Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

Всем привет, на связи PMP_TECH!
Мы 3 года разрабатываем IT-продукты разной сложности и масштаба. За это время и мы, и наши клиенты совершили много ошибок, потеряли время и деньги. Поэтому, как сторонники партнёрских отношений и результативной работы, собрали чек-лист, который поможет компаниям найти того самого подрядчика из 200 тысяч IT-компаний в России и за её пределами.

Клиент выбирает разработчика своего проекта
Клиент выбирает разработчика своего проекта

Только 0,5% IT-проектов заканчивается успешно по всем критериям

Статистика от McKinsey, или почему стоит серьёзно отнестись к выбору IT-подрядчика:

  • Только 59% всех IT-проектов завершаются в рамках бюджета.
  • 47% завершаются вовремя.
  • 44% приносят ожидаемые результаты.

Звучит неплохо. Но только один проект из 200 (0.5%) соответствует всем трём показателям успеха. Только один из каждых 14 проектов выполняется вовремя и в рамках бюджета.

Проекты, которые не соответствуют одному или нескольким показателям, превысили свои бюджеты на 75%. В некоторых отчётах Harvard Business Review говорится, что расход бюджета превышал 200%!

4 шага для подготовки к разработке

Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

1. Смоделируйте результат и определите объём работ

Когда вы чётко знаете, какой продукт хотите, и какие проблемы он должен решать, то вы уже на половине пути. Здесь важно определить конечную цель, которую вы планируете достичь с помощью этого продукта, и поделиться ей с разработчиком. Вы не должны разбираться во всех тонкостях разработки IT-решений, но конкретный желаемый результат — это ваш компас, ваш путеводный свет, ваша стратегическая структура и высокие шансы сразу получить то, что нужно.

Примеры желаемых результатов
Примеры желаемых результатов

После обсуждения вашей цели подрядчик сможет реалистично оценить объем предстоящей работы. Для этого привлекают ключевых специалистов компании: аналитиков, проджект-менеджеров, маркетологов и всех, кто будет причастен к продукту.

  • Если переоценить объем работы, то вы потеряете деньги, поскольку заплатите разработчикам, которые либо не будут нужны, либо будут использоваться неэффективно.
  • Если недооценить и занизить необходимый объём работ, то вы будете не готовы к итоговым суммам, сроки будут поджимать, а нервные клетки стремительно заканчиваться.
Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

В идеале, если вы ещё определите максимальный возможный бюджет. Тогда подрядчик сразу сможет предложить наиболее подходящее решение ваших задач.

2. Определите формат работы, в котором хотите сотрудничать с подрядчиком

Найм исполнителя должен выполняться под масштабы вашей компании и объём работы, которую предстоит выполнить. Самые популярные форматы сотрудничества на рынке IT, и по которым работаем мы — это аутсорс и аутстафф.

Аутсорс и аутстафф: разница

Аутстафф — это когда вы «арендуете» в свою команду недостающих людей, когда для реализации проекта команде не хватает определённого набора навыков или конкретного специалиста.

Аутсорс — это когда вы нанимаете независимую команду для разработки вашего программного обеспечения и полностью передаёте ей разработку, дальнейшую поддержку и масштабирование.

Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

Что выбрать?

В аутсорсе вы не имеете такого тщательного контроля над разработкой, но вы и не несёте за неё ответственности. Это отличный вариант, если ваш основной бизнес не является разработкой программного обеспечения, или если ваша внутренняя команда не может выполнить такие объёмы. Увеличение штата сотрудников через аутстаффинг — классное решение, если проект небольшой, и у вас уже есть собственная сильная команда разработчиков и менеджер проекта.

3. Подготовьте материалы, которые могут пригодиться в разработке

Прежде чем выпускать продукт на рынок, нужно проанализировать аудиторию, собрать исследования, выдвинуть гипотезы. Соберите буквально всё в одном месте: начиная от обсуждения проекта в рабочих мессенджерах до показателей и проблем, которые сейчас есть и которые может решить разработка продукта.

Мы в PMP TECH внедрили этап продакт-ревью, который подразумевает анализ всех представленных заказчиком данных. На основании этого анализа мы формируем предложение и начинаем разработку. Это важно для того, чтобы продукт действительно нашёл отклик у аудитории и принёс желаемые результаты.

4. Сформируйте техническое задание (ТЗ) совместно с подрядчиком

ТЗ минимизирует недопонимания между заказчиком и исполнителем. Хорошее техническое задание в ходе разработки, обсуждения и согласования может предотвратить до 99% всех возможных разногласий. Именно поэтому мы проводим 4 встречи с клиентом, прежде чем запустить процесс разработки. Хорошая компания обязательно поможет сформулировать ТЗ и предложит оптимальные варианты, но вовлечённость клиента здесь играет первостепенную роль.

Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

После минимальной подготовки можно отправляться на поиски.

Где искать подрядчика для IT-разработки: каналы поиска

Самые популярные каналы для поиска подрядчиков: онлайн-платформы, закрытые клубы, конференции и личные рекомендации (сарафанка). Ниже подробнее про каждый.

Онлайн-платформы:

  • Linkedin
  • Stack Overflow
  • ит-маркетплейс.рф
  • Хабр Карьера
  • Ретинг Рунета
  • Премия Workspace
  • Tagline
  • RUWARD

Выставляем фильтры по нужным показателям (технологии, штат, отрасль, местоположение, бюджет) — и получаем список компаний, которые могут вам быть интересны.

Конференции: Следим за календарём событий на разных площадках:

Обычно, на таких мероприятиях выступают сотрудники известных IT-компаний, там организованы стенды по поиску сотрудников и исполнителей. Вы можете посмотреть, послушать, переговорить напрямую с представителями компаний.

Закрытые клубы предпринимателей

Например, есть закрытый клуб предпринимателей Club 500, в котором состоит наш СЕО Николай Подолян. Резиденты клуба взаимодействуют друг с другом и пользуются бизнес-услугами друг друга. К нам через клуб пришли несколько клиентов. Это отличный формат сотрудничества, потому что в таких клубах дорожат репутацией и вариант с провальной разработкой и сорванными сроками просто невозможен.

Сарафанное радио Неустаревающая классика. Работающий метод буквально при любой услуге. Спрашиваете у партнёров или находите компанию с продуктом, который вам нравится и схож с вашими целями. Узнаёте, кто им сделал, довольны ли они. Понятно, что это может быть субъективное мнение, но в целом это работающий способ.

Как выбирать подрядчика для IT-разработки

Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

Портрет

В первую очередь стоит нарисовать портрет своего идеального подрядчика: кто он, в какой области IT специализируется, размер компании, какие технологии и подходы использует.

  • Не упускайте из вида культурные аспекты. Оцените, насколько культурные и корпоративные ценности потенциального подрядчика соответствуют вашим. Это поможет выстроить более эффективное сотрудничество и избежать конфликтов в процессе работы.
  • Обратите внимание на коммуникативные навыки подрядчика. Способность четко и своевременно общаться, объяснять технические аспекты простым языком и быть открытыми к обратной связи — важные факторы успешного сотрудничества.
  • Сайт подрядчика: сапожник без сапог не внушает доверия, но, с другой стороны, у многих крупных компаний настолько плотная загрузка по коммерческим проектам, что до собственного сайта не доходят руки. Сайт не всегда может объективно показать уровень профессионализма, а вот портфолио с кейсами — это именно тот аспект, на который стоит обратить внимание.

Репутация

Проверьте репутацию компании, чтобы убедиться в их надежности и качестве услуг.

  • Изучите рейтинги на профильных площадках типа Рейтинг Рунета, RUWARD, Тэглайн и Digirate.
  • Загляните в базу судебных решений на предмет споров с заказчиками.
  • Проверьте, входит ли компания в реестр надёжных предприятий по данным аналитического центра: www.analit-centr.ru
  • Изучите сайт потенциального подрядчика: вчитайтесь в цели и миссию компании, изучите их опыт, портфолио. Обратите внимание на проекты, схожие с вашим по масштабу и специфике.
  • Просмотрите отзывы сотрудников. Понятно, что отзывы на сайте подрядчика или на картах Яндекс могут быть далеки от правды, поэтому рекомендуем искать именно отзывы от сотрудников о компании. Именно там чаще всего кроется правда о всех процессах в компании.
Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

Вы также можете спросить потенциального подрядчика о его показателях текучки кадров во время первого звонка, чтобы получить представление о рабочей среде изнутри. Высокий показатель текучки может представлять риски для вас, так как разработчики могут уйти в середине проекта.

Стек

Обратите внимание на технологический стек подрядчика. Убедитесь, что их экспертность соответствует требованиям вашего проекта, и они используют современные инструменты и методологии разработки. Громкие обещание типа «Работаем со всеми технологиями, возьмем любой проект» должны вызывать сомнение.

Финансы

Наконец, оцените финансовую сторону: сравните ценовые предложения, условия оплаты и гарантии. Помните, что самый дешевый вариант — не всегда лучший, а неоправданно высокая цена не гарантирует качество. Изучите почасовые ставки, среднюю стоимость на разработку конкретного продукта по рынку.

Red flags при выборе подрядчика

  • Плохо оформленный или древний сайт компании, отсутствие кейсов. Если руководство и команда не находит времени, чтобы применить свои же навыки для своего же продукта — это тревожный знак.
  • Вам предлагает разработку «лучшая IT-компания в городе», которая разрабатывает любые продукты за короткие сроки и небольшую стоимость.
Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников
  • Остерегайтесь подрядчиков, которые соглашаются делать всё, о чём вы просите, не вникая в суть и не задавая уточняющих вопросов.
  • Низкие рейтинги на разных платформах, много негативных отзывов сотрудников, высокая текучка кадров.
  • Отсутствие персонализации проекта: остерегайтесь компаний, которые работают по накатанному шаблону и которые пытаются впихнуть ваш проект в рамки, не учитывая индивидуальные особенности вашего бизнеса.
  • Неподготовленность на первых встречах: если на первых созвонах подрядчик не собран, непоследователен, не спланировал свою презентацию, то это звоночек, что аналогичное отсутствие планирования может привести к некачественным результатам.
  • Пропускают этап с MVP. Сразу приступают к разработке готового продукта.

Как выглядит хорошее и плохое предложение о разработке

Чек-лист: как найти толкового подрядчика для IT-разработки и не нарваться на мошенников

Как вы поняли, в хорошем предложении на разработку всё ровно наоборот. В нём есть структура, которая ведёт своего потенциального клиента от точки «Проблема» в точку «Решение». В нём есть подробное описание проблемы, которую предстоит решить, её предпосылки и влияние на бизнес, перечень инструментов, как эта проблема будет решаться.

Главные компоненты хорошего предложения:

  • Полнота и детализация ТЗ.
  • Прозрачность ценообразования.
  • Инструменты и подходы решения задач.
  • Ясность сроков выполнения и этапов работы.
  • Гарантии и условия поддержки после завершения проекта.
Пример из коммерческого предложения PMP TECH
Пример из коммерческого предложения PMP TECH

Умная итоговая мысль

Разработку IT-продукта стоит рассматривать как долгосрочное сотрудничество, а не с позиции заказчика «Я плачу — мне все должны» или исполнителя «Мы крутая компания, нас все хотят и мы можем позволить себе всё» .

У клиента и разработчика по факту одна задача — создать сервис/приложение/сайт/экосистему в установленные сроки и бюджеты, которая полностью закроет потребность заказчика и принесёт необходимый результат. Поэтому главный совет: ищите не просто подрядчика, который сделает определённый объём работ, а ищите надёжного партнёра, который гарантирует результат и будет с вами от разработки до дальнейшей поддержки. Как мы, например;)

Заказать разработку можно у нас на сайте, а чтобы быть в курсе новостей из мира IT, подписывайтесь на нас в телеграм, там много интересного!

55
Начать дискуссию