4 шага для создания AI-команды
AI-консалтинг — это не только про алгоритмы и данные. Это также работа с топовыми экспертами, способными создавать настоящую магию. Представьте, будто вы собираете команду супергероев, но вместо сверхспособностей — умение писать код и работать с LLMs (Large language models).
В этой статье я поделюсь ключевыми аспектами формирования и развития AI-команды, советами по подбору, обучению и масштабированию, а также обсудим, как удерживать и мотивировать сотрудников.
1. Формирование ядра команды
Определение целей и задач компании
Первый шаг — определить, с какими проектами вы хотите работать. Постановка конкретных и измеримых целей поможет определить, какие специалисты вам нужны (и от проектов, с которыми вы намереваетесь работать). Хотите ли вы, чтобы они разработали модель, которая будет обучать студентов высшей математике? Или может, вам нужно, чтобы они анализировали данные продаж и улучшали бизнес-процессы?
Подбор ключевых специалистов
Теперь, когда вы знаете, что вам нужно, пора собирать команду. В типичной AI-команде могут быть следующие роли:
- AI Researcher: продумывают архитектуры новых моделей, изучают научные статьи.
- Machine Learning Engineers: маги данных, которые делают так, чтобы модели работали быстро и эффективно.
- Data Analysts: аналитики, которые расскажут вам, что все эти данные на самом деле значат.
- Software Engineers: ребята, которые интегрируют все это великолепие в ваши системы.
По моему опыту поиска кандидатов за период 2023-2024 годов на СНГ и международном рынках, могу с точностью сказать, что работающих с LLM разработчиков — 5% от всех соискателей, что у нас были. В основном это инженеры (Software, Data Science), которые заинтересованы в LLM проектах. Но таких разработчиков еще нужно обучать работе с моделями, поэтому будьте готовы тратить много времени как на подбор, так и на обучение специалиста.
2. Обучение и развитие команды
Введение в корпоративную культуру
Успешная интеграция новых сотрудников начинается с их знакомства с корпоративной культурой компании. Важно, чтобы новые члены команды понимали, что у вас не просто компания, а целый мир, где царят свои правила и ценности.
Для облегчения адаптации новых сотрудников можно проводить специальные мероприятия, направленные на знакомство с коллегами и основными процессами компании. Например, провести встречу-знакомство, где каждый “новенький” расскажет о себе.
Но если это кажется вам скучным, используйте одну из моих идей. Механика:
- Вы заранее просите нового члена команды прислать фотографию своего рабочего стола и несколько интересных фактов о себе;
- На встрече показываете слайд с фотографией, фактами и предлагаете команде угадать, кто из новоприбывших загадан на нем.
- После правильного ответа, новый член команды рассказывает о себе.
Поверьте и попробуйте, это очень занимательное мероприятие.
Обучение и повышение квалификации
AI — это быстро развивающаяся область, и для успешной работы в ней важно постоянно обучаться и повышать квалификацию. Каждую неделю появляются новые модели, которые все лучше и лучше предыдущих. Новые подходы, способные оптимизировать затраты клиентов в несколько раз. IT — это динамичная область, где технологии устаревают за 2-3 года, а у нас счет идет на месяцы. Следить за этой постоянно меняющейся средой — ключевая задача для успешного присутствия на рынке.
Кроме самостоятельного изучения, вы можете мотивировать команду больше погружаться в новые технологии. Например, через создание еженедельнух технических встреч, где вы будете обсуждать новые статьи и новости в сфере AI, генерировать идеи по внедрению новых моделей и оптимизации ресурсов.
3. Масштабирование команды
Стратегии масштабирования
Когда ядро команды сформировано и работает эффективно, можно переходить к этапу масштабирования. Масштабирование команды должно происходить поэтапно, в зависимости от роста бизнеса и увеличения объема проектов.
Составьте план по текущим и новым проектам на полгода-год. Сколько проектов и какой бюджет планируется? Какое количество разработчиков выделяется под конкретный проект? Какие расходы, кроме вознаграждений команде, еще планируются?
Это поможет не только определить ваше финансовое состояние, но и спланировать будущие ресурсы.
Управление и координация
С увеличением команды растет необходимость в эффективном управлении и координации. Для этого можно использовать различные инструменты и технологии, такие как системы управления проектами (JIRA, Asana, Monday), платформы для совместной работы (Slack, Microsoft Teams), методологии (Kanban, Scrum, Agile) и другие.
В нашем случае, кроме встреч по планированию и закрытию спринтов, был бот в Slack, который помогал команде валидировать свои задачи (https://geekbot.com/). Каждый день в 10:00 утра по местному времени каждого члена команды он задавал несколько вопросов:
- Как твое настроение? (ответы помогают вам понять атмосферу в команде)
- Что сделано с [предыдущий день отчета]?
- Что планируешь сделать сегодня?
- Что тебя блокирует? (если ответ “нет/ничего”, то этот вопрос не публикуется в отчете)
4. Удержание и мотивация команды
Создание благоприятной рабочей среды
Для удержания талантливых сотрудников важно создавать благоприятные условия. Комфортная работа, гибкий график, возможность удаленной работы, бонусы — все это способствует удовлетворенности сотрудников и их лояльности к компании. Но это вы и без меня знаете. А как на счет внутренних мероприятий?
Если вы работаете с распределенной командой, то мероприятия также можно проводить в Zoom / Google meet. Например, на празднование Нового года я собрала доску с елкой и елочными игрушками в Miro. Я заранее попросила команду прислать интересные/забавные/необычные вопросы и положила их под каждый шарик. На встрече мы открывали каждый шар и кто-то из команды отвечал на вопрос. Конечно, все это было под бокальчиком шампанского и с новогодними шапками!
Мотивация и поощрение
Мотивация сотрудников — ключевой фактор продуктивности и желания развиваться в компании. Введение системы вознаграждений, бонусов, премий за достижение ключевых показателей помогает поддерживать высокий уровень мотивации. В нашей компании бонусами были годовой доступ в премиум ChatGPT, курсы английского языка, бюджет на внешнее обучение..
Не менее важно поздравлять участников команды с праздниками (в том числе с днем рождения). К примеру, на новый год мы дарили каждому книгу The Software Engineer's Guidebook и LEGO с персональной тематикой (в зависимости от интересов члена команды).
Заключение
Создание и масштабирование успешной AI-команды — это сложный, но один из основных и важных процессов для компаний. Четкое определение целей, правильный подбор специалистов, постоянное обучение, эффективное управление и мотивация команды – все это ключевые факторы успех
При написании статьи я осознала, как много могу рассказать о вовлеченности, разных механиках, метриках, обучении и мотивации команды. Но для этого не хватит одной статьи. Поэтому ждите новых, более подробных и с крутыми кейсами.
Пусть ваша команда станет той самой супергеройской командой, которая будет восхищать клиентов и приносить успех вашему бизнесу!