«Снимаем розовые очки»

«Снимаем розовые очки»

Розовые очки надеты не только у заказчиков разработки, но и у самих разработчиков. Нам пришлось на собственном опыте понять (и простить себе) их все, чтобы провести работу над ошибками.

Про нашу эволюцию можно рассказать на примере четырех наших проектов.

«Снимаем розовые очки»

Начнем с плохого. Приложение Enjoy так и не увидел свет. Почему?. Обычно говорят, что сначала нужно было подумать, а потом делать. В нашем случае нужно было сначала поговорить, а потом делать. Перед разработкой нужно было узнать «а нужен ли людям этот сервис», «готовы ли наши партнеры заниматься долгосрочным развитием», мы этого не сделали. Это должно было быть приложение, которое автоматизирует заказ еды (и отнимет хлеб у официантов). В программе планировались не просто возможность оставить чаевые, но делать заказ, делить счет и оплачивать. Мы очень загорелись идеей, но такая разработка требует не только денег, но и дальнейшей поддержки, договоренностей с банками и ресторанами и кругов ада с бюрократией. У партнеров на тот момент выстрелил другой проект, и они ушли в него с головой. Так, Enjoy никого не развлек, но мы многое осознали и приняли заметку. Первый инсайт:нет боли — нет разработки. Сначала нужно как минимум оценить полезность приложения для бизнеса, в который хочешь его внедрить.

«Снимаем розовые очки»

Со следующей разработкой произошло значительное улучшение, ее мы все-таки выпустили. На этом плюсы заканчиваются. Wombot — сервис для создания телеграм-ботов, о нем немного поговорили в статье про онбординг. Мы влили в разработку много денег, при этом переделывали редизайн уже два раза, будем делать это еще раз. Маркетингом никто не занимался, все было по принципу «само раскрутится». Qtim помогает разобраться с настройкой своим сотрудникам и тем, кто обратился к нам с вопросами о работе бота, но для простого обывателя самостоятельно это выполнить очень сложно, все оказалось слишком запутано настроено. Сейчас думаем о том, как занять нишу, которая поможет всему малому-среднему бизнесу, а не только таким же разработчикам. Инсайт второй: одной навороченной разработки мало для успешного запуска, нужно адаптировать под нужную целевую аудиторию и заложить бюджет и команду для раскрутки. Больнее всего было нашему кошельку в результате, но сейчас стараемся все исправить, с третьего раза должно получиться.

Когда работаешь с другими проектами, так или иначе, начинаешь лучше понимать, чего на рынке не хватает. Поработав с онлайн-школами, мы поняли, что есть спрос на запуск образовательных проектов, но платформа для них в среднем по рынку обойдется от 20 млн. После n-ого количества обращений решили, что сделаем облачное решение (Saas). Сейчас Qtim.Space уже запущена, считаем, что запуск прошел хорошо, но нишу еще не заняли. У нас есть четкое понимание, что разработка нужна, осталось сделать так, чтобы про нее узнали больше людей. Можете узнать подробнее о запуске здесь. Третий инсайт: успешный запуск — это только хорошее начало. Чтобы проект развивался, его нужно поддерживать. И да, знаем, что все это звучит очевидно, но наши ошибки сбросили с нас мысли: «мы очень крутые, мы все знаем». Было бы все так просто, столько людей на этом бы не прогорали.

Так, учась на своих ошибках, мы создали самый успешный проект — Kofftan. Сервис, который задумывался еще давно и для собственной кофейни, уже работает на весь наш кластер в тестовом режиме. Суть проекта — онлайн-заказ еды и напитков, чтобы снизить время, потраченное на ожидание. Мы договорились с ближайшей кофейней, у них есть админка, и они сами выставляют доступные позиции. В Qtim гордимся этим проектом, сейчас ведем переговоры с другими кофейнями, чтобы выпустить Kofftan в общий доступ. Отдельную статью о релизе читайте здесь. Последний инсайт на сегодня — нетворкинг + качественная разработка творят чудеса, поэтому время и силы закладывать надо на все эти аспекты.

Говорить о факапах не стыдно, успешные стартапы без них никто не запускает. Qtim продолжит двигаться вперед, сейчас развиваемся в новой для себя сфере — продуктовой разработки. А еще запускаем первый курс для обучения project-менеджеров. О наших успехах в разработке расскажем в следующих статьях. Традиционно — открыты к дискуссии.

2020
11
Начать дискуссию