Как семейная проблема привела к созданию бизнеса: кейс образовательного центра

Когда дети не хотят ходить в обычную школу, есть вариант семейного образования и сдачи аттестатов онлайн
Когда дети не хотят ходить в обычную школу, есть вариант семейного образования и сдачи аттестатов онлайн

Одна из главных головных болей для родителей, выбирающих альтернативное школе образование — итоговая школьная аттестация. Как правило, этот процесс ассоциируется с нервами, бессонными ночами и седыми волосами родителей. Екатерина Сорокина, создательница центра семейного образования «Хочу учиться» поделилась тем, как из семейной проблемы вырос успешный бизнес, который избавляет родителей и детей от экзаменационных стрессов.

В России разрешено несколько типов обучения, самые распространенные из них — очное и семейное. При семейном дети учатся вне школы — с помощью репетиторов, онлайн-школ или родителей. Но по закону они обязаны сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении.

«Хочу учиться» — это центр семейного образования, который помогает в промежуточной и итоговой аттестации. С его помощью можно прикрепиться к школе онлайн, сдать экзамены дистанционно и получить такой же документ государственного образца, как и при очной форме обучения.

Почему современные родители выбирают семейную форму образования?

Современный мир дает людям огромные возможности для путешествий и развития. И возникает закономерное желание дать такие же возможности своим детям: чтобы они не сидели годами в одном месте в ожидании каникул и тратили силы на развитие индивидуальных особенностей, а не тех, которые требует школа.

Чтобы учиться или работать, сейчас необязательно прикрепляться к определенному месту и тратить время на дорогу до него. Цифровые технологии позволяют выстраивать график обучения так, как удобно семье, в любой точке мира и в любом часовом поясе. Можно ездить в отпуск не раз в год, а гораздо чаще, и проводить с ребенком больше качественного времени.

К сожалению, стандартное школьное образование, на мой взгляд, не соответствует требованиям времени. Его принципы, сформированные еще в XVII веке К. Коменским, с тех пор не менялись. Классическая школа редко отражает новые тенденции и формирует навыки, которые нужны детям для жизни в современном мире. Классно-урочная система, большое количество детей в классе, иерархия ученика и учителя, бюрократия — все это давно не совпадает с современными реалиями. Но, к счастью, закон позволяет нам выбирать альтернативную форму образования — на дому.

Никто лучше родителя не знает, какие таланты и особенности есть у ребенка. Поэтому я уверена, что семья сможет составить более продуктивный план обучения, чем школа. Кроме того, альтернативное образование дает больше, чем просто знания — оно формирует мировоззрение ребенка, его мышление, формы адаптации к миру. А это гораздо важнее, чем оценки в дневнике.

Наша миссия — это облегчить путь родителям, которые выбрали семейное образование, чтобы их дети сдали аттестацию легко и без нервов, с улыбкой на лице. Это позволит сэкономить деньги и, главное, драгоценное время.

Как возникла идея центра

Мы жили в пригороде Казани, и когда моей старшей дочери исполнилось 6 лет, я стала подыскивать для нее варианты обучения. Около нас была районная школа, но она не устраивала нас по качеству, и тогда я задумалась о семейном обучении.

Изначально у меня было предвзятое отношение к этому. Мне казалось, что домашнее обучение — что-то вроде секты, где дети заперты дома, без друзей и социализации, только родители, учебники и они сами. Скукота! Но чем больше я изучала вопрос, тем сильнее менялось мое мнения.

Я познакомилась с другими родителями, которые выбрали семейное обучение, и убедилась, что это очень осознанные люди, которые реально хотят вкладываться в своего ребенка и давать ему именно то, что необходимо. Социализация при этом не страдает — дети ходят на развивающие занятия, общаются со сверстниками, посещают различные мероприятия, путешествуют. С этого ракурса условия обычной школы оказались более строгими — ведь там дети не могут надолго уехать или перестроить график учебы. Они подчиняются строгим правилам, и никто не учитывает их особенности.

Так я стала амбассадором семейного образования в Казани — я организовывала встречи и приглашала туда спикеров, мы делились опытом организации учебы, вместе решали насущные боли. И так я выявила одну из ярких проблем альтернативного образования — аттестацию.

По закону, даже если ребенок находился на семейном образовании, для сдачи промежуточной и итоговой аттестации он должен прикрепиться к школе. Но там зачастую не заинтересованы в таких детях, потому что школа не получает субсидии на детей, которые обучаются дома. В итоге, процесс прикрепления к школе и сдачи экзаменов оборачивается нервами для родителей и ребенка — особенно в небольших городах, где выбор школ небольшой.

И так у меня возникло желание самой создать платформу, чтобы родители больше не теряли время, средства и нервы на этих процессах.

Как работает платформа

Выдавать аттестационный документ имеют право только учебные заведения с лицензией и аккредитацией, поэтому в первую очередь мы нашли школу-партнера с государственной аккредитацией — с ней мы сотрудничаем до сих пор.

Сам процесс сдачи экзаменов максимально комфортен. Родителям не нужно заверять документы для школы у нотариуса и отправлять их по почте, достаточно сканов. Можно самостоятельно выбрать график аттестации и главное — сдать экзамены дистанционно. Можно даже пройти аттестацию экстерном, за два года.

С каждой семьей работает куратор, который помогает со всеми вопросами. Сама аттестация не будет для ребенка сюрпризом — перед экзаменом на платформе можно пройти тренировочные тесты, которые соответствуют реальным заданиям.

Итоговые тесты проходят в спокойной обстановке, без камер и другого наблюдения. А после успешного выполнения ребенок получает справку о прохождении аттестации государственного образца.

Итоговые тесты проходят в спокойной обстановке, без камер и другого наблюдения.
Итоговые тесты проходят в спокойной обстановке, без камер и другого наблюдения.

Как платформа в очередной раз помогла нашей семье

В 2022 году мы на полгода уехали в Турцию. Семейное образование помогло нам без препятствий пожить в другой стране, не пропуская школьную программу. Мы покинули очередную школу и снова прикрепились к школе и спокойно проходили аттестацию с «Хочу учиться». Сейчас у нас в мыслях поехать в Мексику, и у меня тоже не болит голова по поводу организации образования.

Я хочу, чтобы мои дети получили международное образование, учились в интернациональной школе, изучали английский язык с носителями. При этом с помощью платформы мы можем параллельно учиться в российской школе и сдавать экзамены — и к концу обучения получить дипломы двух школ.

У меня четверо детей, у всех разные особенности и потребности в социализации. Поэтому семейное обучение помогает мне подбирать план учебы, исходя из интересов ребенка, а не школы. Я просто не представляю, как бы сложилась жизнь нашей многодетной семьи, выбрав мы одну школу для всех детей на все 11 лет!

К сожалению, пока еще не все родители понимают, в чем плюсы семейного образования. В нашем обществе еще сильны стереотипы — якобы, домашнее обучение ограничивает ребенка в общении, он становится нелюдимым и замкнутым. Поэтому я вижу свою миссию еще и в том, чтобы разрушать эти мифы и доказывать на примере своей семьи, что за альтернативным образованием — будущее.

Мы очень много путешествуем, а каждое путешествие рождает новый опыт. Дети видят новые для себя картины, слышат незнакомые языки, открывают множество мест и культур. Так они расширяют границы своего мировоззрения и понимают, что перед ними открыты любые дороги. В будущем наши дети сформируют новое общество — более свободное, креативное, эмпатичное.

Как будет развиваться сфера образования

Я считаю, что будущее — за индивидуализацией: и в очном, и в семейном образовании. К сожалению, современная школьная система пока далека от этого, но я верю, что ситуация будет меняться. Уже сейчас появляется всё больше частных школ с мини-классами и индивидуальным подходом, где приоритет отдается состоянию ребенка, а не уровню его оценок.

Но такое образование будет стоить дорого, потому что потребует больше учителей и переработки учебных планов. Поэтому, как более доступный вариант, будет широко распространяться альтернативное образование с помощью онлайн-школ или репетиторов.

В программах будет уделяться внимание так называемым софт-скиллам. То есть, детей будут учить не только тому, как считать дроби или разбирать слова по составу, но и как налаживать отношения, управлять командой, формулировать задачи. Сейчас взрослый человек может сменить несколько профессий за жизнь — уже мало кто работает по 20 лет в одной компании. И дети тоже должны иметь возможность попробовать себя в разных активностях — заниматься наукой, творчеством, языками, взаимодействовать с учителями и другими детьми.

И главное — больше внимания будет уделяться ментальному состоянию детей. Например, 9-11 класс — очень сложное время для школьников. Это и переходный возраст, и подготовка к поступлению в вуз — а в этот период учителя еще и нагнетают обстановку, пугая будущими экзаменами. Поэтому, я считаю, что с развитием новых методов обучения эта проблема исчезнет. И экзамены станут просто еще одной вехой в жизненном пути, а не самым стрессовым событием в жизни ребенка.

***

Остались вопросы по поводу семейного обучения? Напишите их в комментариях, разберемся вместе.

66
Начать дискуссию