{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы выжили во время карантина, потеряв 70% клиентов

Доброго времени суток! На связи Павел Ковтун и Дмитрий Сталоверов — мы предприниматели с 10-летним стажем и все это время развиваем бренд VIRGINIA. Карантин закончился и мы можем смело заявить — мы выжили.

С чего всё начиналось

virginia — это сервис в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по аренде сменных ковров для офисных помещений и компаний с отдельным входом — кафе, рестораны, салоны красоты и пр. — в общем практически все, кого закрыли на карантин. Когда в конце марта стали закрывать Москву, во введение таких мер в Питере мы не поверили. Первой реакцией Павла на президентские каникулы было — «Это выстрел в обе ноги».

Шок проходит

Смирившись с ситуацией, изменить которую мы были не в силах, сели изучать постановление. Поняли, что можем продолжать работать, потому что наша деятельность попадает под сферу ЖКХ. После первой недели карантина ничего, кроме его продления, не ждали, работали с клиентами и логистикой, готовились. Вообще в этот момент стало понятно, что наступил сложный и интересный период и «как раньше» уже не будет.

Сложности

Без них никуда. Только там, где сложно — рост и развитие. Но в тот момент это было реально тяжело.

С середины марта ежедневно приходили новости о закрытии той или иной отрасли, поэтому чтобы не нести пустых затрат, приходилось быстро реагировать и перестраивать логистику.

Наши клиенты — в основном малый бизнес. И почти все они оказались закрыты. Как и у нас, у них наступили тяжелые времена, поэтому менеджерам было психологически тяжело с ними общаться — кто-то, не стесняясь, ругался матом, кто-то отказывался платить за ранее оказанные услуги, были такие, кто просто решил не возвращать наше имущество (ковры). В такой момент было важно оказать поддержку команде.

На фоне происходящего, видя, как закрываются компании, в которых работают их друзья и близкие, ребята из нашей команды все чаще стали задавать вопросы о том, собираемся ли мы закрывать компанию, что будет дальше и будет ли выплачена в срок зарплата. Конечно, мы не собирались сдаваться. И зарплату продолжали платить в срок и в полном объеме, потому что, нанимая на работу сотрудника, мы берем на себя ответственность. Такова участь предпринимателя. В итоге мы ежедневно показывали команде, какие цели мы должны закрыть сегодня, чтобы у всех все было хорошо.

Три ключевых действия

На самом деле все действия были ключевыми и для неключевых времени просто не было. Но если выделять, отметим следующее:

  • оптимизация затрат на работу с партнерами — очень важно идти на уступки в такие моменты и поддерживать друг друга, мы поддержали своих клиентов, а наши партнеры поддержали нас
  • оптимизировали некоторые процессы и трудозатраты с помощью внедрения it-инструментов
  • вернулись к активным продажам и уже сейчас видим плоды этой работы

Человеческое отношение, оптимизация процессов, активные продажи.

Настоящее

Смотрим в будущее с оптимизмом. Дна мы уже достигли, оттолкнулись от него и теперь движемся вверх. Рассчитываем к декабрю выйти на прошлогодние объемы. Сейчас самая главная задача — заново выстроить доверительные отношения с клиентами. Мы понимаем, что у многих ситуация гораздо хуже, чем у нас, поэтому стараемся для каждого подобрать индивидуальные условия со взаимной выгодой.

Тестируем смежные ниши, например, доставку хозяйственных и канцелярских товаров. Продолжаем дополнительные разработки для ниши грязезащитных ковров и ведем отбор перспективных проектов в области IT и инжиниринга. В общем усиливаем то, что дало результат во время карантина.

Наше любимое, что было бы если… Ну а если серьезно, то зная о грядущей ситуации, еще в начале 2020 начали бы работу в активных продажах по тем отраслям, которые устояли. В остальном карантин дал нам понимание того, что наша бизнес модель построена верно и готова к шоковым нагрузкам, позволяет быстро перестроиться под современные реалии.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Владимир Зинин

Привет ребята)
Поздравляю с выживанием! Надо было рассказать про поездки на производство в 5 утра.
Молодцы, так держать!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Спасибо, Владимир.
Думаю про детали и сладкую жизнь предпринимателя еще успеем рассказать.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Razumov

Мужчины, молодцы, предпринимательский дух очень важен в наше время.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

А аренда сменных трусов для сотрудников малого/среднего бизнеса не предвидится?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Кирилл, есть необходимость? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
Первой реакцией Павла на президентские каникулы было — «Это выстрел в обе ноги».

Похоже Павлу свойственно в третьем лице о себе говорить.

То, чем я занимаюсь идеологически близко занятию Павла и Димы, поэтому я буду аргументированно измываться над статьёй.

Вообще в этот момент стало понятно, что наступил сложный и интересный период

В Москве к этому моменту уже было ясно что ни хера интересного нас не ожидает.

И зарплату продолжали платить в срок и в полном объеме, потому что, нанимая на работу сотрудника, мы берем на себя ответственность.

Зарплату вы платили по одной простой причине - у вас были бабки.
Будь то резервы или личные средства, которые вы тратили в это время  это не даёт права заниматься морализаторством относительно других бизнесменов. Кто-то заходил в эту историю налегке, не успев заработать денег, кто-то был существенно выше вас и физически три месяца протащить расходный бюджет без доходов не мог. Мои бойцы три месяца получали от 30% до 70% докризисного дохода в зависимости от коэффициента трудового участия в силу смешанной окладно-сдельной схемы. 

оптимизация затрат на работу с партнерами — очень важно идти на уступки в такие моменты и поддерживать друг друга, мы поддержали своих клиентов, а наши партнеры поддержали нас

А что ещё вам оставалось делать когда ковры всем стали нахер не нужны? Оставалось два варианта - свернуть и отвезти на склад или освободить от платы.

Сейчас самая главная задача — заново выстроить доверительные отношения с клиентами.

Но тогда не совсем ясно куда делись доверительные отношения между вами и клиентами. Примите просто как данность то, что 10% ковров улетели с Хоттабычами на родину ковров, а та дебиторка, с которой вы зашли в апрель прокисла навсегда и живите с чистого листа, верьте клиентам дальше. Я, например, так и поступил.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Зинин

Александр, а вы сами то что-нибудь, когда-нибудь писали? Можно ссылочку?
Чем же ваша деятельность «идеологически» схода? Прям заинтригован)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Этот ответ в полемике называется "Сперва добейся".

Я мастер язвительного комментария, открывать беззащитное брюшко моего бизнеса для местной искушенной публики мне безумно страшно. Я даже не говорю чем занимаюсь, чтобы не сглазить (тьфу-тьфу-тьфу)

Но разные партнёры последнее время настаивают на том, чтобы написать тут статью о том, каких успехов нам удаётся добиваться вместе.

Чем чёрт не шутит, может когда и напишу.

Схожа наша деятельность тем, что те же сегменты b2b, тоже высокая сервисная составляющая, повторяющиеся платежи, выручка на штатную единицу (данные по Вирджинии брал bo.nalog.ru, увеличивал на традиционный подводный % экономики), процент выключенных в карантин клиентов (70-60-30 у меня), возникающие риски.

Отличается тем, что мы крупнее, моложе и работаем преимущественно в столице.
Готовиться и останавливать инвестиционку мы начали в конце февраля, в результате за три месяца сожгли трёшку (с учётом сокращенного ФОТ), должны были сжечь десятку.  Этим вызван мой скептицизм относительно геройствующих оплат зарплат.

Тут интересно было бы пообсуждать реальные кейсы ковровой империи, но статья похоже написана маркетологом, а не бенифициарами.

Ответить
Развернуть ветку
Andre Tsypkin

Геройствующей окраски я тут не увидел. Скорее вы тут себя подсвечиваете по своими «могли сжечь 10, а сожгли 3» Ну молодцы, что тут скажешь))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
потому что, нанимая на работу сотрудника, мы берем на себя ответственность.

Это ли не она. Расскажите это рестораторам, которые в дупу улетели с такой скоростью, что в ушах свистело, туроператорам, отельерам, организаторам выставок.

Ну молодцы, что тут скажешь))

Конечно молодцы, многие сделали пшух.
Многие тупили до последнего и принесли в жертву будущее цепляясь за "всё обязательно наладится"

Ответить
Развернуть ветку
Andre Tsypkin

Ну раз вы молодцы, то в чем смысл ваших замечаний к посту? Если по делу у вас есть замечание, то ок. А если вы тут собираетесь мериться кто в чем больший молодец или сочувствовать рестораторам, то не вижу вообще никакого смысла в ваших комментах.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Давайте я вам на модерацию буду комменты присылать, а вы оценивать целесообразность их размещения.

Ответить
Развернуть ветку
Andre Tsypkin

У меня нет времени модерировать блаблаболов

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Зато есть время искать смысл в моих комментах.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Возможно, если бы Вы не уделяли столько времени написанию комментариев (1270 штук посмотрел по статистике), а больше своему делу, то не сожгли бы трешку. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Поучайте своих паучат.

Вы повторяете приём перехода на личности - количество моих комментариев не связано с моими бизнесовыми скиллами и ссылка на них не отменяет меткость моих замечаний в вашем случае.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Александр, каждый собственник бизнеса должен быть немного маркетологом, иначе как развивать и продвигать свой продукт с 0? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Продакт менеджером скорее, на стыке маркетинга и бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Александр, разберем Ваши ответы:
"Похоже Павлу свойственно в третьем лице о себе говорить." - попробуйте опубликовать о своей компании что-то здесь, если она конечно есть. Тогда возможно что-то поймете.
"То, чем я занимаюсь идеологически близко занятию Павла и Димы, поэтому я буду аргументированно измываться над статьёй.." - идеологически это как?  может чем-то полезным лучше займетесь?!
"В Москве к этому моменту уже было ясно что ни хера интересного нас не ожидает." - столица, Вам там всегда все виднее.
"Зарплату вы платили по одной простой причине - у вас были бабки.
Будь то резервы или личные средства, которые вы тратили в это время это не даёт права заниматься морализаторством относительно других бизнесменов. Кто-то заходил в эту историю налегке, не успев заработать денег, кто-то был существенно выше вас и физически три месяца протащить расходный бюджет без доходов не мог. Мои бойцы три месяца получали от 30% до 70% докризисного дохода в зависимости от коэффициента трудового участия в силу смешанной окладно-сдельной схемы. " - Бабки мы зарабатывали, а не тратили накопления. А зарабатывали потому что вовремя сориентировались и люди не пострадали, а вот Ваших людей жалко, хотя сомневаюсь что они есть. А морализаторства тут и нет, это больше для внесения оптимизма читающих.
"А что ещё вам оставалось делать когда ковры всем стали нахер не нужны? Оставалось два варианта - свернуть и отвезти на склад или освободить от платы." - Вам виднее в Москве для чего ковры, но у нас они для создания чистоты и спрос на них был.
"Но тогда не совсем ясно куда делись доверительные отношения между вами и клиентами. Примите просто как данность то, что 10% ковров улетели с Хоттабычами на родину ковров, а та дебиторка, с которой вы зашли в апрель прокисла навсегда и живите с чистого листа, верьте клиентам дальше. Я, например, так и поступил."  - Дебеторка к данному моменту уже на допустимом проценте, это, кстати к вопросу о перестроении задач в коллективе.  10% потерь - откуда ж такие цифры? надо же просто было работать и возвращать имущество, а не  плакаться, как все плохо. Доверительные отношения - все-таки чувствую у Вас точно нет компании или Вы просто сами не общаетесь с клиентами, чтобы понять, что сейчас у большинства людей в голове.
Резюмируя, Александр займитесь делом, а не бомбите комментарии, 1270 штук комментариев, это ж сколько времени Вы тут проводите?!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

За полтора года не так уж и много.

Никому не интересны рассказы "Ура, мы перестроили процессы и выжили, ну какие мы молодцы." Нет детальных описаний челленжей, нет смертельной угрозы ковровому бизнесу, злодейской моли или кто вам там доставляет неудобства.

Нет злых арендодателей, удерживающих ваши ковры в заложниках пока клиенты в панике пьют горькую, никто не опечатывает ваши склады. Нет саспенса, нет жизни, а мои комментарии единственное яркое пятно.

И зачем вы меня постоянно убеждаете в том, что у меня нет ни бизнеса, ни сотрудников ведь очевидно что язвительная меткость моих слов определена многолетним практическим опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

Всем известно, что лучшие управленцы работают в такси )

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Можете рассказать про сайт-телефон? Помогает конверсии?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ковтун
Автор

что Вы имеете ввиду под сайтом-телефоном?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда