Первый в стране Бот-ассистент для абитуриента — разработка чат-бота

Как мы разрабатывали чат-бота для вовлечения абитуриентов на поступление в ВУЗ и добились продажи спец. курсов от факультетов среди пользователей бота.

Задача: Разработать чат-бота для вовлечения молодежи в покупку курсов.

Цель 1. Повысить число поступающих в ВУЗ.

Цель 2. Продать курсы от факультетов.

★ Цель

Разработать бота для телеграма и сайта, который подскажет абитуриенту ответы на все волнующие его вопросы при поступлении в ВУЗ. Такой бот с одной стороны сможет стать помощником для абитуриента, заработав его симпатию для ВУЗа с первого контакта, а с другой — сможет разгрузить приемную комиссию от разных глупых вопросов. При желании, может даже вовлечь трафик абитуриентов куда-нибудь, например, на факультативные платные курсы наиболее активных факультетов. Интересно такое? В этой статье я расскажу о нашем опыте разработки бота для ВУЗа.

Размышления клиента были такими:

Поступление для ВУЗа — очень серьезный процесс. Ведь, насколько крутой рейтинг у поступивших в ВУЗ, настолько же будет у ВУЗа высок рейтинг, широк бюджет, разнообразны его специальности и тд. А молодежь сейчас динамичная! Крутой юнец теперь вряд ли выберет ВУЗ поближе, он выберет ВУЗ покруче и не важно, что он далеко! Короче, получается, что ВУЗ должен уметь привлекать абитуриентов современными методами. А это уже вопрос выживания для многих ВУЗов.

Поэтому хочу как-то сблизиться с абитуриентами. Читал про чат-ботов — очень интересно! Виртуальный помощник в общении с абитуриентами (т.е. чат-бот) — это ж круто! Молодежь, ведь, в мессенджерах вся, значит, в мессенджере он будет ближе к нашим поступающим, чем сайт и чем любой другой контакт с ними в сети интернет. Если можно наделить его способностью подсказывать абитуриенту шанс его поступления — это ж будет пушка! А еще круто будет если сделать запись на прием для подачи документов, чтоб без очереди можно было проходить приемную комиссию. Кроме того в боте абитуриенты охотнее будут проходить тест на проф. предрасположенность, и, получив рекомендацию, охотнее покупать курсы! Ну, и раздел частых вопросов тоже очень поможет. Его бы как-то интерактивным сделать еще... Такой виртуальный помощник даже на сайте будет полезен!

Вот такими были размышления клиента.

Нас привлек такой заказчик, многое уже придумал. Да и интересен был конечный эффект. Работают ли боты с молодежью?

★ Этап 1. Разработка.

Несколько слов о ботах вообще. У них есть технологическая особенность — в отличие от сайтов и мобильных приложений в ботах почти нет фронтенда. Можно сказать, что интерфейс разрабатывать не нужно.

А еще работа на сервере часто бывает простой. И вообще для работ на сервере индустрия разродилась балующим обилием конструкторских инструментов один другого привлекательнее. Трудно устоять прям. На первый взгляд может даже показаться, что кодить ботов — тупо не оптимально, их надо кликать мышкой. И мы повелись. Это был 2017. Телеграм набирал популярность, а в вотсапе толком еще нельзя было сделать ботов. И потому заказчик решил сделать ставку на телеграм-бота. А мы, в свою очередь, приступили использовать бесплатную на тот момент штуку с броским названием corezoid.

Начну с конца: мы реализовали весь объем нужного поведения от бота. Получилось битком 8 разделов. Больше нельзя:

■ проф тестирование

■ шанс поступить

■ вопросы / ответы / общение с оператором

■ узнать рейтинг

■ как добраться / контакты

■ запись на прием

■ оставить отзыв

■ онлайн-заявка

Среди этих разделов встретились даже технически любопытные. Например, для раздела “шансы поступить” потребовалось применить метод регрессии, чтобы основывать прогноз на реальной статистике. Регрессия — это способ подобрать фигуру кривой из набора точек:

​Пример кривой после регрессии точек

Правда наш случай был не сложный и хватило простых вариантов регрессий чтобы его моделировать:

​Моделирование кривой для прогнозов по шансам на поступление. Простая нелинейная регрессия.
Моделирование линии для прогнозов по шансам на поступление. ​Простая линейная регрессия.

Причем, линейный более простой вариант был более чувствителен к разбросу баллов, вводимых абитуриентами. Так что в продакшн сначала пошла его формула, а потом оказалось, что она выдает правду, которая (surprize-surprize!) слишком жестока и пугает поступающих : ). Мы немного растянули линию и чуть-чуть сдвинули ее влево для пущей няшности выдаваемых прогнозов.

Всю доступную статистику поступлений за прошлые года по каждой группе специальностей просчитывали отдельно:

Ну и в других частях бота было интересно:

  • потребовалось сделать мини квиз-платформку для раздела “проф. тестирование”. Ведь, было необходимо, чтобы от ответа менялся следующий вопрос. Получались такие древовидные квизы.
  • в разделе “вопрос-ответ”, если пользователь не находил ответа на интересующий его вопрос, то бот призывал на помощь оператора-человека. И от имени человека продолжал информировать абитуриента, а тот думал что общается с умным роботом : ) Прикольная способность! Но, сидя на corezoid’е, пришлось здоровски вспотеть, чтоб добиться ее работы.
  • для раздела “мой рейтинг” сделали подтягивание инфы о поступающих из excel-таблицы с сайта ВУЗа. И бот абитуриенту выдавал его место в очереди сообщением, а следом и файл таблицы. Мы кастдевили абитуриентов по этому пункту. Статистика говорит, что инфы о месте в очереди обычно им достаточно. Поэтому файл прикрепляли на всякий случай.

Короче, все было классно) Конструктор местами реально ускорял разработку, но и проблем от него тоже хватало.

★ Этап 2. Первые результаты.

Запуск бота пошел в середине июля, немного припоздав к набору новой абитуры.

И кормился почему-то скромным трафиком от рекламы в ВК. Рекламу делали не мы. Хз почему так мало.

​График новых пользователей добавившихся в бота.

За 2 недели рекламной кампании бот собрал 140 пользователей, которые сделали почти открытий разделов по боту. Но, что реально круто, это то, что почти самым популярным оказался раздел “проф. тестирование” — тот самый, который конвертировал абитуриентов в покупающих дополнительные платные курсы! Заказчик ни в какую не хотел делиться с нами подробностями о количестве покупателей и опасался, что в следующий раз мы бюджет запросим больше. Но улыбался он радостно и сам всем рассказывал — “они есть!” )) В любом случае цифры для ВУЗов точно интересные.

​Статистика открытий разделов бота.

★ Этап 3. Роскомнадзор и “пусть будет веб”.

Тем временем в стране развивалась печальная движуха. Интернет простудился госконтролем. Роскомнадзору показалось, что запретить тележку — норм идея. И мы все загрустили, особенно заказчик проекта. ВУЗ, ведь — структура государственная. Рисковать — это не для нее. Телеграм-бота отмахнули нам закрыть, даже не позволив боту доработать до конца приема заявок на поступление. Что ж, блин, делать...

В проекте к тому моменту подсобралась CMS’ка, наработки, да и, в целом, результаты всех воодушевляли.

Интерфейс CMS'ки (системы редактирования контента)​

Поэтому заказчику удалось насобирать бюджет для переноса бота на веб-сайт ВУЗа — платформу, которую точно-преточно не могла подкосить тогдашняя интернет-хворь. Работая над переносом, мы учли трудности первого опыта и ушли от corezoid-платформы (классная штука, но не для сложных проектов). И на веб-сайтах он тогда не умел разворачиваться. Всё это спасло проект, урашки!

А мы теперь ботов пилим кодом. На соблазн и баловство с конструкторами не поддаемся. Кодить ботов с сопоставимой оперативностью нам теперь помогают наши наработки.

Есть вопрос или предложение?
Пишите!

Илья Анисимов, CEO аутсорс-лаборатории digital-стартапов
0
3 комментария
Полет Нормальный

мода на чат-боты вроде прошла уже

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Анисимова

зачем смотреть на моду, если это помогает бизнесу?)

Ответить
Развернуть ветку
Robert Kuznetsov

Почему не думали делать бота на VK? Если рекламу запускали в ВК, так логично было бы в ВК и продожить коммуникацию? (м.б. тогда не было ботов в ВК, не знаю)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null