Спасти розничный бизнес: 5 вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем делать (или не делать) мобильное приложение

Многие компании оказались сегодня не в самых лучших условиях, и единственным шансом для продолжения бизнеса остается доставка продуктов или товаров по городу. В этой статье мы решили порассуждать о том, стоит ли использовать для этого мобильное приложение, и на какой бюджет следует рассчитывать, чтобы от него была отдача.

Спасти розничный бизнес: 5 вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем делать (или не делать) мобильное приложение

Предложения по доставке товаров и услуг сейчас на подъеме во всех странах. Люди #StayHome и заказывают на дом продукты и блюда, технику и товары. Особенно интересен рынок доставки для кафе, баров и ресторанов, которые в большинстве случаев работали в режиме offline. Многие из них уже пользовались услугами агрегаторов, таких, как Delivery Club или Яндекс.Еда. Но сегодня, когда 99% всех заказов проходят онлайн, возникает желание отказаться от комиссий и условий агрегаторов, начать работать по своим правилам.

Вообще любая компания, потерявшая возможность показывать потребителям свой товар в зале, может организовать каталог онлайн. Магазины одежды и мастерские могут создать сайт, а вместе с ним, быть может и мобильное приложение. Но сегодня мне хотелось поговорить не о тех случаях, когда приложение будет полезным, а когда делать его не стоит. Остальные ситуации можно вычислить методом исключения.

Что нужно знать, прежде чем приступать к внедрению мобильного приложения?

Чтобы четко понять, принесет ли пользу бизнесу срочно сконструированное мобильное приложение, нужно разобраться, что должно быть в таком продукте, и сколько будет стоить создание работающего приложения, которое поможет привлечь клиентов, а не станет просто дополнительной затратой в и без того сложное время.

  • Есть ли у вас электронный каталог товаров/услуг?

Когда мы начинаем говорить с заказчиками мобильного приложения, первым делом речь идет о каталоге. Он должен быть цифровым — сегодня предприниматели активно создают каталоги именно для выхода в онлайн. В них могут храниться запчасти для телефонов, детали автомобилей, наборы строительных материалов, техники, доступной для аренды и так далее.

В более выгодном положении оказываются те компании, у которых уже есть каталог уже есть (например, в 1С). В этом случае создавать мобильное приложение будет проще, потому что данные загружаются из системы, а заказы выгружаются обратно в учетную систему.

Конечно, если каталога нет, его можно создать. Логику работы с заказами тоже можно реализовать в серверной части приложения. Однако это будет более долгий и дорогостоящий проект. К тому же, если товаров много, в приложении должен быть фильтр, возможности группировки и сортировки. Иначе потребители вряд ли будут рады появлению нового, но неудобного инструмента заказа.

  • Определились ли вы с необходимыми опциями?

Если мобильное приложение служит для заказа, в нем должна быть корзина, а также желательно иметь «Избранное», в котором будут храниться понравившиеся пользователю товары, и история покупок, чтобы человек мог быстро повторить заказ, например, любимых блюд.

Возможности заказа также могут быть разными. Например, человек может заказать доставку или самовывоз из удобного магазина/точки выдачи, а может быть просто отправить заказ, который придет вам на электронную почту или в CRM-систему (AMO, Bitrix, 1С или вообще самописное решение).

Если у компании несколько магазинов, и сегодня они работают как «пункты самовывоза», то есть могут выдавать заказы, в приложение можно добавить карту, помочь клиенту проложить маршрут к ближайшему пункту.

  • Нужна ли вам персонализация в приложении?

Приложение может быть обезличенным или содержать личный кабинет, чтобы, как минимум, позволить пользователю редактировать свои данные. Бизнесу личный кабинет нужен, как правило, для сбора статистики, а также для дальнейшей персонализированной коммуникации с клиентом и рассылки уведомлений.

Дополнительная возможность — сделать персонализированную главную страницу, чтобы, исходя из интересов пользователя формировать индивидуальные подборки. В них может входить то, что понравилось и оказалось в избранном, то, что человек клал в козину когда-то, или аналогичные товары, которые вам нужно продать.

  • Будет ли мобильное приложение поддерживать программу лояльности?

Больше всего пользы от личного кабинета, если в структуру приложения интегрирована система лояльности. Конечно, ее внедрение сделает проект более трудоемким. Но зато появляется возможность управлять взаимоотношениями с клиентами, давать кэшбэк и скидки, стимулировать сделать новый заказ.

Систем лояльности на рынке очень много, и удобнее всего оказывается интегрировать мобильное приложение с готовой и уже используемой системой. Например, когда мы создавали приложение для сети кальянных, интеграция происходила с Premium Bonus, но на ее месте может быть вообще любой продукт. Также, если компания еще не работает ни с одной системой, можно реализовать несложное решение собственной разработки, определив логику начисления баллов и скидок в серверной части.

  • Соответствует ли бюджет вашим ожиданиям?

Очень часто, начиная обсуждать мобильное приложение, мы выясняем, что заказчику хочется самое крутое решение. Однако при этом растет и стоимость разработки, и срок ее завершения. Например, самое простое приложение, но с уже готовым дизайном, личным кабинетом, каталогом и формой заказа будет стоить около 350 тысяч рублей.

По мере добавления дополнительных подборок и опций, подключения систем лояльности и рекомендаций, внедрения таких компонентов, как карта, стоимость мобильного приложения будет увеличиваться и составит от 1 миллиона рублей.

При разумном планировании инвестиции в мобильное приложение окупаются, потому что клиенты находят больше поводов заказать что-то именно у вас. Но на сегодняшний момент большинству клиентов стоит начать с небольшого набора функциональности, фактически MVP (Minimal Viable Product), чтобы реализовать самое важное и позволить клиентам делать заказы с мобильного устройства как можно быстрее и при минимальных затратах.

Секрет успеха — поэтапное движение

Учитывая сложную рыночную ситуацию, вам нужно понять, стоит ли делать мобильное приложение для вашего бизнеса именно сейчас? Если появление нового канала оформления заказов откроет новые возможности продаж для компании и ожидаемая прибыль будет выше затрат, то, конечно, стоит. К тому же сегодня существуют возможности разработки мобильных приложений сразу для нескольких платформ, например на React Native (ссылка на прошлый пост) или Flutter (ссылка на наш хабр), чтобы в кратчайшие сроки предложить новинку сразу для пользователей всех категорий устройств.

Но если бюджет не позволяет выделить даже 350 тысяч на мобильное приложение, либо у вас еще не готов ни каталог, ни концепция приложения, лучше всего выйти в онлайн другим способом. Вы можете просто создать группы в социальных сетях, опубликовать самые яркие фото в Instagram, оставить свои телефоны и принимать заказы вручную. В текущей ситуации для многих представителей бизнеса такой метод онлайн продвижения позволит быстрее достичь результатов. К тому же первые шаги в онлайн-продажа помогут оценить ожидания потребителей и сформировать концепцию мобильное приложение на будущее, даже если вы не готовы создавать его сегодня.

66
Начать дискуссию