10 лет за рулем снегохода. Как я прошел путь от чайника до опытного райдера

Путь от чайника до эксперта в 10 лет...
Путь от чайника до эксперта в 10 лет...

Представьте: морозный зимний день, поездка по берегу Ладоги, и внезапно - треск льда под снегоходом. Нет, это не блокбастер о зимней рыбалке, это моя реальная история на Ладожском озере. Именно в этот момент, когда подо мной трещит лед, а адреналин зашкаливает, я понимаю, насколько важен опыт и правильный выбор техники для зимних поездок.

Но давайте я расскажу вам, как все начиналось, и почему этот случай на Ладоге стал для меня переломным моментом, настоящим испытанием и уроком. "Держись!" - кричу я товарищу, пытаясь перекричать рев двигателя и треск льда. Мы проваливаемся под лед около берега, и наши снегоходы начинают уходить под воду. Холод пронизывает до костей, но паниковать некогда.

Выбравшись на берег, промокшие и замерзшие, мы оказываемся в настоящей критической ситуации. За бортом -20 градусов, а до ближайшего жилья километры заснеженного пути. Об окончании истории чуть-чуть позже.

Для тех кто первый раз читает мой блог… Привет, меня зовут Алексей. За 10 лет езды на снегоходах я прошел путь от чайника до опытного райдера. Этот путь полон ошибок, неожиданных открытий и ценных уроков. Сегодня я делюсь с вами этим опытом.

"Знаешь, сынок," - говорил мне отец, собираясь зимой на очередную рыбалку на Кольском полуострове, - "это не просто рыбалка, это настоящий активный отдых!" Его слова эхом отдаются в моей голове, когда я впервые сажусь за руль снегохода. Передо мной открывается целый мир зимнего экстрима, и я чувствую, как неописуемое восхищение начинает накрывать меня.

Первые шаги в мире снегоходов: Как я подружился с Arctic Cat

Первый снегоход - кошка.
Первый снегоход - кошка.

После долгих раздумий, изучения форумов и рынка, я останавливаю свой выбор на Arctic Cat Bearcat 570 XT. Сжимаю руль своего первого снегохода, и меня переполняет чувство восхищения. С детских лет я не сидел за рулем снегохода. Вот что повлияло на мой выбор:

  • Доступная цена: На тот момент этот снегоход стоит около 300 тысяч рублей, что вписывалось в мой бюджет.
  • Надежность: Arctic Cat славится надежными машинами.
  • Комфорт: Этот утилитарный снегоход предлагал один из лучших уровней комфорта в своем классе.
  • Мощность: Двухтактный двигатель обеспечивает хорошую мощность.
  • Сравнение с конкурентами: Я рассматривал Yamaha Viking, но подвеска Arctic Cat более комфортна.

"Это то, что надо!" - думаю я, выезжая в первый раз. Но как я позже понимаю, у этого зверя есть и свои недостатки.

"Урок №1: Первый снегоход - как первая любовь. Ты будешь вспоминать о нем с нежностью, но слава богу, что вы расстались."

Arctic Cat Bearcat 570 XT стал отличной школой и научил меня многому:

  • Неприхотливость в обслуживании: Снегоход не требовал частых ремонтов, что было большим плюсом для новичка. За все время эксплуатации я лишь поменял стартер и рычаги, пару катков, сделал зарядку гаджетов от USB и выполнил несколько мелких работ.
  • Важность комфорта: После 40 минут езды я начал замечать, как сильно утомляет шум двигателя. Это заставило меня задуматься о важности выбора более тихого снегохода в будущем.
  • Внимание к деталям: Я обнаружил, что рычаги передней подвески легко гнутся при незначительных ударах. Это научило меня быть более внимательным на трассе и лучше выбирать маршрут.
  • Экологичность имеет значение: Запах выхлопа двухтактного двигателя был довольно сильным, особенно на низких скоростях. Жена отказалась из за этого ездить со мной. А одежда дома пахла этим выхлопом. Это стало одной из причин, почему я заинтересовался четырехтактными двигателями.
  • Расход топлива: От 25 до 40 литров на 100 км – это заставило меня в будущем искать более экономичные модели.

Катался в основном по реке на рыбалку. Делал робкие вылазки в лес по чужим снегоходным трассам. При съезде с трасс в лесу всегда застревал, опыт был ниже нуля.

Эволюция опыта: Как я открыл для себя туристический снегоход

Второй снегоход - Витязь.
Второй снегоход - Витязь.

После нескольких лет езды на Arctic Cat я понял, что готов к чему-то новому. Я хотел снегоход, который не превращает каждую поездку в испытание на выносливость для моих органов чувств: носа - от запаха, и ушей - от шума. Ну и кошелек, от денег вытекающих на бензин.

"Урок №2: В снегоходном мире важно понимать свои приоритеты. Двухтактный двигатель дает больше мощности, но четырехтактный экономичнее и тише. Выбирай, что важнее для своих поездок."

Следующим снегоходом стал отечественный Stels Витязь. Почему? Потому что за цену одного импортного снегохода я могу купить два Витязя и еще остается на несколько капитальных ремонтов. Экономика должна быть экономной! А эта модель копия БРП, не помню точно модели, но он похож даже внешне на неё.

Витязь учит меня новым трюкам:

  • Проходимость: На трассе он идет как по маслу. В лесу - уверенно, но не без сюрпризов. Как говорится, танки грязи не боятся, но иногда застревают.
  • Экономичность: Я стал ездить на заправку почти в два раза реже. Теперь у меня остаются деньги не только на бензин, но и на кое-что другое!
  • Ремонтопригодность: Когда у меня сгорело главное реле, через полчаса, с помощью чата владельцев, я узнаю, что можно переставить реле местами и доехать своим ходом, но без света.
  • Универсальность: Пониженная передача позволяет уверенно двигаться в глубоком снегу. Она полезна не только для транспортировки груза.

За первый сезон прошел 5500 км, в последующий 2500. Что можно сказать - я до сих пор кайфую от поездки на нём. Комфорт на высоком уровне. Рычаги передней подвески согнуть невозможно, хотя влетал на поворотах в деревья не один раз.

Контрруление - секретный навык, который изменил мою езду навсегда

Контрруление меняет все!
Контрруление меняет все!

Важный момент, о котором я не могу не упомянуть – это навыки управления снегоходом, в частности, контрруление. Я освоил эту технику только через 6 лет после того, как впервые сел за руль снегохода, и сейчас очень жалею, что не научился этому раньше. Поверьте, это полностью меняет ощущения от езды.

Из моих знакомых около 90% не владеют этим навыком, и я могу с уверенностью сказать: истинное наслаждение от снегохода можно испытать только в глубоком снегу, когда машина полностью подчиняется тебе. Это настоящий кайф! Поэтому мой совет всем: учитесь контррулению как можно раньше. Это откроет вам новый мир возможностей и удовольствия от езды.

Промокшие ночью на берегу Ладоги. Чем все закончилось

Так вытаскивали наши снегоходы.
Так вытаскивали наши снегоходы.

К счастью, мой рюкзак со снаряжением остался сухим. "Ну что, Санек, сейчас проверим, чему нас жизнь научила," - говорю я, доставая пилу и средство для розжига костра, термос, домкрат, лебедку и сухую одежду. Я меня был полностью заряженный фонарь и телефон, мы нашли место где связь ловила и вызвали подмогу.

В похожих ситуациях я с детства бывал не раз. Я знал как не уйти в неконтролируемую панику. Не тот пропал кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал. Тем более когда у тебя все есть для экстремальных ситуаций :)

Мы проводим целую ночь на берегу Ладожского озера, борясь с холодом и ожидая помощи. Каждый час кажется вечностью, но мы не сдаемся. Только к утру следующего дня мы возвращаемся домой. Этот случай становится поворотным моментом в моем подходе к снегоходным путешествиям и безопасности.

Почему я начал искать второй снегоход

Несмотря на все преимущества Витязь, я столкнулся с серьезной проблемой - тяжелым весом. Если бы на Ладоге у меня был снегоход легче на 200 кг, лёд бы выдержал более легкий вес. Так же движение по новым маршрутам оказывается невероятно трудоемким.

Для поездок в компании - то что надо. Но эти поездки у меня не вызывают восторга. Мои знакомые катаются по выходным группами - змейкой. Первый впереди, остальные нюхают друг у друга выхлопные газы, двухтактных у нас много снегоходов. Катаются по накатанным трассам или лесным дорогам с приличной скоростью.

В первый год я был рад что нашел единомышленников, а потом понял что такие покатушки радости мне не приносят. В поездке на скорости обзор сужается, видишь только дорогу и больше ничего. Стал кататься один - прокладывая новые маршруты и самое главное не туда куда кто то хочет, а куда хочу я.

В таких поездках я рассчитываю только на себя, свои силы и опыт. И мне это чертовски нравится. Это подпитывает меня энергией, которую я использую для бизнеса. Если будет интересно, пишите в комментариях, могу более подробно раскрыть эту тему. Но сейчас не об этом.

Представьте: я еду по, казалось бы, нетронутой снежной целине, мечтаю о новых горизонтах, и вдруг - бац! - ручей или канава! И снегоход проваливается по самое не хочу. Или наезжает на пень, ну или не справляюсь с управлением на склоне и снегоход переворачивается. И вот я уже не бравый исследователь, а грустный снеговик с лопатой и домкратом в руках.

Доставать снегоход из снега несколько раз за одну поездку становится обычным делом. Каждый такой случай отнимает около пары часов времени и уйму энергии, чтобы выбраться. Бывают ситуации и посерьезнее, когда вытаскивание снегохода превращается в настоящий блокбастер.

Постепенно тяга к исследованиям новых маршрутов начинает пропадать. Мечты о свободном передвижении по зимнему бездорожью разбиваются о суровую реальность застреваний и изнурительных попыток выбраться. Я стал тщательнее выбирать маршруты.

После всех этих испытаний я понял, что мне нужно что-то более легкое и маневренное. Снегоход, который позволит исследовать новые локации без постоянного риска застрять и потратить полдня на спасательные работы. Ведь именно опасения застрять и терять энергию, сильно ограничивал моё передвижение и убивали желание открывать новые маршруты. А их в сотни раз больше, чем укатанных трасс. А по ним я уже катал не один год и они мне порядком надоели. Хотелось романтики :)

Как нашел Сталкер

Снегоход Сталкер.
Снегоход Сталкер.

Я делюсь своими мыслями в чате владельцев снегоходов. Там дают ценную наводку - советуют обратиться к Дмитрию Бардину. Оказывается, Бардин занимается созданием уникальных снегоходов - комбинацию гусеничного блока от горного снегохода с легким четырехтактным двигателем на воздушном охлаждением.

Это решение обещает объединить лучшее из двух миров - малый вес, проходимость и маневренность. К этому решению он шел с 2014 года, перепробовав множество концептов. Но последний получился самым интересным. Владельцы Стелс Капитанов знают его по многочисленным видео с решением проблем у этой модели.

Конечно, у меня были опасения. Я боялся получить что-то наподобие Стелс Капитана - снегохода с маломощным двигателем и присущими ему недостатками, которые могли разочаровать. Кто ездил на нем, поймут о чем я. Ведь одно дело - легкость и маневренность, и совсем другое - недостаток мощности, который мог бы ограничить возможности машины. А пересесть с Витязя хотелось на что-то достойное.

Положительные отзывы о работе Дмитрия и его экспертность действительно внушали надежду. Райдеры говорили о его снегоходах как о чем-то особенном, отмечая их маневренность и проходимость даже в сложных условиях. Один владелец сказал: "Он легкий. На нем можно ехать туда, куда раньше и не думал соваться. И если застрянешь, выбраться гораздо проще. На Витязь после него перестанешь садиться".

Эти слова очень удивили и воодушевили меня, вместе с детальным описанием характеристик будущего легкого снегохода, моментально склонили чашу весов в пользу заказа. Я подумал - это то, что мне нужно. У меня не было оснований не доверять человеку который посоветовал обратиться к Бардину. Я знал его несколько лет, он один из тех людей который научил меня в чате контррулению, зовут его тоже Дмитрий. У него было много снегоходов, в том числе и витязь, более мощный туристический брп и даже горный снегоход.

Я понимал, что каждый день без нового снегохода - это упущенные возможности. Поэтому решение пришло быстро: я хотел кататься сейчас, а не когда-то в будущем. Без лишних колебаний я связался с Бардиным и оформил заказ на два снегохода - один для себя, другой для друга. У него был Капитан и ему очень не хватало мощности мотора, что сильно ограничивало его поездки. Теперь оставалось только с нетерпением ждать возможности опробовать новые машины в деле.

Легкий снегоход для серьезных задач

Легкий, маневренный, с отличной проходимостью - так описывали Сталкер. Поначалу я отнесся к этим характеристикам скептически. Как может относительно небольшой снегоход превзойти мой проверенный тяжелый агрегат? Однако, как часто бывает в мире техники, компактность и продуманная конструкция могут дать неожиданные преимущества.

"Урок №3: Характеристики снегохода важнее его размеров. Оптимальное сочетание веса, мощности и конструкции может дать неожиданно высокие результаты в реальных условиях эксплуатации."

Туристический снегоход эндуро для загородного отдыха

Эндуро снегоход для загородного отдыха.
Эндуро снегоход для загородного отдыха.

Почему туристический и эндуро? Потому что на нем можно спокойно путешествовать, а эндуро - потому что проходит без проблем там, где более старшие модели могут пройти с трудом. Если вы пройдете сложный маршрут на туристе/утилите и на Сталкере, то поймете о чем я. Сталкер полностью изменил мое представление о снегоходах. За 1200 км я понял несколько важных вещей:

  • Легкий вес и маневренность: Всего 180 кг позволяют в одиночку вытащить снегоход из большинства сложных ситуаций. Это прощает многие ошибки и экономит силы. В 99% случаев я вытаскиваю снегоход сам, без дополнительных инструментов - часто достаточно слезть со снегохода и просто нажать на газ. Я перестал возить с собой домкрат, лебедку и даже лопату. Со мной только веревка и ножовка, иногда беру секатор.
  • Проходимость: Узкая гусеница с большой площадью соприкосновения со снегом, с высокими грунтозацепами обеспечивает отличную плавучесть и проходимость в глубоком снегу. Это позволяет исследовать новые маршруты без предварительного планирования, превращая каждую поездку в настоящее приключение.
  • Экономичность: Расход топлива 12-15 литров на 100 км существенно снижает затраты. Это позволяет чаще выезжать и не беспокоиться о высоких расходах на топливо.
  • Простота обслуживания: Снегоход надежен и неприхотлив. Бардин вложил в него весь свой опыт, а главное свою душу. Он любит кататься и делал снегоход для себя. А доступность запчастей и их невысокая стоимость позволяют не беспокоиться о возможных поломках, они не высосут весь бюджет из кошелька. Отсутствие страха повредить дорогостоящие узлы дает больше свободы в выборе маршрутов и стиля езды.

Закончил сезон позже всех на три недели, там где уже проваливались тяжелые снегоходы, я проезжал без проблем. Есть интересные видео сделанные весной в лесу и на болотах, на тяжелом я бы туда ни за что в жизни бы не поехал. А на Сталкере - легко.

К началу сезона 2025 закажу вторую версию Сталкер, с нетерпением жду следующего сезона. Интересно и то, что мой туристический Витязь сейчас практически не используется. Катался всего 2 раза, на длительную дистанцию и когда катались с женой на двух снегоходах. Легкий снегоход захватил мое внимание новыми возможностями.

Снегоход настолько легкий, что я могу управлять каждым наклоном не вывешивая все тело в сторону наклона, как на туристе. И мое мнение, что отрабатывать навыки управления на нем в сотни раз практичнее, чем на более мощных и тяжелых моделях.

Заключение: Уроки десятилетнего опыта

За 10 лет в мире снегоходов я прошел путь от "чайника" до опытного райдера. Этот путь научил меня многому, и теперь я хочу поделиться с вами главными выводами:

  • Нет универсального решения: Каждый снегоход хорош для своих задач. Arctic Cat был отличным стартом, Stels Витязь показал преимущества отечественного производства для комфортных длительных поездок, а Сталкер открыл новые горизонты для исследований.
  • Важность опыта: Не бойтесь начинать с менее мощных моделей. Это позволит вам набраться опыта и лучше понять свои потребности.
  • Безопасность превыше всего: Всегда имейте с собой необходимое снаряжение и будьте готовы к неожиданностям. Случай на Ладоге показал, насколько важна подготовка.
  • Экономия и возможности: Более дешевый в обслуживании и экономичный снегоход позволяет кататься чаще, открывая новые маршруты и впечатления.
  • Легкость имеет значение: Легкий снегоход с хорошим двигателем дает свободу исследовать новые территории без страха застрять.

.Рекомендации для начинающих:

  • Определите свои цели: Прежде чем покупать снегоход, четко поймите, для чего он вам нужен. Езда по трассам, глубокий снег или исследование новых маршрутов требуют разных подходов.
  • Не гонитесь за мощностью: Начните с менее мощной модели, которая позволит вам научиться управлять безопасно и уверенно. Я знаю людей, которые в первый же день владения мощным снегоходом ломали себе кости. Аварии происходили на больших скоростях.
  • Изучайте технику управления: Не повторяйте моей ошибки - уделите время изучению правильной техники управления снегоходом.
  • Думайте о будущем: Ваши потребности могут измениться. Выбирайте снегоход, который сможет "расти" вместе с вашими навыками.
  • Пробуйте разное: Если есть возможность, протестируйте разные модели перед покупкой. Мой опыт показывает, что реальное ощущение от езды может сильно отличаться от того, что написано в характеристиках.

Помните, каждая поездка - это не просто путешествие по снегу, это путешествие к новому опыту и самопознанию. Неважно, какой снегоход вы выберете, главное - наслаждайтесь каждым зимним моментом и будьте в безопасности.

"Финальный урок: Лучший снегоход - это не тот, который самый мощный или дорогой, а тот, который лучше всего подходит для ваших целей и позволяет вам наслаждаться каждой поездкой."

И вот что я понял за эти годы: по-настоящему комфортные поездки - это когда ты не думаешь о стоимости запчастей твоего снегохода и факторах которые ограничивают передвижение. Это невероятно раскрепощает.

Когда ты не боишься, что вот здесь можешь застрять, и не планируешь скрупулезно свой маршрут заранее на навигаторе. Возможность спонтанно свернуть с накатанной трассы, исследовать новый маршрут, не опасаясь последствий - вот что делает зимние путешествия действительно захватывающими. Именно это дает настоящую свободу!

Надеюсь, мой опыт поможет вам сделать правильный выбор и избежать ошибок на вашем снегоходном пути. Удачи на трассах и до встречи в снежных просторах! И помните - настоящая свобода начинается там, где заканчивается страх перед неизвестностью. Так что смелее выбирайте свой идеальный снегоход и отправляйтесь навстречу приключениям!

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что каждый снегоход, которым я владел, был важной частью моего пути. От Arctic Cat, который научил меня основам, через Stels Витязь, показавший мне комфорт длительных поездок, до Сталкера - открывшего новые горизонты машина внесла свой вклад в мое развитие как райдера.

Но самое главное, что я понял за эти годы - дело не столько в самом снегоходе, сколько в тех возможностях, которые он открывает. Это возможность увидеть красоту зимней природы, испытать адреналин от скорости и свободы, почувствовать единение с машиной и окружающим миром.

Так что, какой бы снегоход вы ни выбрали, помните: главное - это радость от езды и те незабываемые моменты, которые вы проведете на снежных просторах. Удачи на трассах и безопасных вам путешествий!

Подписывайтесь на мой блог, там делюсь опытом о технике, которую использую для активного загородного отдыха. Там много лайфхаков и советов, которые помогут расширить вашу зону комфорта.

Начать дискуссию