Обнуление: как перезапустить бизнес вручную и не свихнуться в самоизоляции
Вероятно, вас тошнит от статей, где компании в отутюженных белых пальто рапортуют, как беспроблемно перешли на удалёнку — и ни один бизнес-процесс при этом не пострадал. Наш переход на самоизоляцию был больше похож на потоп, пожар и переезд одновременно, хотя нам казалось, что мы умеем работать дистанционно.
В этой статье мы решили препарировать свой опыт, рассказать, как все выглядело с точки зрения руководителей, сотрудников, психолога (да, мы подключили к делу психолога), подсветить все противоречия и неожиданные открытия.
Пару слов о нас
Мы небольшая региональная консалтинговая компания «Батискаф» со штатом 20+ человек. Ведем клиентам бухучет, маркетинг, решаем юридические вопросы и создаем образовательные продукты для бизнеса. Одной ногой стоим в онлайне — большинство клиентов ведем удаленно, другой в офлайне — работаем из офиса, много общаемся вживую, проводим очные образовательные мероприятия.
Мы не те ребята, у которых оцифровано каждое телодвижение, но как у всякой порядочной компании, у нас есть «Битрикс», который мы не любим. Учитывая, что мы оказываем услуги дистанционно, переход на удаленку не должен был вызвать проблем. Но вызвал.
Полный перезапуск
Особенность коронакризиса в том, что он нанес двойной удар по бизнесу. Первый — стандартный удар по экономике, который наносит любой уважающий себя кризис. Второй — необходимость работать не просто удаленно, а работать в условиях самоизоляции с родственниками, детьми и котиками, которые постоянно что-то роняют. И тут возникает проблема. С одной стороны, важно действовать стремительно, поскольку то, что было актуально вчера, сегодня уже не имеет значения.
С другой стороны, суета порождает неверные решения, что в разы усложняет задачу руководителю. На него давит ответственность за компанию, давят ожидания сотрудников. Наше общество склонно прощать ошибочные действия, а в бездействии видит слабость. В такой ситуации очень сложно взять паузу и принять взвешенное решение, кажется, что важнее предпринять хоть что-то, хотя борьба с кризисом может оказаться разрушительнее кризиса.
Как изменились распорядок дня и рабочие процессы
Режим самоизоляции перетряхнул жизнь компании. Раньше большинство вопросов решалось с помощью личных встреч. Когда компания маленькая, проще зайти в соседний кабинет к коллеге или собраться рабочей группой в переговорке и обсудить вопрос. За несколько лет работы сложился определенный уклад: какие вопросы обсуждать с руководителем компании, какие с руководителями департаментов, какие между собой. Самоизоляция поломала привычную схему, и пришлось менять колеса на ходу.
Практически каждый руководитель начинает переживать в ситуации, когда не видит чем заняты сотрудники: «А вдруг они устроили пикник с вином и шашлыками вместо того, чтобы работать? А вдруг они наделают ошибок? А вдруг...» Все это усиливает тревогу и желание контролировать, что происходит.
Рабочий день в офисе служит своеобразным экзоскелетом, невидимой опорой — все эти планерки, задачи от руководства, общение с коллегами формируют рабочий день. Но когда оказываешься предоставлен сам себе, приходится учиться организовывать все самому.
Держим руку на пульсе
Есть команды, привыкшие работать дистанционно. Мы же только учимся это делать. Плюс, одно дело — работать удаленно, когда для этого созданы условия: оборудовано рабочее место, есть привычный круг задач. И совсем другое, когда это — самоизоляция, и вводные меняются каждый день. Чтобы понимать, что происходит в компании с каждым, мы стали проводить планерки дважды в день. Это разделило «Батискаф» на тех, кто увидел в этом пользу и тех, кто счел это перебором.
Какие плюсы во всем этом есть?
Дэйв Вайсер, основатель Gett, говорил, что приучил себя с любопытством вглядываться в кризисные ситуации, чтобы разглядеть, что хорошего они в себе скрывают. Мы попробовали сделать то же самое, и вот какие плюсы самоизоляции и коронакризиса обнаружили.
Самоизоляция заставила взглянуть на привычный образ жизни под другим углом. Оказалось, что в работе и быту тоже есть моменты, которые улучшились.
С какими трудностями столкнулись
Классик писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Такая же ерунда и с самоизоляцией, если плюсы похожи, то сложности разнообразны. Кто-то страдает из-за того, что ему сложно себя организовать, кто-то из-за одиночества и невозможности общаться с родственниками, кто-то, наоборот, не знает куда деться от родственников, а у кого-то просто медленный интернет.
Психологическая поддержка
Еще до кризиса «Батискаф» сотрудничал с Антоном Громовым, гештальт-терапевтом и организационным консультантом. Антон занимался организационным консалтингом с командой руководителей. Когда коллектив вынужден был работать удаленно, возникла другая задача — провести «мониторинг» работоспособности и обеспечить психологическую поддержку команды.
Формат психологической онлайн-поддержки сильно отличается от групповой психотерапии или развивающей работы с командой, поскольку задача здесь сильно урезана — дать людям возможность предъявить свое эмоциональное состояние, отрефлексировать и переварить какие-то сложные моменты. Специфика формата еще и в том, что:
У людей нет запроса, есть только определенное эмоциональное состояние, и нужно понять, кому терпимо, от кого надо отстать, а кому нужна поддержка.
Эта работа организуется, как поддержка руководителя и по его инициативе. Поэтому не каждый участник находит этот формат полезным. Для кого-то этом может стать дополнительной нагрузкой.
Какие открытия подарила нам самоизоляция
Окончательные выводы делать еще рано, в конце концов, мы работаем на удаленке всего 3 недели, но кое-какие любопытные открытия новый опыт уже принес.
Вот с такими сложностями и открытиями проходит плавание «Батискафа» — кислорода стало меньше, но мы держимся:) А какие плюсы и минусы работы на удаленке видите вы? Столкнулись ли с какими-то неожиданными для себя открытиями?
Можно подумать что понимали. Но по факту оказалось, что не совсем. Когда ушли на удаленку, стали понимать друг друга лучше. Больше общаться стали. Побывали друг у друга на кухнях, познакомились с домашними питомцами. Жизнь в онлайне уменьшила дистанцию между всеми сотрудниками 😊
Практически каждый руководитель начинает переживать в ситуации, когда не видит чем заняты сотрудники: «А вдруг они устроили пикник с вином и шашлыками вместо того, чтобы работать?>>
Всегда негативно относился к таким категориям людей. Вместо того чтобы довериться и смотреть на результат (а по результатам уже награждать или увольнять), такие особи всё время требуют ответы на незначительные вопросы (или на вопросы которые сами с лёгкостью могли бы найти ответ), поручают мелкие или не по существу задачи, постоянно отвлекая внимание сотрудника добиться поставленной задачи и постепенно загоняя человека в угол, а потом внезапно спрашивать результат.
Драматический сценарий😊, но не мой. Больше переживаний было о том, как будут сотрудники работать из дома, когда дома вся семья и условия мягко говоря не рабочие.
Единственное полезное, что можно извлечь из этой реально неплохо написанной статьи - это название запущенного марафон для предпринимателей - «НасРать»)))) Всё остальное, хоть и реально неплохо написано, но непонятно кому и зачем нужно. Разве что самому Батискафу для рекламы?..
Бесполезная и интересная статья - мне кажется это тянет на комплимент :) Название марафона мы любим. И марафон получился хороший. Подключайтесь, если вы предприниматель. Особенно из центральной части России. У нас преимущественно дальневосточники в нем участвуют🤗
"Нянет на комплимент" - это мягко сказано. Я журналист, у меня несколько своих изданий, и когда я вижу, какой объем работ провели люди для подготовки этой статьи (текст, фотографии и т.д.), то мне просто непонятно - зачем было потрачено столько времени?..
Нам тут в Москве, конечно, дальневосточников не понять))) Тут свои заморочки, хотя лично я в этом режиме нахожу явные плюсы, так как я из одного конца столицы могу доехать до противоположного в любое время суток, даже в 5-6 вечера (!!!), за 30-40 минут.
А то, что вы молодцы и придумываете - это вот главное, что можно извлечь из вашей статьи. МОТИВАЦИЯ в тому, чтобы люди придумывали, а не опускали руки. Только вот...бесполезность материала в том, что тот, кто вообще что-то может придумывать, то он и без вашей мотивационной статьи придумает. А если мозг замылен, то он хоть ты тресни, а ничего придумать не не сумеет. Вы же здесь о себе рассказали, а не рецепт выписали для всех.
Впрочем, эта рубрика называет "Личный опыт", а не "Рецептурный отдел". Так что вам - зачёт, конечно. Особенно за название марафона. Я люблю такие вещи - когда в точку! И к слову не подкопаешься - каждый прочитает и поймёт в меру своей испорченности, хотя в неё, конечно, умышленно вложен двойной смысл.)))
Здравствуйте Сергей. Я вижу в этом большой смысл. Мы с вами познакомились. Теперь я знаю, что есть такой журналист, хорошо разбирающийся в контенте, а сейчас таких не часто встретишь. Вы познакомились с нашей компанией. Мы поделились опытом проживания самоизоляции, возможно он будет кому-то полезен. И то, что мы - дальневосточники, выходим и рассказываем про свой бизнес на федеральной площадке тоже имеет смысл. Потому что информационный поток, как правило идет от вас к нам, а здесь мы запускаем обратный процесс 👀. Рассказываем, что жизнь на Марсе тоже есть 😇Можно еще поискать много смыслов. Спасибо вам за такой развернутый комментарий 🙏
Мы не познакомились. https://m-mos.ru/ http://o-zdr.ru/
Этого для знакомства, думаю, будет достаточно)) А познакомимся, когда офис в Москве откроете. У меня есть для вас реально крутой кадр, кстати, который спас мою головную организацию https://m-mos.ru/cbib
Телефон на треноге для прямого эфира в Инстаграмме. С ноутбука удобней в зуме работать. Так получилось, что нужно было и в зуме и ИГ. А фото сделала с планшета😊
Собаки выручают на удалёнке)
И котики
Авторы (другие), учитесь как писать статью на вц. Отличная статья!
Вы как армянский комсомол. Создали себе проблемы а теперь их решаете хD
Комментарий недоступен
можно подумать, вы понимали людей, сидя с ними в казенном помещении
Комментарий недоступен
Можно подумать что понимали. Но по факту оказалось, что не совсем. Когда ушли на удаленку, стали понимать друг друга лучше. Больше общаться стали. Побывали друг у друга на кухнях, познакомились с домашними питомцами. Жизнь в онлайне уменьшила дистанцию между всеми сотрудниками 😊
Практически каждый руководитель начинает переживать в ситуации, когда не видит чем заняты сотрудники: «А вдруг они устроили пикник с вином и шашлыками вместо того, чтобы работать?>>
Всегда негативно относился к таким категориям людей. Вместо того чтобы довериться и смотреть на результат (а по результатам уже награждать или увольнять), такие особи всё время требуют ответы на незначительные вопросы (или на вопросы которые сами с лёгкостью могли бы найти ответ), поручают мелкие или не по существу задачи, постоянно отвлекая внимание сотрудника добиться поставленной задачи и постепенно загоняя человека в угол, а потом внезапно спрашивать результат.
Драматический сценарий😊, но не мой. Больше переживаний было о том, как будут сотрудники работать из дома, когда дома вся семья и условия мягко говоря не рабочие.
Единственное полезное, что можно извлечь из этой реально неплохо написанной статьи - это название запущенного марафон для предпринимателей - «НасРать»)))) Всё остальное, хоть и реально неплохо написано, но непонятно кому и зачем нужно. Разве что самому Батискафу для рекламы?..
Бесполезная и интересная статья - мне кажется это тянет на комплимент :) Название марафона мы любим. И марафон получился хороший. Подключайтесь, если вы предприниматель. Особенно из центральной части России. У нас преимущественно дальневосточники в нем участвуют🤗
"Нянет на комплимент" - это мягко сказано. Я журналист, у меня несколько своих изданий, и когда я вижу, какой объем работ провели люди для подготовки этой статьи (текст, фотографии и т.д.), то мне просто непонятно - зачем было потрачено столько времени?..
Нам тут в Москве, конечно, дальневосточников не понять))) Тут свои заморочки, хотя лично я в этом режиме нахожу явные плюсы, так как я из одного конца столицы могу доехать до противоположного в любое время суток, даже в 5-6 вечера (!!!), за 30-40 минут.
А то, что вы молодцы и придумываете - это вот главное, что можно извлечь из вашей статьи. МОТИВАЦИЯ в тому, чтобы люди придумывали, а не опускали руки. Только вот...бесполезность материала в том, что тот, кто вообще что-то может придумывать, то он и без вашей мотивационной статьи придумает. А если мозг замылен, то он хоть ты тресни, а ничего придумать не не сумеет. Вы же здесь о себе рассказали, а не рецепт выписали для всех.
Впрочем, эта рубрика называет "Личный опыт", а не "Рецептурный отдел". Так что вам - зачёт, конечно. Особенно за название марафона. Я люблю такие вещи - когда в точку! И к слову не подкопаешься - каждый прочитает и поймёт в меру своей испорченности, хотя в неё, конечно, умышленно вложен двойной смысл.)))
Здравствуйте Сергей. Я вижу в этом большой смысл. Мы с вами познакомились. Теперь я знаю, что есть такой журналист, хорошо разбирающийся в контенте, а сейчас таких не часто встретишь. Вы познакомились с нашей компанией. Мы поделились опытом проживания самоизоляции, возможно он будет кому-то полезен. И то, что мы - дальневосточники, выходим и рассказываем про свой бизнес на федеральной площадке тоже имеет смысл. Потому что информационный поток, как правило идет от вас к нам, а здесь мы запускаем обратный процесс 👀. Рассказываем, что жизнь на Марсе тоже есть 😇Можно еще поискать много смыслов. Спасибо вам за такой развернутый комментарий 🙏
Мы не познакомились.
https://m-mos.ru/
http://o-zdr.ru/
Этого для знакомства, думаю, будет достаточно)) А познакомимся, когда офис в Москве откроете. У меня есть для вас реально крутой кадр, кстати, который спас мою головную организацию https://m-mos.ru/cbib
Статья была еще про йогу от директора компании https://vc.ru/life/120091-kak-yoga-spasla-mne-zhizn-i-nauchila-pravilno-vesti-biznes
Комментарий недоступен
Телефон на треноге для прямого эфира в Инстаграмме. С ноутбука удобней в зуме работать. Так получилось, что нужно было и в зуме и ИГ. А фото сделала с планшета😊