22 совета для начинающего фрилансера

Помогут повысить продуктивность, избежать конфликтов и ссор с заказчиками. Подскажут как развиваться и получать удовольствие от работы.

22 совета для начинающего фрилансера

Никого не учу, не настаиваю, не истина в последней инстанции. И это даже не руководство к действию. Скорее мысли и зарисовки. Принимать или нет – ваше решение.

Про начало работы

1. Обсуждайте всё на берегу

Под «всем» я понимаю здесь перечень работ, который вы выполняете. Даже настройка контекстной рекламы (мой основной профиль) имеет очень широкий спектр возможных действий. Смарт баннеры, графические объявления, настройка целей метрики на стороне сайта итд. Никто не делает все сразу. Составьте конкретный список работ. И за него берите деньги.

Также можно расписать что вы НЕ делаете, если от вас этого часто ждут.

Чтобы не тратить свое время на одни и те же формулировки работ, «забейте» их в файл. А потом копируйте, изменяя при необходимости под конкретного клиента. Перечень обсуждений постоянно пополняйте, с опытом будет формироваться понимание основных вопросов.

2. Помогите клиенту разобраться. Если видите возможные проблемы, то лучше озвучьте их заранее

Связано с предыдущей идеей. Обо всем говорить сразу. Клиентам свойственно «гореть» и не замечать возможных проблем. Это нормально, они хотят лидов, чтобы зарабатывать деньги. Видите, что посадочная плохая? Скажите об этом. Видите, что предложение не в рынке? Скажите об этом. Видите у клиента завышенные ожидания от результата? Скажите об этом! Объясните почему они завышены и «продайте» идею тестирования, а не взрыва рынка, которого они так ждут.

3. Фиксируйте всё

Сам не могу решить вопрос с записью звонков. А надо бы. Тут особо нечего объяснять. Если есть предъявы не по делу – вы всегда сможете поднять историю переписки и звонков. Даже если разговоры не записываете – фиксируйте ключевые моменты в чате. Поможет избежать фраз типа «Я же вам говорил».

Про базовые принципы

4. Не стоит делать фигню по просьбе клиента

Виноваты будете всё равно вы. Стандартная тактика в таких случаях. «Нет» — «Не надо» — «Ну нет» — «Ну давайте не будем» — «Не надо, потому что… » — «Если вы настаиваете, я сделаю. Но это может привести к… .» — «Хорошо. Я предупредил о последствиях. Я делаю.» В голове у человека все равно виноваты будете вы. Но предъявить вам будет сложно.

5. Не берите деньги за то, чего не умеете

Когда клиент спрашивает «А это сделаете?», всегда хочется заработать больше. И тянет согласиться, а по пути уже разобраться. Но я крайне не рекомендую так поступать. Правильным решением будет предупредить клиента о вашей неопытности. Посоветовать найти другого исполнителя (можно дать конкретного) или договориться, что вы выполните работу, но за минимальную стоимость. И больше в формате теста. Без каких-либо претензий. Часто заказчики соглашаются, если доверяют вам. Постепенно научитесь и поднимете ценник.

6. Любое сообщение от клиента — потенциальная задача

Нам свойственно отвечать «Да, ок». А потом забывать об этом. Тайм менеджмент и управление задачами – отдельная история. Если интересно – пишите в комментарии. Расскажу, как это делаю я. Но клиенты обычно не пишут вам просто так. Если поступил запрос от клиента на какое то действие, даже самое простейшее, то запишите его себе как задачу. Не надо в голове держать. Можно забыть.

Важная мысль – это у вас клиентов может быть много. У него вы один. А значит он ожидает внимательного отношения к своим сообщениям и просьбам.

7. Делать как себе

Штамп? Жуткий. Но я реально так делаю. Когда ко мне приходит запрос, я думаю «А как бы я поступил, если бы это был мой проект.» Буквально вчера я отговорил человека пользоваться моими услугами, потому что я бы контекст себе на эту нишу не запускал. Хотя он хотел. Глупо я поступил? Может быть. Но я бы себе не запускал. А значит вряд ли ему сделаю хорошо. Может сделает другой. Но не я. И мне так спокойнее.

Можете попробовать сделать для себя свою же услугу. А потом проецировать полученные ощущения на дальнейшие работы.

8. Определитесь с приоритетом

За качественную услугу могут платить больше денег

Или

Если мне дадут много денег, то я смогу оказать качественную услуг

Я за первый путь. Он мне ближе. Так я постоянно расту как профессионал, а значит постоянно расту в деньгах. А вот «Я постоянно расту в деньгах, а значит расту как профессионал» попахивает обманом каким-то…

9. Забудьте о деньгах после того, как взялись за работу

Вы на это уже подписались. Сделайте хорошо. А в следующий раз будьте умнее и внимательнее. Дополните свой список для «обсуждения на берегу». Но если уже взялись – делайте.

Постоянные мысли из разряда «надо было взять больше» приводят к снижению заинтересованности в проекте. Вы начинаете отодвигать его на задний план. В лучшем случае в итоге вы получите серый проект, без особого результата. В худшем — вы с заказчиком останетесь недовольными друг другом. Он вам дал денег, а вы ему не помогли. А вы будете считать, что денег он вам дал мало, поэтому вы ему не помогли.

Сделайте нормально, а в следующий раз берите больше. Вы можете себе это позволить. Это всего один проект из 20 (50, 100, 500, 1000 итд).

10. Не позволяйте вешать на себя лишние задачи

Тут сложно. Мне всегда хочется помочь клиенту. Но нельзя помогать бесплатно. Это плохо влияет на ваши отношения. Клиент неосознанно начинает на вас «ездить», вы начинаете нервничать.

Если вы задачу не обговаривали, но клиент просит вас ее сделать – возьмите немного денег. Сумму, которая будет комфортна вам обоим. Можно не полный прайс, а со скидкой. Вы уже с человеком работаете, вам не надо его привлекать через рекламу или партнера. Поэтому можете взять поменьше. Мягко укажите на это клиенту. Он поймет, что вы пошли навстречу, а не просто «развели его на бабки».

Про возможные конфликты

11. Не теряйтесь

Если не сделали, лучше напишите об этом и извинитесь. Не можете сделать – верните часть средств или всю оплату. Это неприятно. Но заказчику еще неприятнее постоянно вам писать и искать вас. Некогда ответить на сложный вопрос? Напишите «отвечу позже». Не надо заставлять человека ждать. Это плохо влияет на его отношение к вам.

12. Если горят сроки, можно недоделать по мелочи

Лучше сдать проект в срок не полностью, чем сдать полностью не в срок. Сдайте базу, основу. А мелочи можете закончить в ближайшие 2-3 дня. Вряд ли вам предъявят за это. Если вообще заметят. А вот если вы затянете завершение работы на 2-3 дня, может возникнуть негатив. Поскольку все любят сроки.

13. Неадекватных реально мало

По моим наблюдениям неадекватных предпринимателей мало. А предприниматели - основная аудитория моих услуг. Большинство назревающих конфликтов можно решить простым разговором. Получше разобраться в вопросе, предложить решение. Главное – не лезть в … отказ. Вам проще разобраться в проблеме, чем заказчику. А нервы обычно появляются из-за непонимания. Надо просто объяснить что к чему и почему.

14. Конфликт криком не решить

Лучший способ уладить конфликт — скриншоты с датами и логикой. Пока скриншотите и анализируете, вы либо удостоверитесь, что правы и сможете спокойно объяснить почему. Либо увидите свои ошибки и поймете, что надо исправить. В любом случае, со статистикой и фактами сложно бороться криками. Хотя, конечно, всякое бывает. Но мне в разрешении конфликтов помогает именно сухой анализ.

15. Потеряли клиента? Задумайтесь почему

Любой конфликт или даже мягкий «слив» вас как исполнителя – отличный повод стать лучше. Надо только задуматься над вашими действиями и найти возможные ошибки. А в дальнейшем стараться их избегать.

Таким образом, каждый ушедший клиент может помочь вам удержать следующего. А значит вы в плюсе. Надо только откинуть нервы и подумать. Может не сразу.

Про условия работы

16. Рабочее место должно быть отдельным

Желательно не просто отдельная комната, кабинет или офис. А еще и отдельный компьютер. Без игр, youtube в закладках итд. Тогда вас ничего не будет отвлекать от рабочего процесса.

Я вот не могу нормально работать дома. Тут диванчик, тут игрушки на компе глаз мозолят, тут кот мяукает, пойду его поглажу. Полдня в итоге этому же коту под хвост и уходят. Все, конечно, зависит от мотивации. Но лучше, когда работаешь ты в одном месте, а отдыхаешь в другом. Так гораздо проще держать себя в рабочем ритме.

17. Лучше сделать рабочий график

Так организм понимает, когда он работает, а когда отдыхает. На мой взгляд свобода фрилансера большей частью мнимая. И заключается только в выборе «работать или не работать». Если выбрали «работать», то вам все равно нужен рабочий график и рабочее место. Это сильно повышает продуктивность. Попробуйте.

Еще пара мыслей

18. Переделывать сложнее чем делать заново

«У меня уже есть реклама. Давайте вы ее доработаете. Тут же меньше работы. А я вам меньше заплачу». Не давайте. Работы там не меньше. Сначала понять, что сделано, потом оценить результаты, потом переделать под себя, как ты привык работать. Как минимум столько же, если не больше. Поэтому я стараюсь не переделывать. И вам не советую.

19. Низкая цена ваших услуг не значит меньше геморроя

Я могу сделать рекламу за 5 000, могу за 25 000. Времени на работу я потрачу в 5 раз меньше. А вот времени на общение с заказчиком я потрачу столько же, если не больше. Человек также заплатил деньги и тоже хочет «сервис», это нормально. В итоге делать за 5000 мне невыгодно.

Значит ли это, что надо отказываться от выполнения дешевых заданий? Если у меня занято 80-90 процентов моего рабочего времени, то да. Это экономически невыгодно. А вот если у меня пустой холодильник и нет заказов, то крайне глупо сидеть и ждать «золотой проект». Я возьму что есть, вспомню правило «забудь, сколько тебе заплатили», и сделаю нормально.

Я встречал людей с подходом «Я себя не на помойке нашел, я не буду работать за копейки». При этом заказов у него не было. Совсем.

По-моему это неразумно. Жрать то хочется.

20. Делегировать не сложно

Сложно за выполненную работу потом отвечать, особенно с косяками. Начните делегирование с простых вещей. На их проверку вы должны тратить меньше времени, чем если бы делали это сами. И постепенно усложняйте задачи. И человек обучится. И вам станет понятен процесс. Это мой путь, может он подойдет и вам.

21. Не бойтесь просить отзыв

Мало кто отказывается писать отзыв. Я таких не встречал. Но часто люди сильно затягивают это дело. Чтобы ускорить процесс есть 2 метода. Первый — фраза «Отзыв мне сильно поможет». Таким образом вы показываете, что это для вас важно. Если у вас с клиентом хорошие отношения, то поднимается и важность задачи. У меня срабатывает.

Второй вариант – мотивировать клиента. Мотивацией может служить небольшая дополнительная услуга, корректировка. Что угодно, что будет ему полезно. А отзыв будет полезен вам. Все честно.

22. Партнерство — это круто

Причем в обе стороны. Когда вас рекомендуют, вы получаете лояльного клиента. И хорошо бы поделиться с партнером частью выручки, чтобы ему было интереснее вас рекомендовать. Лучше отдать деньги человеку, чем потратить на рекламу. Хотя бы потому, что клиент более горячий.

С другой стороны, когда вы рекомендуете профессионала, вам говорят спасибо, а вы от него еще получаете процент.

Ищите партнеров везде и всегда. Я вот ищу. Напишите мне, если вам может быть интересно сотрудничество со мной.

Надеюсь это было вам полезно. Если так — напишите в комментариях, какие мысли «зашли» сильнее всего. Ну и, конечно, пишите свои «татуировки» и принципы в работе фрилансера. Спасибо, за прочтение:)

5151
63 комментария

И почему я раньше не видела подобную статью?🤨все чётко и без воды)) спасибо за бесплатный мастер класс)

12
Ответить

Комментарий недоступен

68
Ответить

как же вы заебали, вы реально не понимаете, что это сразу видно?! это в вк пабликах может прокатить, где вы ему комментите, но не здесь

24
Ответить

Я не совсем скажу что все четко. И мастер классом это не назовешь, скорей всего это банальные правила работы на удаленке. Хотя для новичка который только думает начать так работать что-то полезное найдет.

4
Ответить

Я начал читать, но быстро забросил. Потому что советы идут от человека, который даже не догадывается сделать "минутки" и прислать их на почту. Поиск по слову "письм" выдал 0 результатов.

Звонки он не придумал как записать. А зачем их записывать, если по итогу созвона можно составить список задач и отправить письмо для их подтверждения.

И вот эти твои "Да, ОК" (бесит, когда так говорят) — всё это снова оборачивается в список задач и на почту.

Если ты считаешь, что мессенджер — это норм, то лучше никому таких советов не давай. Мессенджеры теряют переписки, позволяют удалять переписки, не имеют дерева обсуждений и вообще абсолютно непригодны к фиксированию договорённостей, если это не какая-то одна строчка типа "можно в отпуск?". Только e-mail.

9
Ответить

Я ж написал сверху :)
Не инструкция. Не нравится - не пользуйся. Я пользуюсь, у меня работает, я поделился) 

Почта мне неудобна и слишком тяжела. Там сложно создавать адекватные чаты, где участников больше 2. 
Но спасибо за мнение) 

3
Ответить

сделать "минутки"

а это чё такое? резюме встречи или что-то другое?

Ответить