Ночь в подвале Мариуполя [часть 1]
... Начали щелкать затворы автоматов, стали выходить люди с направленным на нас оружием. Мы остановились на въезде даже непонятно во что. Дорога в четыре полосы разделенная тонкой полоской газона, по краю столбы освещения, вдоль стоят деревья покрытые свежим снегом, слева и справа от дороги пустырь. Мы остановились перед каким-то странным препятствием, похожее на ящики от боеприпасов накрытые маскировочной сеткой. Дорога шла прямо, а чуть левее на дороге стояло это препятствие похожее на блиндаж, из которого под щелканье затворов вышло несколько человек.
Водитель заглушил двигатель, я открыл дверь и высунулся из машины с вопросом «Что случилось?» Люди не спуская нас прицела обходят вокруг. «Выйти из машины» - говорит один из людей в военной форме. Недоумевая делаю что говорят, улыбаюсь, шучу, мол «да вот просто по городу еззжу», к водителю вопросов меньше чем ко мне. Осматривают машину, начинают обыскивать вещи, не сопротивляюсь, да и попробуй тут скажи что нибудь, как в этих видео где смелый водитель на легковой машине спорит с несколькими дпсниками держа в руках телефон. Телефон мой забрали, отступив немного от машины, начали в нем копаться, сначала один или два, потом уже почти шесть человек что-то в нем рассматривали. Кто-то все еще стоял с направленным в нашу сторону автоматом, кто-то осматривал мою сумку, листал записи.
Через какое-то время приехал обвешанный антеннами уаз, оттуда вышел достаточно молодой и вежливый «офицер», сказал что сейчас во всем разберемся, внушая некоторый оптимизм. Ранее, один из тех что первым при виде нас вскинул автомат, был большого размера грузин, без особой военной формы, так, легкий бронежилет да что-то типа масхалата, похоже это ополченец. Так вот он сказал что беспокоиться не о чем если вы не в чем не виноваты, а сейчас, прочтя и увидя мои записи, а они нужно сказать отдельно.
А тем временем беспокоится было о чем, и даже не о нас, почему то в это время пробежала группа военных, с ними собака, дальше кто-то тоже как будто заехал на наш поворот, все встрепенулись, к ним тут же поехала машина, этот же обвешанный ваз. Выскочил откуда-то парень с неведомым мне прибором, похожим на детектор чтоли, сигналы улавливать, и направил его на дорогу с который мы сюда свернули. Тем временем рядом прошагал небольшой отряд в белых масхалатах, по тропинке очерчивающей явно периметр какой-то территории.
Меня спрашивали что я здесь делаю, спрашивали что это, указывая на мои записи.
Стыдно сказать что тогда я начал работать с психологом и у меня там были некоторые пометки и рисунки, которые немного обнажали мою личность. Скрывать ничего не стал и говорил как есть. Ведь я ничего не нарушил, чего мне боятся?!
Дальше уже приехал пикап, такой, как весь показательно обвешанный, как фильмах, или круче, как у дорожной службы Москвы, весь в мигалках. Из него вышли два крупных полицейских, без лишних слов они попросили вытянуть руки и надели наручники. До этой секунды я думал это все просто недоразумение и нас сейчас отпустят. Ага, держи карман шире.
Усадили в машину, сами сели, один начал куда-то звонить, второй начал ко мне поворачиваться, я успел заценить машину, в ней напихано много снаряжения, приборная доска в обще как у шерифов в Америке, компьютер там какой-то еще что, давно я не ездил в полицейском машине подумал.
Поговорив по телефону, ко мне повернулся и второй полицейский. И они начали задавать вопросы, я соответсвенно - отвечать. Как итог один из них произнес фразу «Ты ему веришь?», «Абсолютно нет» отвечает второй. Первый завел машину и поехал. В ста метрах от нас была трасса полная машин. Фуры, автобусы, газели и легковушки толпились у въезда в Мариуполь, постовой, тоже по виду доброволец, часа три назад отправил нас по этому повороту, не сказав что именно тут все еще воюют, вероятно без злого умысла, так получилось.
Пока мы ехали я смотрел на дорогу только через лобовое стекло полицейского пикапа, обращал внимание на то как светиться улица, в машине было много каких-то компьютерных приблуд, что тоже интересно было разглядывать, справа от меня на сиденье было набросано снаряжение, шлема каки-то, жилеты, может даже оружие я хз. Пока ехали они рассказали что их командировали из Петербурга, спрашивают меня зачем я сюда поехал, говоря при этом что сами бы они сюда и не поехали (Позже в рассказе я попробую найти этому объяснение)
Машина повернула и свет фар начал отражаться от небольшого забора, которое почти сразу кто-то поспешил открывать. Машина въехала на территорию какого-то непримечательного здания, похожего на учебный корпус по типу ПТУ. Меня высадили из машины и повели через подвальный вход по небольшой лестнице на верхний этаж. Там нас уже ждали.
Подняли толи на третий толи на четвертый этаж, коридор еще в советских цветах, железные перила, зеленые стены и побелка от уровня глаз к потолку, на этаже повернули направо и меня завели в комнату, больше походу на учебный класс, несколько больших окон, парты, доска на которой пишут мелом. Меня усадили на стул прямо по свободного участка между партами и стеной, так что аудитория оказалась справа. Там сидело силуэтов десять, а передо мной стояла тумба для выступлений на которой пару человек начали осматривать то что у меня в сумке. Свет был выключен. Сначала заговорили те кто меня привел.
Открывая мою сумку и показывая всем ноутбук, сотрудник 1 сказал «у меня например нет таких денег на такую технику» намекая что это ноутбук дорогого производителя эпл. "Он бэу и стоит четырнадцать тысяч" говорю ему. Были еще несколько возмущенных вопросов.
«Может тебе ногти начать выдирать» прозвучало словно гром в череде наших диалогов. Тут я начал понимать что все куда серьезней. Все замолчали и ждали что я отвечу, а может не ждали.Молчу
«Так что, может если ногти выдрать ты тогда быстрее заговоришь» продолжил он. Не дожидаясь ответа другой человек в форме продолжил осмотр моих вещей и переключил все внимание на это.
«Раздевайся» раздался в тишине громкий голос.
Шок мгновенно меня сковал.
«Раздевайся» мне повторили.
Я все еще был ступоре.
«Вставай»
Я встал.
«Снимай куртку»
Снял куртку.
«Дальше давай»
Сам процесс как позже я понял был в том чтобы увидеть нет ли на мне татуировок, по типу тех которыми покрывают себя фанатики тех или иных идеологий.
Позадовав разные вопросы, обыскав меня, напоследок выдали фразу: «Лучше расскажи все сейчас, пока не поздно» Ставя меня перед каким-то выбором, выбрав который я бы все равно ничего не изменил.
Я молча пожав плечами, дал знать что сказать мне больше нечего. "Сейчас тобой займутся люди по круче"
*Начал думать что скоро начнут бить
На мне новенькая зеленая униформа строителя, схожая с формой военных так что в городе меня пару раз за него принимали, армейский ремень и надежные ботики; в блокноте и заметках много странных записей, причины моей поездки выглядели странной даже для меня. Неудивительно что спустя несколько минут в коридоре появились несколько человек в масках.
*Сейчас начнётся подумал
«Пройдемте»
Меня уводят в соседнюю комнату. Выходя из зала и проходя по коридору в соседнюю напротив комнату, увидел водителя сидящим на стуле. На всем этаже был выключен свет
Стены слегка обшарпаны, подвесной потолок частично отсутствовал, комната больше похожа на кладовую заброшенного здания, мусор на полу, посыпалась побелка, что-то валялось.
Меня усадили на стул по центру. Зашли еще два человека в масках, один сел на принесенный с собой табурет. Я сидел спиной к окну. А справа, у стены, стоял стул. Усевшись передо мной, оперативник 1, взял этот стул и перевернул его ножками вверх, так что он оказался между мной и им. Оперативник 2, подошел, и включив фонарь начал светить мне в лицо.
*Блин, да это же мой фонарик.
У меня потекли слезы.
Это не был страх, моя мимика почти наверняка осталась как и была за пару часов до этих событий, это был серьезный разговор. Разговор мужчин. Одни из которых очень хорошо знали где находятся и что происходит, а второй, явно не понимал в какой ситуации оказался.. Чем то надо было унять переживания о ситуации в которую попал, заглушить внутренний детскую наивность. Сюрреализм. Я плакал не закрывая глаз, вернее можно сказать что слезы лились сами, не меняя при этом ни мимику ни голос, я просто сидел, отвечал на вопросы спокойным голосом, даже излучая как мне казалось уверенность. Лишь тело стонало в ожидании что будет дальше.
«Где и когда ты был завербован?»
«Когда последний раз был заграницей?»
«Что ты знаешь про Северодвинск?»
«Чем знаменит этот город?»
Удивительно совпадение что не так давно я выписался из северодвинской квартиры и по факту у меня нет прописки нигде, а пасспорт я обновлял несколько лет назад. В общем основной документ тоже выглядел весьма подозрительно.
"Сколько времени надо доехать от центра до стадиона на яграх"
"Что ты знаешь о военном производстве города?"
Здесь я смутился, замолк, посмотрел на на них. Неужели это враг, подумал я, партизаны или еще кто. Какого черта?!
Он посмотрел на меня и тоже замолк.
Дальше, видимо из соседней комнаты, зашел другой оперативник.
«Твой подельник раскололся»
"Ты знаешь сколько моих друзей погибло"
"Недавно два трупа нашли в воде около завода"
"Ты хочешь быть следующим?"
"Не хочу руки марать, дома дети ждут"
Вопросы сопровождались легким постукиванием куском пвх трубки по ногам, вероятно для того чтобы я не терял концентрации. Фонарик перемещался перед глазами из стороны в сторону.
"Мне жаль ваших друзей" - все что я запомнил из своих ответов. Так прошло около часа.
И через некоторое время я вижу как в комнату заходит "оперативник 3" с пакетом в руках, размером как будто от чайника или мультиварки. Только мне показалось что он с дыркой, больно легко он развивался в руках оперативника, который разшагивая с ним по комнате, зашел ко мне за спину.
«У него руки пристегнуты?»
«Нет»
Я почти сразу сложил их за спиной, толи вспомнил как это фильмах делается, толи желая показать что скрывать мне нечего.За моей спиной, явно нагнувшись, то слева то справа почти прямо в ухо, ласково называя меня "Владик" оперативник 2 задает вопросы. И дальше как-то по отцовски начал отгибать мне воротник куртки. От подступающего шока я перестал понимать человеческую речь и отвечать на вопросы.Небольшая пауза .. и что-то круглое начинает упиратся мне сзади прямо в изгиб шеи, между головой и верхним позвонком. Сложенная в несколько раз бельевая веревка проскакивает перед глазами и падает мне на грудь. Ощущаю как она медленно ползет к шее.
Так же медленно привстает с табурета сидевший напротив оперативник и приближаясь ко мне, начинает вглядываться в правый глаз. 2 метра, 1 метр, пол метра.
...
Я смотрел на него с удавкой на шее, думая про себя что это не так уж и больно…
[Конец первой части]