Заявка в Сколково: история подачи + инструкция по заполнению

Делюсь историей подачи заявки на статус резидента Сколково для одного из моих долгосрочных партнеров (я помогаю малому бизнесу и стартапам в прохождении в программы акселерации и фонды, кому актуально – обращайтесь). Расскажу про подготовительные работы, процедуру заполнения заявки, полученные результаты.

Предварительный анализ

Прежде чем принимать решение о подаче заявки я подготовил для заказчика список преимуществ и льгот, которые получают резиденты фонда, а также ознакомил с ограничениями, которым придется соответствовать.

Ход рассуждений:

Что нам дает статус резидента? (помимо перечисленного ниже Сколково предлагает ряд других бонусов, но для моего партнера они были не так актуальны).

1. Гранты и микрогранты – наша основная цель получения статуса резидента

  • Микрогранты - до 4 млн. руб. в год, которые можно потратить на испытания, прототипирование, выставки, поездки на выставки, интеллектуальную собственность, закупку комплектующих, аренду оборудования, маркетинг, заработную плату. Процедура получения не сложная.
  • Гранты на бОльшие суммы для проведения исследований.

    Чтобы получить – необходимо защитить дорожную карту. Это требует большей подготовки.

2. Налоговая оптимизация

  • Налог на прибыль – 0%

  • НДС – 0%

  • Пониженная ставка для страховых взносов – 14%
  • Компенсация таможенных платежей

3. Менеджерская поддержка от Сколково – за каждым проектом назначается менеджер. Польза для нас – нетворкинг.

4. Экосистема – встречи и мероприятия, знакомства с инвесторами, опыт от других участников технопарка по решению схожих бизнес-задач (выход на зарубежные рынки, интеллектуальная собственность и т.д.)

5. При поиске зарубежных инвесторов опыт привлечения инвестиций или другой положительной оценки на локальном рынке является преимуществом.

6. Статус резидента, который можно использовать в маркетинговых целях, при построении коммуникаций, общении с партнерами, работе на выставках и т.д.

Какие обязательства накладывает статус резидента?

1. Единственное условие – внести изменения в Устав и указать, что компания занимается исключительно деятельностью по проведению исследований и коммерциализации результатов.

Можно осуществлять исключительно:

  • исследования

  • разработки

  • коммерциализацию путем: продажи прав интеллектуальной собственности, выполнения НИОКР, производства товаров, создания юр. лица.

Также можно вовлекать объекты коммерциализации в экономический оборот любыми способами, непротиворечащими законодательству РФ.

При этом толкование коммерциализации результатов достаточно широкое. То есть фактически организация сможет осуществлять все, чем она занимается на настоящий момент.

Ранее также существовало требование о размещении юридического адреса резидента на территории Сколково, которое часто отпугивало основателей. К счастью, его сняли в августе 2019 года. Поэтому условий осталось всего два – иметь юридическое лицо (не ИП) и внести указанные выше корректировки в Устав.

По итогу ограничений существенно меньше, чем плюсов. Поэтому пришли к выводу, что игра стоит свеч – значит, подаем заявку.

Кластеры и критерии оценки

Существует 5 кластеров: ИТ, Биомед, Энергетика, Космос и Ядертех. Если у вас проект в одной из этих сфер - велкам. Важно, что отрасли экономики, на которые распространяются кластеры шире, чем можно понять из их названий. Поэтому если вы где-то на стыке и не уверены, подойдет ли ваш проект, то рекомендую изучить подробно описание кластеров, возможно, вы сможете стать резидентом. Мы подавались в кластер Биомед.

Процесс подачи заявки простой - нужно зарегистрироваться и заполнить анкету на сайте. Никаких дедлайнов нет. Как только анкета заполнена - она отпп на рассмотрение. В течение 3-4 недель приходит ответ от фонда.

Проект оценивают 6-7 экспертов. Каждый отвечает на 5 вопросов:

1. Обладает ли продукт или технология потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами?

2. Обладает ли продукт или технология перспективой коммерциализации на российском и мировом рынке?

3. Является ли проект технически реализуемым и не противоречащим основополагающим научным принципам?

4. Обладает ли команда проекта необходимыми навыками, знаниями, опытом и потенциалом?

5. Достаточно ли представленных материалов для оценки проекта?

Для прохождения заявки нужно получить более 60% голосов по вопросам 1-4 и более 50% по вопросу 5.

Вообще, процедуру заполнения любой заявки на грант или в акселератор я рекомендую начать с изучения критериев оценки. Тогда вы всегда знаете, на что делать акцент и какие вопросы в анкете проработать особенно тщательно, понимаете, как лучше подать информацию.

В Сколково важны три основных момента: технология, команда, коммерциализация. Если проект недоработал хотя бы по одному из компонентов – он не пройдет отбор.

Заполняем заявку

Заявка заполняется в личном кабинете на сайте.

Здесь расскажу, как мы заполняли некоторые из пунктов анкеты и поделюсь ошибками, которые можно было бы избежать. Пройдусь не по всем пунктам, а по наиболее важным / сложным моментам.

Блок 1. Общая информация.

В пункте 2, где указывается наименование или ФИО соискателя лучше указать человека (например, основателя), а не компанию. Когда проект пройдет предварительную экспертизу, уже надо будет указывать организацию и приводить все документы в соответствие с требованиями Сколково. При этом важно – в следующих разделах анкеты участники команды дают согласие на участие в проекте. Если в этом пункте вы указали основателя, то согласие нужно оформлять на его имя, а не на организацию.

В пункте 4 – краткое резюме проекта – лучше писать четкие факты и показатели. Мы старались минимально использовать слова типа «инновационный» и «уникальный», так как эксперты фонда уже устали это читать в каждой анкете. Делали акцент на цифры и результаты.

Если этот пункт совсем не пишется, я подготовил шаблон, который может помочь – просто впишите свои названия и показатели.

Наш продукт А предназначен для … (Описать что делает продукт / сервис, на какую ЦА ориентирован, какую проблему этой ЦА решает).

На данный момент сделано: 1. … 2. … 3. … (Обязательно уточнить на какой стадии продукт – MVP/ готовый продукт и показать в цифрах сколько клиентов и какой объем продаж. Остальные достижения в зависимости от проекта).

Цели: 1. … 2. … 3. … (Показать цели в перспективе 1-3 лет в измеримых метриках, например, занять 30% рынка)

Блок 2. Проблема и решение.

Общая задача этого блока – показать, что на рынке существует потребность в продукте. То есть логика изложения у нас была примерно следующая:

  1. Описали текущую ситуацию, с какой проблемой сейчас сталкиваются наши потенциальные клиенты.
  2. Показали, что рынок достаточно большой и потенциальных клиентов много. Для этого использовали статистические данные и аналитические отчеты, обращая внимание на актуальность данных, брали источники не ранее 2018 года.
  3. Рассказали, как сейчас пользователи решают проблему. Здесь вскользь прошлись по косвенным конкурентам и их минусам, но не углублялись – для этого дальше есть отдельный блок.
  4. Рассказали, как наш продукт решает проблему. Здесь описали все максимально подробно, подключили медицинского эксперта проекта, чтобы он изучил наш текст и проверил грамотность подачи информации.

Совет: Всю информацию включайте в основную анкету, т.е. пишите прямо в поле. Прикреплять дополнительные файлы можно, но эта опция больше нужна для изображений, иллюстраций, видео. Все, что можно сказать словами, пишите в тексте заявки.

Блок 3. Технология.

Здесь логика повествования у нас была такая:

  1. Сформулировали, к какому инновационному приоритету относится проект. Приоритеты можно найти на сайте кластера.
  2. Расшифровали, в чем именно заключается технология.
  3. Описали функциональные характеристики, которые помогают реализовать проект – т.е. что позволяет пользователю делать эта технология.
  4. В разделе «приложения» показали архитектуру решения: подготовили картинки, визуальные образы, пояснили, как что работает.

Совет: Если нужно сделать ссылку на видео – загружаете видео на youtube, а дальше в текстовый документ вставляете ссылку, сохраняете как pdf и прикрепляете к анкете.

Этот блок мы тоже писали вместе с медицинским экспертом, рекомендую делать также. Подключайте медицинского эксперта для Биомеда или технического специалиста проекта для остальных кластеров.

Блок 4. Схема коммерциализации

Коммерциализация – один из ключевых разделов. Что логично: если компания не может монетизировать свою идею – какой смысл в ее деятельности?

Представители кластеров говорят, что даже если у проекта сейчас нет продаж, но есть перспективы - это не смущает экспертов, т.к. Сколково инвестирует на разных стадиях. Но лучше, конечно, показать какие-то результаты.

Совет: Если нет продаж, сделайте, например, договора о намерениях. Расскажите о компаниях, с которыми ведете переговоры, в какой стадии сейчас находитесь, когда будете выходить на сделку. Это покажет, что вы в принципе понимаете важность коммерциализации и работаете в этом направлении, предпринимаете конкретные шаги. А не будете пилить на гранты Сколково свой продукт до последнего доводя его до идеала, чтобы потом выяснить, что он мало кому интересен.

Мы делали акцент на точные цифры. Указали, сколько текущих клиентов, какие объемы продаж в рублях, в штуках, какой рост за последние пару лет, какие перспективы видим и как оцениваем себя в будущем.

Блок 5. Конкурирующие решения

Здесь мы искали и изучали технические показатели конкурентов, чтобы сформулировать наше конкурентное преимущество в таком формате: мы быстрее на 5%, выше на 10%, сильнее на 15%, чем наш основной конкурент Х.

Совет: выделяете конкретные измеримые показатели и по ним проводите сравнение. Результаты записываете цифрой. Отлично, если у вас есть данные испытаний, на которые вы можете сослаться.

Важно, чтобы сформулированные конкурентные преимущества подробно были описаны в предыдущем разделе «Технология». Например, если преимущество проекта – это какой-то конструктивный элемент, которого нет у конкурентов, то в разделе «Технология» следует уделить этому элементу особое внимание, включить изображения и технические показатели.

Также эксперты обращают внимание на то, насколько легко можно скопировать ваши конкурентные преимущества. Обоснуйте, почему конкуренты не смогут сделать также. В комментариях по первой заявке от одного из экспертов прочитали фидбэк, что одно из конкурентных преимуществ, обозначенное нами, легко копируемо. Поняли, что недостаточно раскрыли этот пункт и во время повторной подачи уделили этому преимуществу отдельный раздел как в блоке Технология, так и в разделе сравнения с конкурентами.

Блок 7. Команда

Первый важный момент – члены команды могут быть не в штате. То есть если какой-то эксперт обладает сильным портфолио и консультирует ваш проект, но трудоустроен в другом месте – его все равно можно включить в состав команды.

Мы изначально этого не знали, поэтому не включали в заявку медицинского эксперта. Естественно, получили отказ и рекомендации добавить специалиста в области медицины в команду – пришлось дорабатывать и подавать повторно. Хотя так могли бы пройти с первого раза.

Второй важный момент – включение в состав команды проекта не налагает на членов команды никаких обязательств (кроме моральных, разумеется) ни перед Сколково, ни перед основателем. Пишу это, потому что все члены команды должны подписать соглашение на участие в проекте. И бывает так, что некоторые опасаются его подписывать, так как считают, что это налагает какие-то обязательства. Даже подписав это соглашение можно выйти из команды проекта в любое время.

Каким должен быть состав команды? Как минимум два крутых специалиста – один отвечает за научную часть, второй – за коммерциализацию. Если проект из области медицины – должен быть также специалист с медицинским бэкграундом.

По критерию оценки команды проекта у нас в итоге были самые высокие результаты, и все эксперты фонда проголосовали за команду. Поэтому расскажу, как мы показывали опыт. Нужно забыть общие фразы типа «большой опыт», «опыт управления различными бизнесами» и т.п. Везде следует указать конкретные цифры: сколько лет опыта, на каком рынке, в какой позиции, какие результаты удалось достичь за это время (тоже в количественной оценке). Для научных специалистов и медицинских экспертов ценятся публикации, научные работы, исследовательская деятельность, ученые звания.

Вот как мы заполнили пункт E (Ключевой опыт, имеющий отношение к области данного проекта:

Ведущий эксперт на рынке (название рынка) с опытом работы и руководства компанией более N лет. Опытный специалист по созданию … (несколько ключевых созданных продуктов, которые сейчас успешно коммерциализированы).

Руководитель команды из N специалистов. Динамика выручки компании: N млн. руб. в 2017 году, N млн. руб. в 2018 году, N млн. руб. в 2019 году. В среднем рост выручки составляет N% в год. Имеет большой опыт налаживания поставок и продаж … на российском рынке, в странах СНГ. Общий объем продаж компании на российском рынке составил N млн. руб. в 2019 году. Объем экспорта составил N млн. руб. в 2019 году.

Имеет опыт руководства созданием нового оборудования в области (название рынка): создал и запустил на рынок продукт Б (далее краткое описание продукта Б). Продукт Б создан в N году и успешно продается на рынке в течение N лет. Количество клиентов за N лет составило более N компаний по всей России. В течение 2019 года совершается более N сделок по продукту Б ежемесячно. Общая выручка от продаж продукта Б составила более N млн. руб. за N лет.

Руководитель проекта регулярно участвует и представляет компанию на отраслевых мероприятиях: выставках, конференциях, симпозиумах. Далее перечислены доклады на отраслевых конференциях.

Совет: Если членов команды с классным бэкграундом больше 4х – прикрепите данные об остальных в отдельном файле. В саму анкету можно вписать максимум 4 участника.

Обратная связь

Заявка рассматривалась примерно 3 недели. Потом по почте пришло письмо с оценками экспертов в формате Да/Нет. Дополнительно можно запросить обратную связь с подробными комментариями – называется это Бюллетень экспертизы по существу. Там эксперты обосновывают свои оценки и дают рекомендации проекту – в целом полезная штука. Оттуда же мы поняли, например, про необходимость включения медицинского специалиста в состав команды.

Также благодаря подаче этой заявки с компанией вышел на связь один частный инвестор, заинтересованный в инвестициях в проект.

Кстати, если в первом пункте анкеты – разделе Соглашение - поставить галочку в варианте «Я принимаю условия соглашения о неразглашении предоставленной информации о проекте (с правом предоставлять информацию потенциальным инвесторам)», то помимо экспертизы по существу проект автоматически попадает еще и в Сколково венчурные инвестиции. Это значит, что, если проект заинтересует, они могут пригласить на встречу и обсудить возможность привлечения инвестора. Инвестируют на всех стадиях, и в pre-seed и в зрелые проекты.

О других вариантах привлечения инвестиций и подготовке заявок в фонды, акселераторы, бизнес-инкубаторы рассказываю в своем телеграмм-канале.

Если есть вопросы - буду рад пообщаться в комментариях.

88
11 комментариев

Мне вот что не понятно с "идеей" Сколково.
Почему если скажем так мой проект вырос в гараже, я не могу стать (а надо ли оно вообще) резидентом Сколково.
Я не оч. в теме, от слова совсем. Но разве идея Российской "Silicon Valley" была не в том чтобы вынашивать и выращивать идеи которые могут стать будущими "единорогами"?

P.S. 
Мне прям так и хочется рассказать свой пока не состоявшийся путь про Сколково.
У меня есть идея на единорога (я так считаю) причем не местного  :)) Я даже переехал в Москву, почти для этого (живу возле Сколково). Но как я был наивен, о как я был наивен (и возможно глуп) :)) Я не знал что чтобы твоей идеей заинтересовались нужно показать MVP, быть юриком, иметь команду и тд. и тп. И тогда у меня возник логичный вопрос, А вы мне тогда зачем? Что дает Сколково?. Я на сайте в футере поставлю иконку Sc? Иии? Я инженер и я хочу создавать и мне некогда возиться со всей этой юр. бюрократией.
Может я и не прав.

2
Ответить

Вы можете подавать заявку как физ.лицо, зарегистрировать юр.лицо можно уже после прохождения предварительной экспертизы.
В Сколково в основном идут за грантами, налоговыми льготами и доступом к профессиональному сообществу - это касательно того, чем оно может быть полезно.
С моей точки зрения, если Вы инженер и хотите создавать, то Вам как раз и нужна команда, чтобы не приходилось работать со всей юр. бюрократией)) 
Конечно, Сколково нужно не всем и подходит не всем) 

Ответить

введете в команду пару опытных успешных управленцев и будете подсасывать баблос. и вам копеечка и они рады

Ответить

А как сколково относится к развлекательным проектам? 
Как защитить проект, если его ценность не только утилитарна (решает проблемы), но и творческая (развлекает)?

Ответить

Подавать заявку в Сколково имеет смысл только если проект относится к одному из 5 кластеров: IT, Биомед, Энергетика, Космос и Ядертех. Если развлекательный проект в сфере IT, то можно подавать. Защищать точно также, как и другие проекты: показываете, что у вас есть рабочий технологичный продукт, хорошая команда и возможности по коммерциализации. 
Конкретнее смогу ответить изучив проект. Если есть желание, напишите в личку или в телеграм.

Ответить

Очень полезно, спасибо. Обращусь, когда чуть разжиреем)))

Ответить

Спасибо. Пишите, буду рад)

Ответить