Как мы пришли исправить баги на сайте, а в итоге помогли клиенту увеличить выручку в 5 раз и стали его партнерами

Однажды заказчик попросил нас найти и исправить ошибки в оформлении заказов на сайте. Дело плевое, так что мы согласились. В итоге четыре года (!) строили ecom-систему для розницы и стали партнерами интернет-магазина. Рассказываем, как так вышло.

Как мы пришли исправить баги на сайте, а в итоге помогли клиенту увеличить выручку в 5 раз и стали его партнерами

Привет, меня зовут Андрей Фролов, вместе с партнером Антоном Носковым я уже 10 лет руковожу бутик-агентством Metalcode. Мы занимаемся ecom-проектами на PHP и Битриксе. В основном помогаем настраивать работу склада и отдела продаж, добавляем интеграции в систему.

Как-то к нам пришел владелец SPORT FERMA — магазина спортивного питания — и попросил исправить пару недочетов в работе сайта. Так началось наше плотное сотрудничество, которое позже перетекло в партнерство. В статье расскажем, как помогли дистрибьютору спортивного питания запустить розничные продажи, хотя до этого работали только с настройкой ecom-проектов.

Начали с простой оптимизации сайта и за время работы подружились с владельцем

Где-то в 2020 году к нам пришел Вадим Илюнин, руководитель SPORT FERMA. Он обратился лично. Во многом это определило характер нашего сотрудничества, потому что мы много общались и быстро нашли контакт.

Вадим принес вот такие вводные.

Дано. Оптовый магазин-дистрибьютор, который хочет развивать розницу. У ребят уже был небольшой магазин на Битриксе, но он работал с ошибками.

Задача. Настроить процессы. Заказы на сайте оформлялись медленно: когда пользователь нажимал кнопку «Оформить», приходилось около минуты ждать, пока страница загрузится.

Решение. Заключили договор на оптимизацию работы техподдержки, и вот что сделали:

  • провели внутренний аудит и нашли ошибки;
  • перезапустили сайт: сделали редизайн, оптимизировали скорость загрузки сервисов и доставки;
  • переделали оформление заказов, решили проблемы с доступом в личный кабинет покупателей;
  • добавили СМС-авторизацию.
Уже на тот момент у сайта SPORT FERMA было много страниц. Мы переделали все

Я часто созванивался с Вадимом. Наши разговоры выходили за рамки стандартных задач: мы обсуждали «бизнесовые» вопросы, как развивать розницу, как устроены процессы у других, куда двигаться оптовому магазину. Далеко не всегда речь шла о SPORT FERMA.

Вадим — заряженный и опытный предприниматель, причем SPORT FERMA — это его субпроект. Он горит этим магазином, потому что сам спортсмен. Мне импонировал его взгляд на бизнес и подход, поэтому у нас сложились дружеские и доверительные отношения.

В итоге спустя какое-то время Вадим пришел к нам с партнером и показал список задач — это были обязанности ушедшего маркетолога, который занимался развитием розницы. Вадим спросил, что из этого мы можем взять на себя.

Большинство задач вообще не подходили под то, чем мы занимались
Большинство задач вообще не подходили под то, чем мы занимались

Мы согласились, и вот почему:

  • Давно искали долгосрочный проект, где будет задействована большая часть команды.
  • Думали протестировать «подписную» модель работы. Для долгосрочных проектов эффективнее не оценивать каждую задачу по отдельности, а вводить фиксированную ежемесячную оплату за работу.
  • Хотели сделать что-то крутое. До этого часто работали со сложными B2B-продуктами — например, техникой. А здесь сам проект популяризирует спорт и здоровый образ жизни. Нам такое близко.
  • Нашли общий язык с Вадимом. Нам было комфортно с ним работать, так что мы взяли на себя 1С и сайт и начали развивать розницу SPORT FERMA.

Еще один важный аспект: нам казалось интересным не просто быть чьими-то рабочими «руками», а иметь возможность влиять на процесс и смотреть на ecom-системы изнутри. В итоге получилось, что в этом проекте часть решений принимал я сам.

Стали брать больше задач и постепенно переросли в партнеров

Полгода мы работали по подписной модели, и потихоньку доверие к нам росло. Мы занимались не только доработкой интернет-магазина. Стратегия и позиционирование тоже были на нас. Мы анализировали целевую аудиторию и конкурентов, дорабатывали УТП магазина. Даже дизайн баннеров и контент на сайт готовила наша команда.

Зона ответственности росла — тогда мы с совладельцем Metalcode Антоном решили пересмотреть условия работы, в том числе в финансовой части. Пробовали разные варианты, и в итоге остановились на партнерстве.

SPORT FERMA быстро развивалась. Когда мы начали работать, компания реализовала свою продукцию по большей части на забегах. Ставили палатку на марафонах и продавали там спортивное питание. В начале нашего с ними сотрудничества таких мероприятий было 20 в год, а спустя два года число выросло до 120.

Первые палатки SPORT FERMA ставила в разных городах России, а теперь добралась и до Дубая

Аудитория магазина тоже быстро росла. За год могло появиться много беговых клубов, а число бегунов кратно увеличивалось от марафона к марафону. SPORT FERMA знакомилась с ними на забегах и приглашала на сайт.

Построили процессы и автоматизировали задачи

Мы работаем со SPORT FERMA уже четыре года. За это время я стал практически ecommerce-директором, потому что занимался и маркетингом, и выходом на маркетплейсы, и продажами. Мой партнер Антон больше занимался «техникой». Так получилось, что я стал приходить к нему как заказчик со стороны SPORT FERMA.

Вот что мы уже успели сделать 👇

Сформировали инфраструктуру

Когда мы пришли в проект, часть сервисов вроде 1С УТ, телефонии «Манго», SMTP-сервера уже использовались. Нашей задачей было построить процессы так, чтобы автоматизировать рутину.

Мы настроили ПО и сервисы, а потом обучили команду правильно их использовать, чтобы не делать лишнюю работу. Например, заполнять карточку клиента так, чтобы все его заказы автоматически попадали в CRM-систему.

Перезапустили интернет-магазин

Структура сайта была немного нелогичной: пользователь не всегда мог найти информацию о доставке, акции или самом товаре. Он писал в поддержку, которая из-за потока таких обращений была перегружена.

Нашей целью было сделать сайт проще и понятнее для покупателей, чтобы разгрузить клиентский сервис. Мы дополнили карточки товаров, изменили корзину, сам процесс оформления и личный кабинет, добавили информацию о сроках доставки, статусах заказов — это почти 90% интерфейса сайта.

В корзине мы сразу дали ответы на популярные вопросы: «есть ли бесплатная доставка», «можно ли оплатить при получении», «как применить промокод»
В корзине мы сразу дали ответы на популярные вопросы: «есть ли бесплатная доставка», «можно ли оплатить при получении», «как применить промокод»

Сопровождали внедрение терминала сбора данных (ТСД) для оптимизации работы склада

Мы нашли подрядчика, который выбрал ПО для ТСД, ввел его в эксплуатацию и проработал шаблоны и процессы. Он же настроил инструменты для онлайн-оплаты: терминалы онлайн-кассы, облачные чеки, эквайринг. Еще подключил выездной терминал кассы для офлайн-мероприятий.

Разработали систему лояльности

До нас ее просто не было, а это важный инструмент работы с покупателями в рознице. С ней можно собирать данные и мотивировать к повторным покупкам.

Мы сделали три уровня покупателей: «Любитель», «Про» и «Элита». Бонусы SportCoin начисляют за покупки. Больше покупаешь — больше уровень лояльности, идеально для магазина с высоким уровнем повторных покупок.

Бонусы SportCoin отражаются в личном кабинете и в корзине при покупке, чтобы пользователь не искал их по всему сайту
Бонусы SportCoin отражаются в личном кабинете и в корзине при покупке, чтобы пользователь не искал их по всему сайту

Добавили виртуальные комплекты

SPORT FERMA продавала всё по отдельности. Если пользователь готовился к марафону, то сам искал на сайте углеводные коктейли, солевые капсулы и энергетические гели. Мы сделали готовые комплекты, чтобы повысить средний чек и увеличить продажу «непопулярных» товаров.

Если собирать комплекты заранее на складе, их удобно вписывать в учет, но это заведомо проигрышный вариант: есть риск, что наборы не раскупят и по истечении срока годности придется всё списывать. Мы сделали так, чтобы система составляла виртуальные комплекты: считала актуальные остатки и цены, могла автоматически заменять вкусы и передавала информацию в 1С.

Сейчас комплекты SPORT FERMA — главное УТП компании на рынке. Есть миксы вкусов, наборы под гонки и разные дистанции забегов
Сейчас комплекты SPORT FERMA — главное УТП компании на рынке. Есть миксы вкусов, наборы под гонки и разные дистанции забегов

Подготовили планы питания и конструктор марафонов

Вадим хотел сделать конструктор, который помогал бы спортсмену собрать план питания на гонку, рассчитывал количество углеводов и показывал расход углеводов в час. Чтобы это осуществить, мы добавили возможность выбора состава комплекта покупателем в нашу логику обмена между сайтом и 1С.

Все расчеты делаются не абы как, а на основе данных экспертов спортивного питания
Все расчеты делаются не абы как, а на основе данных экспертов спортивного питания

Ввели умную систему промокодов

SPORT FERMA работала с амбассадорами, инфлюенсерами и спортсменами. Мы сделали так, чтобы система сама считала, сколько лидов привел каждый из них.

Интегрировали Ozon в 1С

Недавно SPORT FERMA решила выходить на маркетплейсы. Сейчас я «курирую» эту задачу. Мы уже интегрировали Ozon в 1С, чтобы управлять ассортиментом, выгружать остатки и получать заказы.

Продолжаем работу до сих пор

Мы работаем со SPORT FERMA до сих пор, постепенно улучшаем и расширяем наше партнерство, сохраняя бизнес-интересы каждой стороны.

Нам безумно понравилось настраивать ecom-систему. Мы видели в этом пользу и для покупателей, и для самих себя. Мы и до этого глубоко вникали в проекты заказчиков, но всё равно ограничивались технической стороной вопроса. Здесь же окунулись в развитие розницы с головой: выстраивали маркетинг, работу отдела продаж и техподдержки, заходили на маркетплейс.

Выстраивать партнерство — это непросто. Не каждый может стать партнером — нам повезло, что мы так быстро нашли общий язык с Вадимом. Это был классный первый опыт, и теперь мы знаем, что такой формат работы вполне возможен на рынке.

Переходите в наш телеграм-канал — там мы на реальных кейсах рассказываем, как разрабатываем интернет-магазины своим клиентам.

Как считаете, нужно ли бизнесу иногда выходить из зоны комфорта? Делитесь в комментариях.

4141
66
18 комментариев

Почему вы взялись за стратегию и позиционирование? В начале вы писали, что до спортфермы занимались только разработкой. Вы не боялись, что не хватит опыта — за чужой бизнес всегда страшнее

3
Ответить

Да, были сомнения. Но лично у меня был большой опыт работы по развитию интернет-магазинов т.к. на основе стратегии часто создавался бэклог задач разработки. Здесь в тесном сотрудничестве с основателем я решился помочь в стратегии и позиционировании. Работа, кстати продолжается над этим потому что, Спорт Ферма сейчас меняется.

1
Ответить

Почему маркетолог занимался развитием целой розницы?

2
Ответить

Розницы как таковой не было на тот момент, всё было в самом начале. Экспертизы как нужно делать не было. Это был стартап) Ресурсы как часто бывает ограничены.

1
Ответить

даже не смотря на рост зоны ответственности удивительно, что основатель решил сделать вас партнерами

2
Ответить

Формат точно не масштабируемый, но на проекте всё решают отношения между людьми. У нас вышло так, пробуем, работаем. Будет ещё чем поделиться.

Ответить

Понимаю, что вопрос сложный, но как вы заставили систему саму собирать комплекты из того, что есть?

2
Ответить