Твой промокод на КиноПоиск
TOLDYOU
18+

Первый в стране Бот-ассистент для абитуриента — разработка чат-бота

Как мы разрабатывали чат-бота для вовлечения абитуриентов на поступление в ВУЗ и добились продажи спец. курсов от факультетов среди пользователей бота.

В закладки

Задача: Разработать чат-бота для вовлечения молодежи в покупку курсов.

Цель 1. Повысить число поступающих в ВУЗ.

Цель 2. Продать курсы от факультетов.

★ Цель

Разработать бота для телеграма и сайта, который подскажет абитуриенту ответы на все волнующие его вопросы при поступлении в ВУЗ. Такой бот с одной стороны сможет стать помощником для абитуриента, заработав его симпатию для ВУЗа с первого контакта, а с другой — сможет разгрузить приемную комиссию от разных глупых вопросов. При желании, может даже вовлечь трафик абитуриентов куда-нибудь, например, на факультативные платные курсы наиболее активных факультетов. Интересно такое? В этой статье я расскажу о нашем опыте разработки бота для ВУЗа.

Размышления клиента были такими:

Поступление для ВУЗа — очень серьезный процесс. Ведь, насколько крутой рейтинг у поступивших в ВУЗ, настолько же будет у ВУЗа высок рейтинг, широк бюджет, разнообразны его специальности и тд. А молодежь сейчас динамичная! Крутой юнец теперь вряд ли выберет ВУЗ поближе, он выберет ВУЗ покруче и не важно, что он далеко! Короче, получается, что ВУЗ должен уметь привлекать абитуриентов современными методами. А это уже вопрос выживания для многих ВУЗов.

Поэтому хочу как-то сблизиться с абитуриентами. Читал про чат-ботов — очень интересно! Виртуальный помощник в общении с абитуриентами (т.е. чат-бот) — это ж круто! Молодежь, ведь, в мессенджерах вся, значит, в мессенджере он будет ближе к нашим поступающим, чем сайт и чем любой другой контакт с ними в сети интернет. Если можно наделить его способностью подсказывать абитуриенту шанс его поступления — это ж будет пушка! А еще круто будет если сделать запись на прием для подачи документов, чтоб без очереди можно было проходить приемную комиссию. Кроме того в боте абитуриенты охотнее будут проходить тест на проф. предрасположенность, и, получив рекомендацию, охотнее покупать курсы! Ну, и раздел частых вопросов тоже очень поможет. Его бы как-то интерактивным сделать еще... Такой виртуальный помощник даже на сайте будет полезен!

Вот такими были размышления клиента.

Нас привлек такой заказчик, многое уже придумал. Да и интересен был конечный эффект. Работают ли боты с молодежью?

★ Этап 1. Разработка.

Несколько слов о ботах вообще. У них есть технологическая особенность — в отличие от сайтов и мобильных приложений в ботах почти нет фронтенда. Можно сказать, что интерфейс разрабатывать не нужно.

А еще работа на сервере часто бывает простой. И вообще для работ на сервере индустрия разродилась балующим обилием конструкторских инструментов один другого привлекательнее. Трудно устоять прям. На первый взгляд может даже показаться, что кодить ботов — тупо не оптимально, их надо кликать мышкой. И мы повелись. Это был 2017. Телеграм набирал популярность, а в вотсапе толком еще нельзя было сделать ботов. И потому заказчик решил сделать ставку на телеграм-бота. А мы, в свою очередь, приступили использовать бесплатную на тот момент штуку с броским названием corezoid.

Начну с конца: мы реализовали весь объем нужного поведения от бота. Получилось битком 8 разделов. Больше нельзя:

■ проф тестирование

■ шанс поступить

■ вопросы / ответы / общение с оператором

■ узнать рейтинг

■ как добраться / контакты

■ запись на прием

■ оставить отзыв

■ онлайн-заявка

Среди этих разделов встретились даже технически любопытные. Например, для раздела “шансы поступить” потребовалось применить метод регрессии, чтобы основывать прогноз на реальной статистике. Регрессия — это способ подобрать фигуру кривой из набора точек:

​Пример кривой после регрессии точек

Правда наш случай был не сложный и хватило простых вариантов регрессий чтобы его моделировать:

​Моделирование кривой для прогнозов по шансам на поступление. Простая нелинейная регрессия.
Моделирование линии для прогнозов по шансам на поступление. ​Простая линейная регрессия.

Причем, линейный более простой вариант был более чувствителен к разбросу баллов, вводимых абитуриентами. Так что в продакшн сначала пошла его формула, а потом оказалось, что она выдает правду, которая (surprize-surprize!) слишком жестока и пугает поступающих : ). Мы немного растянули линию и чуть-чуть сдвинули ее влево для пущей няшности выдаваемых прогнозов.

Всю доступную статистику поступлений за прошлые года по каждой группе специальностей просчитывали отдельно:

Ну и в других частях бота было интересно:

  • потребовалось сделать мини квиз-платформку для раздела “проф. тестирование”. Ведь, было необходимо, чтобы от ответа менялся следующий вопрос. Получались такие древовидные квизы.
  • в разделе “вопрос-ответ”, если пользователь не находил ответа на интересующий его вопрос, то бот призывал на помощь оператора-человека. И от имени человека продолжал информировать абитуриента, а тот думал что общается с умным роботом : ) Прикольная способность! Но, сидя на corezoid’е, пришлось здоровски вспотеть, чтоб добиться ее работы.
  • для раздела “мой рейтинг” сделали подтягивание инфы о поступающих из excel-таблицы с сайта ВУЗа. И бот абитуриенту выдавал его место в очереди сообщением, а следом и файл таблицы. Мы кастдевили абитуриентов по этому пункту. Статистика говорит, что инфы о месте в очереди обычно им достаточно. Поэтому файл прикрепляли на всякий случай.

Короче, все было классно) Конструктор местами реально ускорял разработку, но и проблем от него тоже хватало.

★ Этап 2. Первые результаты.

Запуск бота пошел в середине июля, немного припоздав к набору новой абитуры.

И кормился почему-то скромным трафиком от рекламы в ВК. Рекламу делали не мы. Хз почему так мало.

​График новых пользователей добавившихся в бота.

За 2 недели рекламной кампании бот собрал 140 пользователей, которые сделали почти открытий разделов по боту. Но, что реально круто, это то, что почти самым популярным оказался раздел “проф. тестирование” — тот самый, который конвертировал абитуриентов в покупающих дополнительные платные курсы! Заказчик ни в какую не хотел делиться с нами подробностями о количестве покупателей и опасался, что в следующий раз мы бюджет запросим больше. Но улыбался он радостно и сам всем рассказывал — “они есть!” )) В любом случае цифры для ВУЗов точно интересные.

​Статистика открытий разделов бота.

★ Этап 3. Роскомнадзор и “пусть будет веб”.

Тем временем в стране развивалась печальная движуха. Интернет простудился госконтролем. Роскомнадзору показалось, что запретить тележку — норм идея. И мы все загрустили, особенно заказчик проекта. ВУЗ, ведь — структура государственная. Рисковать — это не для нее. Телеграм-бота отмахнули нам закрыть, даже не позволив боту доработать до конца приема заявок на поступление. Что ж, блин, делать...

В проекте к тому моменту подсобралась CMS’ка, наработки, да и, в целом, результаты всех воодушевляли.

Интерфейс CMS'ки (системы редактирования контента)​

Поэтому заказчику удалось насобирать бюджет для переноса бота на веб-сайт ВУЗа — платформу, которую точно-преточно не могла подкосить тогдашняя интернет-хворь. Работая над переносом, мы учли трудности первого опыта и ушли от corezoid-платформы (классная штука, но не для сложных проектов). И на веб-сайтах он тогда не умел разворачиваться. Всё это спасло проект, урашки!

А мы теперь ботов пилим кодом. На соблазн и баловство с конструкторами не поддаемся. Кодить ботов с сопоставимой оперативностью нам теперь помогают наши наработки.

Есть вопрос или предложение?
Пишите!

Илья Анисимов
CEO аутсорс-лаборатории digital-стартапов
{ "author_name": "Илья Анисимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 4, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 124100, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 04 May 2020 17:47:41 +0300", "is_special": false }
18+
Ходите в кино дома
Проведите 45 дней с КиноПоиск
по промокоду TOLDYOU
Промокод будет скопирован
Промокод действует до 10.07.20 для новых подписчиков онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD на 45 дней бесплатной подписки. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
Объявление на vc.ru
0
3 комментария
Популярные
По порядку
–1

мода на чат-боты вроде прошла уже

Ответить
2

зачем смотреть на моду, если это помогает бизнесу?)

Ответить
0

Почему не думали делать бота на VK? Если рекламу запускали в ВК, так логично было бы в ВК и продожить коммуникацию? (м.б. тогда не было ботов в ВК, не знаю)

Ответить

Прямой эфир