афины в Греции. Это БГАМ - белорусская государственная академия музыки. Именно оттуда выходят голоса для оперного театра, а не певички вроде Брежневой или Лободы.

На улице +27, окна открыты настежь, а из окон этого монументального монстра доносятся звуки. "А-ААААА-А-А-АА"... "А-А-ААААААААААА-А-А"... я бы сказал зашазамьте, но это, к сожалению, так не работает. Звуки - или правильнее упражнения - очень чёткие и выразительные. Я их слышал в начале улицы, поднимаясь с Немиги и слышу в конце, подходя к минскому ГУМу.

Какой-то парень (немного быдловатой наружности?!), проходя мимо, тычет пальцем в одно из окон академии и говорит своей фройляйн: "Смотри, я тоже так могу. Ахахаха. а@-А;аАА%-Ааа;;-а" Ну или как-то так. Его дама усмихается, он тоже, и они проходят дальше, с выражениями "вот чудаки, блин". У меня ещё раньше возникает вопрос - а ты точно так сможешь? (Спойлер - он не смог)

А тем временем, на другом полушарии существует Илон Маск. Человек, который, по моему мнению, меняет этот мир к лучшему. Да, под себя, но к лучшему. Space X. Тысячи инженеров. Программистов. Механиков. Все они здесь, чтобы запустить в космос ракету, а потом повторить этот трюк снова и снова.

"Смотри Джонс, я провёл некоторые вычисления" - говорит Смит и достаёт лист формата А1 с двух сторон исписанный формулами и графиками. - "Если мы приделаем эту хреновину сюда" - указывает на ракету - "То сможем добиться стабилизации радиуса внутреннего вращения на 10%". Ну или как-то так. Формулы, графика, схемы, чертежи, законы физики...

Ближе к делу (тут о шаттлах).

На сегодняшний день, я занимаюсь вокалом уже 6+ лет. Вы наверное думаете "ОО! Ты можешь спеть любую песню!". Логичное утверждение, но нет, не могу. Именно из-за метода наглядности, по большей части, и не могу. Далее я открою глаза простому слушателю на то, кто же такие НА САМОМ ДЕЛЕ Фредди Меркьюри и Адам Ламберт.

Мы строим шаттл. Я знаю, что мне надо сделать шаг 1, затем шаг 2 и т.д. Я знаю, какие сплавы и примерно сколько мне нужно. Я знаю, что есть конкретное топливо, которым заправляют корабли и про людей, которые разрешают (или запрещают) полёты в космос. У меня всё есть для того, чтобы построить ракету. Единственная проблема - в точности. Отклонение на миллиметр приводит к взрыву на тестовых испытаниях. Но это мелочи (поверьте, мелочи).

Я учусь играть на гитаре. Существует постановка правой и левой руки. Техника звукоизвлечения, снятия пальца, смены позиции, глушения и т.д. Сел и отрабатываешь по ютубовским урокам. Широкоизвестный (в узких кругах) Fredguitarist рассказывает про Саню Блинова, который лучше всех попадает в метроном в России и уделает многих профи. Он пришёл к этому за... 2 года!!! При этом у него была работа, семья и немного свободного времени по вечерам. Ну и желание, конечно.

*тут небольшая пауза - автор плачет, потому что за 6+ лет обучению игре на гитаре он мог бы выступать с Ваем и Сатриани."

А дальше самое интересное - постановка вокала. Вы слышали Меркьюри и Ламберта - уверен хотя бы раз в жизни было дело. Как они интересно поют - идут вверх и как будто не напрягаются, голос везде одинаковый. Знакомо?
Послушайте Тарью Турунен, Кипелова, Майлза Кеннеди, Иэна Маккаферти. Вы поймёте о чём я говорю. "Вот так вот просто поёт, как будто говорит". И будете правы.

Главное! (а тут о нотах)

Проблема в том, что в гортани не существует ладов и струн. Там нет порожков, черных и белых клавиш. Есть только ассоциация, которая приходит из мозга и говорит гортани, что ей делать. Нет наглядности! Вы можете сколько угодно выполнять упражнения преподавателя из ютуба. Опустить гортань, почувствуйте купол/зевок/кораблик, пойте высокие ноты в позиции зевка - уверен, вы про такое слышали.

Проблема в том, что в гортани не существует ладов и струн. Там нет порожков, черных и белых клавиш. Есть только ассоциация, которая приходит из мозга и говорит гортани, что ей делать. Нет наглядности!

Суть в том, что самый лучший педагог это тот, который слышит голос спектрально и понимает, за какие ниточки в ВАШЕЙ ГОЛОВЕ нужно подёргать, чтобы вы запели, а потом стали петь лучше. Это психолог, который знает вас очень хорошо - ваши мотивации, страхи, зажимы, психологические барьеры. Это не тот, кто скажет опусти гортань и пой.

*ты, да именно ТЫ, опусти гортань сейчас же. Ну как, есть свобода и голос лучше чем у Фредди?*

FAQ

Вы спросите - "На юбилее бабушки/свадьбе сестры/дне рождении мамы знакомый паренёк, который вокалом не занимался спел Бон Джови *всем известную песню*. И спел хорошо!"

Отвечаю. Во-первых, что значит хорошо? Во-вторых, насколько глубоко Вы слышите голоса спектрально? В-третьих, а если поставить перед жюри шоу голос - споёт ли хотя бы также?

Вокалист - настоящий вокалист - это инструмент. Он понимает, что если надо спеть, то знает как управлять гортанью и мышцами, которые помогают в звукоизвлечении. Ему говорят пой - он становится на нужные мышцы и поёт. Он поёт ноты с определённой герцовостью (колебанием звуковой волны) - иными словами, он не выбивается из пачки инструментов, а звучит "в унисон" с ними. Если Ингви Мальмстину дать гитару - он знает что на ней делать: левая рука на гриф, правая с медиатором над звукоснимателем. Он не будет играть на ней носом, а левой рукой менять звуки по высоте, вращая колки.

Вы спросите - "А должен ли преподаватель по вокалу круто петь?"
Отвечаю. Нет, не должен, он должен владеть своим голосом базово. Уметь воспроизводить ноты с различными спектральными особенностями (которым вас обучает). Поэтому меня умиляют ребята из пост/пред/панк/хард/кор/кал групп, которые пишут что-то вроде "Я пою круто и мы с ребятами собираем стадионы - хочешь так же?" Чувствуете, как фокус с голоса сменился на собирание стадионов? )

Вы спросите - "А должен ли преподаватель по вокалу круто петь?" Отвечаю. Нет, не должен.

Поэтому парень быдловатой наружности вряд ли запоёт в ближайшей перспективе. Придётся отказаться от многих привычек, возможно изменить рутинный ритм жизни, чтобы спеть хотя бы одну ноту музыкально.

Что мне делать?

Если вы хотите познать себя, по-настоящему узнать, сможете ли вы преодолеть себя, тогда занимайтесь вокалом. Вы будете ошибаться, ОЧЕНЬ МНОГО ошибаться, потом ещё больше, ПОТОМ ВАМ будет казаться что вы ничего не достигнете и не можете взять даже одну простую ноту на пианино - так 7 раз, потом вам откроется полоктавы до первого порожкового звука, потом ещё 11 раз... Ну вы поняли )

Это адский труд. Спросите любого выпускника музыкальной академии, спросите Адель и Ариану Гранде: "Ну как тебе пелось? Просто? Ты только рот открывал(а) и звуки издавал(а), да?" На вас посмотрят как на умственно-отсталого и расскажут историю о каторжных поисках положений/мышц/позиций/скрипинок по 6-7 часов в день. (Это правда, кстати)

Моя преподавательница, на вопрос "Почему Вы занимаетесь этим на пенсии?" не рассказывала байки про низкую пенсию и "жить надо на что-то". Нет, её ответ меня обескуражил:"Сергей, вот Вы хотите откопать в себе что-то природное, что-то развить в себе, не денег ради, а потому что Вам это нужно - исследовать и найти себя. Как я могу Вам отказать? Как я могу не помочь человеку раскрыть свой природный потенциал?" В тот вечер я ехал домой и долго смотрел в одну точку на горизонте...

Послесловие.

1) Если хотите быстрых результатов - не выбирайте ремёсла, где нет наглядности (вокал, йога); займитесь, например, изучением джавы или UA или постройте шаттл;
2) Настоящий преподаватель - это психолог и слухач и в последнюю очередь певец. Именно в таком порядке (тот же Сетт Риггз - самый лучший и дорогой преподаватель по вокалу в мире - не споёт вам как Паваротти и даже в 10 раз хуже - вряд ли).
3) Занятия по ютубу/видеоурокам - это путь в никуда (в 99,9% случаев). Вам придётся переучиваться потом заново, а значит, забыть старое. Я потратил на это более 3 лет (и до сих пор избавляюсь от последствий) - не рекомендую вам идти этой дорогой;
4) Понимайте, ради чего всё это. Моя цель - свобода и ровность голоса на всём диапазоне и ошибаюсь и оооочень много, чтобы прийти к ней;
И последнее - если вы очень рефлексирующая личность, зацикливаетесь на неудачах или считаете что 2 года без результатов - это провал, то займитесь наглядными вещами.

Занимаетесь ли Вы вокалом?
Да, занимаюсь. Уже давно.
Занимаюсь относительно недолго/Только начал
Нет, но планирую.
Не занимаюсь и не планирую.
Я Ольга Бузова и я богиня - зачем мне это? )
Кнопка для тех, кто хочет посмотреть варианты.
44
6 комментариев

Теперь понял, почему мне учительница по пению ставила пятёрки.
При условии, если я на уроках не пою...
Спасибо!

Ответить

Либо в Вас не верили, либо учительница была не учительница ))

Ответить

"Я знаю, что мне надо сделать шаг 1, затем шаг 2 и т.д. Я знаю, какие сплавы и примерно сколько мне нужно. Я знаю, что есть конкретное топливо, которым заправляют корабли... У меня всё есть для того, чтобы построить ракету."

Это совершенно не так при решении сложнейших инженерных задач, ответов по которым нет в учебниках. С посылом "я знаю" тут вы сильно, очень сильно ошибаетесь. В каждом квалифицированном труде есть свои сложности. Настоящий вокал, академический или не очень — просто трудности и сложности другого характера.

Ответить

Основной посыл автора в том, что "трудности и сложности другого характера." связаны с тем, что ПОКАЗАТЬ нечего в вокале.
И от преподавателя вокала требуется совсем отдельный талант.

Был у меня сослуживец в армии.
Его природный бас стаканы не раскалывал (у нас были алюминиевые кружки), но стекла в столовой полка дрожали, и уши солдат  в трубочку сворачивались.
Естественно, место его должно было быть не в подземельях узла связи, а в консерватории.
Но ...
Из восхищения его талантом я передал ему то, что знал (наверное, около 0,1% от необходимого), и на этом всё.

Ответить