Как «Яндекс» пытался, но так и не смог стать нами. Советы стартапам, которых прессуют гиганты

После нашумевшего бифа Moscow Coding School с «Яндекс.Практикумом» нас попросили написать колонку с советами предпринимателям, чей бизнес оказался под угрозой или уже столкнулся с последствиями прихода на их рынок большого игрока.

Это наша первая публикация на vc.ru, но, рассчитываем, что не последняя. Все вместе они когда-нибудь составят сборник вроде «Писем к молодому шефу» Даниэля Болю.

Как «Яндекс» пытался, но так и не смог стать нами. Советы стартапам, которых прессуют гиганты

Мы запускали кодинг-курсы, когда слово «кодинг» еще не вошло в обиход, программирование не считалось доступным любому, а у хипстеров не было нормой козырять знаниями JS и реакта. Буквально через три года наше одиночество было скрашено как оппортунистами с лендингами на тильде, так и крупными платформами с большими бэнкроллами, обратившими внимание на наш успех.

Но самым серьезным челленджем стал приход слегка припозднившегося Яндекса, переманившего у нас всех, кого можно было переманить — от талантов из core-team до действующих преподавателей.

К слову, сине-белое знамя MCS дизайна White Russian Studio теперь украшает их офис в качестве трофея подобно звездам с полосками в бункере Бин Ладена в пригороде Абботтабада.

Надеемся, наш опыт может помочь fellow entrepreneurs не капитулировать в, казалось бы, заранее проигранной схватке, когда у соперника на порядки больше ресурсов на ведение войны. Даже если какие-то поинты могут показаться общим местом, надеемся, в сумме они транслируют правильный майндсет, который позволит андердогам не наломать дров и сохранить и нервы, и бизнес.

Расслабьтесь

Сходите на йогу, сыграйте партию в Ping Pong Club Moscow, купите премиум на Headspace. Случившееся — лишнее свидетельство того, что вы что-то сделали правильно: ваше существование для крупного игрока стало как минимум proof-of-concept, а как максимум — блупринтом для репликации. Не включайте режим жертвы и отнеситесь к этому как в очередному интересному приключению без предсказанной заранее концовки. Как говорится, enjoy the ride.

Типичные type-A контрол-фрики, мы засуетились, как Канье во время маниакального эпизода, когда до нас еще только начали долетать инсайды о готовящемся запуске Яндексом своей кодинг-школы. Мы знали, что Яндекс доверил проект одному из наших лучших студентов, получившему внутри звание «сына полка». Тот, в свою очередь, собрал команду из ребят в разное время работавших в Москодинге и начал хантить действующих преподавателей — один из них на тот момент вёл наш самый популярный курс по веб-разработке.

После этого рассказы об обращениях к нашим ребятам «людей из Яндекса» стали всплывать чаще, чем свидетельства визитов людей в черном к интересующимся феноменом «кругов на полях». В Яндекс утек даже наш экс-гендир, чья бравада выразилась в адреналиновом тизере: «Вам вагина!» (sic!) в самом хорошем, олимпийском смысле этого выражения.

Апогеем же стала вскрывшаяся вербовка Яндексом нашего Head of Education, который в течение долгого времени тайно работал на Практикум, а сразу после того, как мы его уволили, пошел к ним в штат.

Из всего этого мы сделали обнадеживающий вывод (впоследствии не раз подтверждавшийся), что, сложись дела совсем плохо, всем, прошедшим «школу» Москодинга, как минимум, всегда найдется место в одном из образовательных оффшутов Яндекса с их трехзначными стартовыми пакетами и бесплатным снек-баром. Наличие плана Б само по себе действует успокоительно.

Не будьте злопамятными

Кстати, когда вижн изначально настолько сильно мэтчится, а люди из обеих команд составляют одну тусовку, мозги утекают не только от вас, но и к вам. Мембрана корпоративных пузырей начинает пропускать в обе стороны. Например, пара не сработавшихся с Яндексом чуваков, наоборот, пришли к нам без обратного билета и на этом заряде сейчас перформят за пятерых.

Мы никогда не угонимся за Яндексом по зарплатам, соцпакетам и «плюшкам» (каждый раз орем с этого завсегдатая корпоративных джоб-листингов).

Зато всегда превзойдем по всем слагаемым из мотивационного фреймворка Дэниеля Пинка: автономия-мастерство-реализация. В Яндекс идут за стабильностью и строчкой в резюме, к нам идут за драйвом и ощущением своего личного импакта.

Сила денег вообще преувеличена, да и башковитым ребятам, особенно читающим этот сайт, не так сложно их «поднять». Недаром ПДД венчурки, «Секреты Сэнд Хилл Роад», начинаются с сетований Эрика Риса об образовавшемся впервые в истории дефиците предпринимателей на фоне переизбытка капитала. Пофантазируем и представим, что завтра вводят универсальный базовый доход. Сколько людей останется работать в Яндексе? Сколько у таких, как мы?

Проявите сострадание

С одной стороны с деньгами можно позволить себе сделать все по условному «золотому стандарту»: у Яндекса это воплотилось в возможности, не торопясь с запуском, на протяжении года в стелс-режиме выдрачивать MVP, привлечь инфлюэнсеров типа Васи Эсманова на разработку коммуникационной стратегии и нанять отца русского контент-маркетинга Максима Ильяхова на запуск корпоративного медиа since day one.

С другой, папина безлимитная кредитка и отсутствие своей шкуры на кону расхолаживают, заставляя предпринимать мувы из разряда «просто потому что можем». При этом, с каждым новым элементом, экспоненциально растет сложность всей системы и циклы итераций. При этом какие-то барьеры большой игрок вообще не может преодолеть by design. Каким бы «внутренним стартапом», независимым от хост-компании, он себя не мнил, гирями на ногах будут висеть вертикаль гайдлайнов и диктат проприетарных решений.

Вся экосистема Яндекса, включая кринжи типа Яндекс.Трекера, Яндекс.Браузера и собственного клона git в случае с IT-курсами теперь навязываются студентам в качестве безальтернативных инструментов.

Где тут проходит грань между знаниями, за которые не грех заплатить, и рекламным онбордингом в экзотический опинионированный стек, за который должны доплачивать тебе, — не до конца ясно.

Оставайтесь собой

Если у вас есть рынок, продукт и трекшн – они инстантно никуда не испарятся, сколько бы новых игроков и как бы агрессивно ни выходили на рынок. Пока они копируют то, что у вас уже есть, и спотыкаются о те же тысячу мелочей, вы успеваете продвинуться дальше. В книге «Стек инноваций» про батл Square с Amazon классно обосновывается, почему «пиджаки» не могут в жизнеспособную имитацию прорывных продуктов.

В конце концов, теперь вы имеете полное право отдохнуть и тоже какое-то время ехать в слипстриме конкурента, зацепившись за него, как швырялы за борт мусоровоза.

Все, что понравится — все ваше. Примеряйте любые приглянувшиеся идеи с бесцеремонностью туземцев, хозяйничавших в хижине главного героя «Путешествия на край ночи» Фердинанда Селина. После сделавшего себе имя на плагиатах Шаи Лабафа, это даже тренди.

А вообще оставайтесь собой, слушайте своих пользователей и follow the money. Мы ничего именно «под Яндекс» не делали, все наши пивоты всегда происходят в струе постоянно меняющейся образовательной «меты». Яндекс и без нашего участия скатился, не справившись с наплывом желающих. Им, кстати, постоянно нужны наставники на замену выгоревшим.

В конечном счете и мы, и Яндекс, и другие школы делаем одно общее дело — пытаемся вырастить технологическо-подкованное поколение творцов, и убедить, что в IT есть место не только для «когнитивных атлетов». И если деньги Яндекса помогают нам донести эту мысль до большего числа людей, наш потенциальный рынок только растет.

🐀

4646
178 комментариев

Почему такое вызывающее количество англицизмов, причем так, где они вообще не нужны? Это невозможно читать.
"Даже если какие-то поинты могут показаться общим местом, надеемся, в сумме они транслируют правильный майндсет, который позволит андердогам..."
"Если у вас есть рынок, продукт и трекшн – они инстантно никуда не испарятся", "инстантно", офигеть. "Предпринимать мувы", почему тогда не "степы"? "Мувы", скорее, совершают. Личный "импакт". Почему вообще поколение творцов, а не креаторов?  За прилагательное "опинионированный", что бы оно ни значило, нужно штрафовать. 

85

Скиньте мейл, плиз, вышлем вам русскоязычную версию!

24

Есть ощущение, кстати, что так специально сделано, чтобы внимание привлечь.
Это как если бы Наташа Королева (не знаю жива или нет) обмазалась говном. Смысла нет, а инфоповод есть 

15

Потому что эти курсы могут пройти люди любого возраста, любого шейп, сайз, хайт, они таймлесс

13

На самом деле, считаем, что продвинутая аудитория VC не нуждается в адаптациях. К тому же, что в тексте нет ни одного искусственно притянутого англицизма, который бы не считался уже сто лет как обиходным в русскоязычной интернет-среде.

4