Эффективное обращение

Обращение - одна из основных и наиболее действенных форм взаимодействия с государством. На протяжении нескольких лет я и сам разрешал всевозможные обращения, а теперь помогаю их составлять. Выжимка из опыта и основные принципы внутри.

Кстати, обращение можно направить не только в письменной, но и в электронной форме. Это очень удобно.
Кстати, обращение можно направить не только в письменной, но и в электронной форме. Это очень удобно.

Видов обращения всего три: заявление, жалоба и предложение. Разница между заявлением и жалобой в том, что в первом мы просим нам в чем-то посодействовать, а во втором - информируем о нарушении прав и просим их защитить. Последнее не пользуется большой популярностью, призвано обеспечить канал связи для идей об улучшении действующего правопорядка.

Некорректно составленное обращение затрудняет его понимание и может быть дополнительным препятствием на пути к решению необходимых задач. Пустая трата времени при этом - то, чего хотелось бы избежать.

Вот правила, которыми я ежедневно пользуюсь, чтобы использовать это средство максимально эффективно.

Четкая структура

Рассмотрение обращения и ответ на него даются по существу поставленных в обращении вопросов. Следовательно, как вопросы будут поставлены, так с большой долей вероятности они и будут рассмотрены.

Крайне трудно читать сплошной текст обращения и выискивать среди него конкретные вопросы и доводы. Вопрос обращения (его еще именуют доводом) всегда должен быть связан с конкретными правом или обязанностью, в реализации или исполнении которых возникают сложности.

Простое, понятное и структурированное обращение позволяет не только правильно понять его суть, но и ускорить по нему работу.

Надеюсь, что все и так знают, но на всякий случай: к своему обращению вы также можете приложить подтверждающие материалы.

Конкретизация доводов

Лирические отступления и многолетняя история вопроса - тоже лишнее. Бытует мнение, что чиновники по большей части бездействуют, но на самом деле одних лишь обращений может быть столько, что при их правильном рассмотрении они могут занимать рабочий день целиком.

Нормативное обоснование, ссылки на нормы закона - необязательная, однако весьма полезная часть обращения. С одной стороны, она показывает ваше понимание, с другой - может быстрее сориентировать служащего.

Я, например, по ординарным вопросам стараюсь излагать факты в хронологической последовательности, потом приводить нормативное обоснование, а затем уже излагать просьбу. В особо срочных или важных случаях могу, что называется, "начать с конца": сразу обозначить важность проблемы для читающего, а лишь потом переходить к деталям.

Произвольные и не основанные на законе заявления и жалобы обычно только отнимают время и результата не приносят. Если вы не уверены в основаниях своего обращения, можете попросить дать соответствующее разъяснение - такая постановка вопроса воспринимается куда более благоприятно и с пониманием.

Правильный адресат

Обращение направляется в тот орган, к компетенции которого относится его разрешение. Если обращение направить не в тот орган, его должны будут перенаправить в орган по компетенции, на что отводится 7 дней.

В действительности этот срок может нарушаться по самым разным причинам: не прочитали сразу обращение; подумали, что компетенция есть, а ее нет; решили вмешаться, но времени не хватило и так далее. В таких случаях ответ может прийти в общий 30-дневный срок, но с точки зрения содержания полезного там будет немного.

Один из простых способов определить компетенцию - поискать в Интернете своими словами, а затем убедиться в правильности сведений. Например, позвонить и уточнить в приемной или, что гораздо лучше, посмотреть положение о соответствующем органе. Обычно эти положения размещены в открытом доступе.

Это способы, которые я применяю сам с учетом имеющихся у меня опыта и навыков. Если у вас самостоятельно не получилось, не стесняйтесь обращаться к специалисту.

Контроль сроков и полноты

Как я уже упомянул, обращение по существу разрешается в 30-дневный срок. Переправляется по компетенции в 7-дневный.

В ответе на обращение должны содержаться те самые сведения органа на поставленные вами вопросы. По-хорошему, не ответить орган на ваш вопрос не может: он должен либо перенаправить ваше обращение (полностью или в части), либо дать вам хотя бы какой-то ответ по существу.

Объемы ответа законом не регламентированы. Бывают случаи, когда ответ на простое обращение расписывают на 3 листа, а бывает, что на сложное обращение отвечают: "Ваше обращение рассмотрено и удовлетворено". Не прям в одну строчку, конечно, но близко к этому.

Если по обращению принимаются меры по содействию в реализации ваших прав или их восстановлению, это - вариант нормы. Если вам отказывают в одну строчку - это уже отклонение, достойное обжалования.

Про обжалование и другие формы выражения несогласия

Обжаловать ответ возможно вышестоящему должностному лицу, обратиться по этому факту в органы прокуратуры или в суд с административным иском.

Вышестоящее должностное лицо предполагает наличие большего опыта и большей компетенции, есть возможность на более скорое рассмотрение вопроса. С другой стороны, возможна ситуация, когда руководитель своего подчиненного может поддержать - по разным соображениям. Это нужно понимать.

С жалобой в прокуратуру также можно обратиться. Бывает, что такие жалобы, если они не рассматривались вышестоящими должностными лицами, отправляют последним. В обращении в прокуратуру есть еще одна особенность - возможность прокурора возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, которой он зачастую пользуется. Следует определить для себя, есть ли намерение привлечь должностное лицо к административное ответственности.

Административный иск - это полноценное административное дело, рассматриваемое в порядке КАС РФ в течение месяца со дня принятия административного искового заявления к производству. Доказать законность и обоснованность принятого решения нужно будет органу, а заявителю - факт нарушения его прав этим решением.

Иногда в ходе рассмотрения дела в суд представляют сведения об отмене обжалуемого ответа, в связи с чем в иске могут отказать. Из этой ситуации есть выходы, но опять-таки вопрос сроков.

Резюме

Как видите, обращения - весьма неприхотливый инструмент взаимодействия, который не требует большой подготовки. Мне было бы приятно читать обращение, которое подготовлено и направлено таким образом. Таких же правил стараюсь придерживаться и сам.

Если же в вашем случае результат не достигнут, есть различные механизмы обжалования и побуждения к действию. Подумайте, какой из них был бы наиболее выгоден вам.

В тексте я постарался не загружать вас юридической рутиной, но если кому-то интересно - все правила изложены в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

11
реклама
разместить
Начать дискуссию