Основатель CastingForm Даша Тимбуш: как эффективно управлять карьерой талантов и построить голливудскии стартап с нуля

Даша Тимбуш, выдающийся голливудский talent-менеджер и основатель стартапа CastingForm в Лос Анджелесе, помогает англоговорящим актерам со всего мира получать не только роли в международных проектах, но и агента, о котором они всегда мечтали.

Даша Тимбуш

Пару недель назад Даша стала первой героиней нового проекта Forbes, а буквально вчера встретилась лицом к лицу c легендой Голливуда Майклом Овицем (Michael Ovitz) на платформе LunchclubAI и расспросила его о том, что он думает о будущем актерских агентов, менеджеров и как технологии могут помочь в развитии карьеры таланта. Я решила спросить ее обо всем, что осталось за кадром: про переезд в LA, голливудский красивый и фальшивый мир кино, инвестиции и почему лучше жить в Калифорнии, когда строишь стартапы.

Киноиндустрия – не самый очевидный выбор для стартапа. Как устроен мир кино и с какими проблемами сталкиваются сегодня актеры?

В мире 4 миллиона актеров и 20 тысяч агентов и менеджеров, представляющих этих актеров, то есть актеров в 200 раз больше: агентов и менеджеров на всех просто не хватит. Несмотря на это, топовые агенства постоянно находятся в поиске новых звезд, пытаясь разглядеть иголку в стоге сена.

Главная цель актера на старте карьеры – попасть на радар агента или менеджера. При этом более 80% актеров в мире по сей день остаются без репрезентации, а значит не имеют доступа к ролям вообще. Они регистрируются и оплачивают подписку в десятках баз данных и кастинг-ресурсов в год, c единственной целью - быть замеченными.

Далеко не все актеры понимают разницу между агентом и менеджером – что это две принципиально разные профессии, и какую роль каждый из них играет в карьере актера. Как talent manager могу сказать, что самое сложное в работе - забукировать первую роль для таланта, тогда когда агенты еще не рассмотрели потенциал и нет больших гонораров. Этим заниматься долго, сложно и далеко не всем под силу.

На стыке этих проблем родился мой стартап CastingForm.

Какое решение ты предлагаешь?

CastingForm – маркетплейс с международными актерами. Наша задача обеспечить актеру репрезентацию, о которой он всегда мечтал.

Наш алгоритм просеивает сотни тысяч актеров и дает возможность каждому быть увиденными, правильно подсветив нужные стороны. Мы выращиваем таланты: помогаем актерам упаковать свой талант в портфолио, даем персональные карьерные рекомендации и соединяем их с проектами, осуществляя всю самую сложную работу, до тех пор пока актер получит первый букинг и ему будет с чем приходить в крупные агентства. Такой скаут для лучших из лучших.

В целом так же как крупные VCs вроде Sequoia инвестирует в фонды поменьше, которые помогают им разыскать талантливых предпринимателей на самых ранних стадиях.

Мы не гарантируем, что все зарегистрированные на платформе актеры получат роли (на 4 млн актеров приходится порядка 400 тыс ролей cо словами в год), но мы гарантируем, что актера увидят во время кастинга на роль, на которую он действительно подходит, главное - быстро и качественно. Недавно кастинг одного из проектов HBO был проведен нами за 24 часа. AI позволит нам продвинуться еще быстрее.

Слева: Rori Bergman, Dasha Timbush, Dayna Katz, Julie Schubert<br />Cправа: Roger Mussenden, Allison Estrin, Julie Schubert, Rose Wicksteed,  Dasha Timbush<br /><br /> Фото: Алексей Родин
Слева: Rori Bergman, Dasha Timbush, Dayna Katz, Julie Schubert
Cправа: Roger Mussenden, Allison Estrin, Julie Schubert, Rose Wicksteed, Dasha Timbush

Фото: Алексей Родин

Система похожа на Airbnb: пользователь загружает свои хедшоты (фотопортреты), мы из них делаем кастинг-форму, даем пару проб или заданий, чтобы верифицировать его как англоговорящего актера, а дальше артист ждет предложений от фильмейкеров. Если актеру предлагают роль, CastingForm выступает гарантом сделки и берет на себя все вопросы по подготовке и согласованию контракта, обеспечению лучших условий для актера.

Причем пользоваться нашим сервисом может также актер, у которого уже есть агент. В таком случае представитель по- прежнему получает свою комиссию в рамках своих договоренностей с актером, а вознаграждение CastingForm за помощь с подбором актера оплачивает студия. С нашей технологией агенты могут не тратиться на создание сайтов с фото своих актеров, они могут менеджерить свой лист внутри приложения, мы им помогаем продвигать своих талантов не покидая офис, расширяя их географию присутствия на весь мир. Такой win-win.

Про размер и рост рынка киноиндустрии

Глобальный рынок Entertainment & Media по оценке PwC достигнет 2.6 трн. долларов к 2023 году. Наш рынок - 65 млрд. долларов: 30-50% бюджета картины - это расходы на актеров и кастинг, комиссия актерского представителя - 10% от этой суммы. При этом большая четверка голливудских агентств во главе с WME и CAA получает только $2.5 млрд. долларов, оперируя на 90% только на рынке США. Оставшиеся $60 млрд. долларов остаются не востребованными по всему миру, но мы обещаем эту ситуацию исправить.

В индустрии происходит сдвиг в сторону смещения производства в Европу: за последние 6 лет 47% кинопроизводства сместилось из США в Европу, голливудские студии инвестируют в более дешевое производство, для них в первую очередь встаёт вопрос поиска «местных» актеров.

COVID только ускоряет этот тренд: студии в ЛА сегодня закрыты и стремятся производить в Европе, Южной Африке, в тех странах, где карантин уже снят. JP Morgan сообщает что за время пандемии потребление контента увеличилось минимум на 20%, а значит студиям нужно производить еще больше контента, а для этого им нужны актеры. Прекрасный тайминг. Здесь на арену выходит CastingForm.

Что значит CastingForm?

Casting form - это анкета, которую актер заполняет перед входом на прослушивание. Там указываются личные данные актера, цвет глаз, рост, дополнительные навыки, знание языков. Нет никакого стандарта, как кастингформа должна выглядеть: актеры готовят CV, портфолио, приносят с собой распечатанные фотографии, делают сайты, кто что придумает. Поэтому СastingForm такой стандарт задает - это “умная витрина” с актерами, а искусственный интеллект позволит нам продвинутся еще дальше, подбирать актеров быстрее, релевантнее и качественнее, тем самым экономя бюджеты кинопроизводству на подбор актеров.

Все данные артистов остаются приватными, вся коммуникация происходит через CastingForm, таким образом, мы имеем возможность на 100% отвечать за качество сообщества. Мы не публикуем открыто кастинги и не планируем этого делать: мы защищаем интеллектуальную собственность кинематографистов от несанкционированного распространения, а актер, получающий пробы внутри CastingForm, может быть уверен, что они пришли именно к нему, и это персональный запрос, а не массовая рассылка.

Для студий мы сохраняем их время и деньги, упрощаем коммуникацию, выступаем медиатором и переводим нужды большого бизнеса в язык понятный творческому человеку. Сейчас студии легче отказаться от работы с актером, если в коммуникации возникают проблемы. Технология позволяет не думать о возможных сложностях взаимодействия, сохранить отношения и получить финансовое выгоду для обеих сторон.

Как пришло понимание, что платформа CastingForm необходима рынку?

В какой-то момент я поняла, что если ко мне в фейсбук постоянно стучатся актеры, а почта моей менеджмент компании переполнена от писем в стиле “буду рад поработать с вами, имейте меня ввиду” - с этим нужно что-то делать. Я могу менеджерить не более трех-пяти человек одновременно, а лучше вообще одного. Это у агентов обычно сотня актеров, потому что уровень погружения в карьеру гораздо меньше, чем у менеджера и чаще всего сконцентрирован в части продаж.

Бум в моей карьере как talent-менеджера случился в 2016, когда Михаил Горевой (для благозвучия переименованный мной в Michael Gor) менее чем за год совместной работы получил два полных метра в Голливуде, а затем еще два сериала, где его партнерами были Гари Олдман, Сэмуэль Ли Джексон, Сальма Хайек и два сериала Netflix и NetGeo.

Michael Gor, Dasha Timbush   Фото: Ксения Угольникова
Michael Gor, Dasha Timbush   Фото: Ксения Угольникова

До этого конечно он уже снимался у Спилберга в «Шпионском мосту» и в Бондиане «Умри, но не сейчас», но до работы со мной голливудские проекты «находили» его раз в 15 лет.

В один из сериалов Горевой попал после того, как мне удалось устроить туда никому неизвестную актрису, которая просто идеально подходила на роль супруги главного героя в исполнении Антонио Бандераса, это совершенно аномальная история для индустрии. Так мне удалось показать, что моя гипотеза работает одинаково и для известных, и для неизвестных актеров, а международных актеров в голливудские проекты берут не из-за серьезного CV, а потому что они просто подходят на роль.

Сложно представить, что все это произошло за какие-то пару лет, а впервые я оказалась в Голливуде в 2015 году, представляя актера Константина Крюкова.

То есть первым актером c которым ты работала был Константин Крюков, а не Михаил Горевой?

Да, все верно. Михаил пришел ко мне по рекомендации. Мы проработали с Костей почти год, в России и в США. Здесь его и так все знают и звонят напрямую, работы для меня практически не было, зато в Лос Анджелесе - раздолье. Мы сделали несколько проб, я активно знакомилась с агентами, кастинг-директорами. Именно работая с Крюковым, я впервые поняла, что такое Голливуд, чем менеджеры отличаются от агентов и насколько неважна известность актера в своей собственной стране – в Голливуде все равно придется все начинать с нуля.

Имена Данила Козловский, Саша Петров, Владимир Машков, Юлия Cнигирь там никому ни о чем не говорят. Мне конечно хочется сделать так, чтобы российские актеры стали мировыми звездами, а актер, с которым я работаю, получил Оскар. Но в истории это произошло лишь однажды, почти 75 лет назад, когда актер Михаил Чехов был номинирован на лучшую мужскую роль второго плана в фильме “Завороженный”. Михаил Чехов и Константин Станиславский - единственное, что чаще всего могут вспомнить о русском кино американцы.

Как тебя обычно находят? Точно не через рекламу…

Обо мне говорят результаты моей работы: каждая персона, с которой я работаю, для меня бизнес, а я в нем - генеральный директор. Константин Крюков узнал обо мне после первого крупного успеха - работы с олимпийской чемпионкой Анжеликой Тиманиной. Подводная рекламная кампания, в которой она снялась для компании “Дикая Орхидея", украшала фасады торгового центра Времена Года и Европейский в Москве, а так же размещалась еще в 78 городах России - сложно было не заметить. Съемку мне удалось организовать через 3 месяца после начала работы, пригодился контакт с владельцем компании из моего прошлого в инвестиционном бизнесе. Меньше чем за год работы мне удалось сделать так, чтобы о ней впервые написал Vogue, о котором она так мечтала. Задача практически нереальная, Анжелика была человеком спорта и к моде прямого отношения не имела. Пришлось выкручиваться, придумали даже совместную ювелирную коллекцию, которую мы презентовали в ЦУМе, и дело пошло: о ней заговорили в моде и светской тусовке.

Алла Вербер, Даша Тимбуш, Анжелика Тиманина, Диана Джанелли Фото: Алексей Родин
Алла Вербер, Даша Тимбуш, Анжелика Тиманина, Диана Джанелли Фото: Алексей Родин

Я делала невозможные вещи: например, находясь в Майами, учась там в двух магистратурах, организовала премьеру документального фильма об Анжелике в Сочи во время зимней Олимпиады. Очень многое решает нетворк: глава коммуникаций Bosco, Ольга Юдкис, сделала интро к Андрею Баранникову (генеральный директор SPN Communications, один из самых влиятельных медиа-менеджеров России), и у нас все получилось. Мы до сих пор дружим. Было очень мощно: я пригласила прессу, партнеров, помню, как мне позвонили из VISA и сказали: “Дарья, здравствуйте, мы приехали, видим Анжелику на сцене. Хотим наконец с вами познакомиться. Как нам вас найти?” А я в ответ: “Вы знаете, а я ведь в Майами живу”. “Так вы это все оттуда организовали? Как вы это делаете?”

2014-ый вообще был особенным годом: меня даже номинировали на премию PR специалист года в России по версии Международной ассоциации по связям с общественностью.

Звучит немного на грани фантастики. Почему ты решила уехать в США?

В конце 2011 года я поступила в магистратуру одной из лучших в мире школ рекламы Miami Ad School на Creative Art Direction по наводке Игоря Лутца, который в том момент был креативным директором в BBDO, он был моим ментором, когда я училась креативному продюсированию в школе Алексея Бокова в Москве.

Где тебе лучше жить: в США или России?

Мне нравиться везде, где меня любят и ждут. Америка очень толерантна к провалам и с радостью ждет амбициозных, там всегда можно начать все заново, это нормально и это часть культуры.

В Кремниевой долине живут лучшие умы мира, такого комьюнити больше нет нигде. Поэтому когда строишь технологический стартап, пребывание в Калифорнии абсолютно логично.

Даша Тимбуш Фото: Юлия Майорова
Даша Тимбуш Фото: Юлия Майорова

Несмотря на то, что я базируюсь в Лос Анджелесе, так как бизнес у меня все- таки голливудский, я в любой момент могу прыгнуть в машину и рвануть в Сан- Франциско. Люблю приезжать в Стэнфорд и гулять по кампусу, мое место силы: там я чувствую, что на правильном пути, иду в верном направлении.

Россия - это место где я родилась и выросла, моя культура. Мне хочется думать, что я делаю нечто важное для России, продвигаю в мире наши таланты, формирую имидж страны с богатым культурным наследием.

Contributor - Лиза Минаева - создатель и режиссер театра от миллениалов для миллениалов noshow

77
2 комментария

Женщина огонь) так держать!

3
Ответить

Благодарю 😌

Ответить