Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Привет, на связи Purrweb, мы разрабатываем продукты для бизнеса и стартапов. Сегодня поделимся историей сети кофеен Skuratov — это наши клиенты и друзья. Ребята решили убрать из сторов свое мобильное приложение, над которым работали последние пять лет, из которых два с половиной года — с нами. И нет, дело не в том, что оно сломалось. Тогда почему?

Содержание

Краткий пересказ длинной истории, или о чем этот кейс

Мы из Омска — того самого города, который воспели легендарные Смешарики. А кто еще из Омска? Конечно же Skuratov Coffee — популярная по всей России сеть кофеен. Так что рано или поздно нам суждено было встретиться ☕

Ребята обратились к нам летом 2022 года с такой задачей: довести до ума почти готовое мобильное приложение и зарелизить его в сторах. Мы с радостью согласились: фанатеем от их чертовски хорошего кофе — даже в наших офисах зерно от Skuratov! — и гордимся тем, что это наши земляки.

Когда погрузились в задачу, поняли, что не все так просто, и нужны серьезные доработки, прежде чем идти в релиз. Пока мы фиксили баги, понадобился редизайн: Skuratov обновили брендбук, и визуальная часть приложения устарела.

А когда наконец вышли в релиз, оказалось, что ключевая фича работает через раз…Но мы не отчаивались и вложили все силы, чтобы эта шайтан-машина заработала. Только этого оказалось недостаточно.

Вместе с Машей Рыбкой — она отвечает в Skuratov за маркетинг, а еще с самого начала курирует наш совместный проект — мы расскажем эту историю, со всеми ее взлетами и падениями. А в конце сделаем выводы — какие вещи можно было сделать иначе. Уверены, этот опыт будет полезен другим офлайн-бизнесам, которые хотят запустить свой первый серьезный диджитал-продукт.

Мобильное приложение Skuratov Coffee: начало

Если у вас в городе есть кофейни Skuratov, вы сами все знаете: они крутые и делают очень вкусный кофе, сами обжаривают зерно и развивают кофейную культуру.

Стартовали с Омска, за 10 с небольшим лет прославились на всю страну. Сейчас кофейни есть в Москве, Питере, Новосибирске и других городах-миллионниках.

Вайб кофеен Skuratov в разных городах
Вайб кофеен Skuratov в разных городах

В 2018 году Skuratov решили сделать мобильное приложение — чтобы гости могли оформить предзаказ любимого напитка по дороге и забрать его из ближайшей кофейни, когда все будет готово.

Киллер-фича — возможность собрать полностью кастомный напиток. Отрегулировать можно все: от зерна, на котором кофе приготовят, до крепости, количества сиропа, вида молока и посыпок.

У приложения несложный флоу — авторизовался, выбрал напиток, заплатил, забрал готовый кофе. Работает это так:

Вот что об идее приложения рассказывает Маша Рыбка:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Для ребят это была просто интересная гипотеза, которую они хотели проверить с помощью приложения. Кто тогда мог знать, что от идеи до реализации пройдет более пяти лет?

В разработке c 2018 года. В релиз так и не вышло

Прежде чем обратиться в Purrweb, Skuratov сотрудничали с другой командой, которая занималась дизайном и разработкой приложения. До релиза дело так и не дошло: проект неоднократно ставили на паузу, возобновляли, и команда работала над ним несколько лет. Довести приложение до финальной версии не успели, потому что компания закрылась.

К нам Skuratov пришли с практически готовым продуктом: был дизайн, код и архитектура. От нас требовались кое-какие доделки, чтобы довести все до ума и релизнуться.

Например, юзерам не приходили SMS-коды для регистрации, а на кассу кофейни не прилетала информация о заказах из приложения — мы должны были это исправить.

Обычно мы создаем продукты с нуля, но можем помочь с доработками, если предыдущая команда не смогла довести проект до конца. Хотя понимаем, что иногда проще начать заново. Но, может, в этот раз все будет хорошо, раз приложение практически готово к релизу? 🙂

Ответ вы, скорее всего, уже поняли: нет. Когда мы погрузились в задачу, то выяснили: переделывать нужно буквально все. Так что слова «практически готовый продукт» стоит взять в кавычки.

Придумываем, как исправить баги и полететь в сторы

Когда наши разработчики погрузились в документацию и код — артефакты от другой команды — то быстро стало понятно: продукт не готов к релизу. И вот почему:

Кроме того, в приложении была реализована архитектура и логика, которые привели  к трудностям с масштабируемостью  
Кроме того, в приложении была реализована архитектура и логика, которые привели к трудностям с масштабируемостью  

Мы решили протестировать приложение в том виде, в котором оно нам досталось. Запустили его в прод на ограниченную группу реальных юзеров, и выявили другие критические ошибки в работе.

Например, на стороне приложения не работала платежная система, а заказы в корзине обрабатывались некорректно — можно было купить напитки за 1 рубль. И нет, это не фича, а полный баг.

Мы очень хотели помочь Skuratov запустить крутое и удобное приложение для их гостей, а еще мы любим челленджи и нестандартные задачи. Поэтому собрались с силами и взялись все переделывать.

Пожалели ли мы об этом решении? Конечно же нет! 😅😐

А если серьезно, перед нами была развилка — взять уже имеющиеся наработки и сделать что-то прекрасное из них, или плюнуть на все и начать пилить приложение с чистого листа. Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем: наверное, не нужно было пытаться исправить чужой код. Надо было делать приложение самим с нуля.

Но тогда мы опасались, что из-за этого сильно затянем. А ведь над приложением и так работали несколько лет! Поэтому решили использовать то, что возможно, и постараться исправить баги.

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Чтобы поскорее выйти в релиз, мы использовали старый-добрый MVP подход. То есть, определили ключевые функции, без которых смысл приложения теряется, и сфокусировались на них. Это регистрация/авторизация, оформление заказа и оплата.

Все неприоритетные фичи прописали в дорожной карте — к ним планировали вернуться позже.

В итоге нашим разработчикам удалось пофиксить многие ошибки и сделать так, чтобы приложение справлялось с главной задачей: в нем можно было заказать кофе. С этой версией мы вышли в релиз в начале 2023 года.

Так выглядело приложение на момент выпуска первой рабочей версии — со старым дизайном, созданным предыдущей командой 
Так выглядело приложение на момент выпуска первой рабочей версии — со старым дизайном, созданным предыдущей командой 

Наверное, где-то здесь должен быть хэппи-энд: мы придумали, как исправить недоделки, вышли в релиз, все работает как швейцарские часы, и в награду нам сплошные ⭐⭐⭐⭐⭐ в оценках от юзеров.

Но тут наша история только начинается 🙂 Во-первых, с 2018 года — напомним, что именно тогда другая команда начала разработку — дизайн приложения безнадежно устарел. За это время Skuratov поменяли айдентику и нужно было отразить её в интерфейсе.

Во-вторых, под капотом приложения оставалось еще очень много проблем, так что фиксить баги мы не переставали и после релиза минимальной рабочей версии. И продолжали разрабатывать максимальную рабочую версию приложения.

Делаем красивый дизайн как в брендбуке

После релиза команда Skuratov сказала нам: как круто, что все получилось доделать, теперь давайте допилим дизайн! 😄 🙂

За время всей этой эпопеи с приложением ребята провели ребрендинг — обновили логотип, цветовую палитру, шрифт, многие визуальные и стилистические элементы.

Например, иллюстрации в меню, на пачках кофе и стаканчиках. Получилось, что дизайн мобильного приложения был в одной вселенной, а новый брендбук Skuratov — в другой. А нужен был их кроссовер.

Например, так выглядел брендбук: основные цвета — глубокий кофейный, нейтральный серый и яркий грейпфрутовый, много квадратных форм, строгая и стильная эстетика.

Эстетика Skuratov в брендбуке 
Эстетика Skuratov в брендбуке 

А так — экраны приложения. Мало фирменного черного, скругленные формы, и совсем другой оранжевый 🍊

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

К проекту подключились наши дизайнеры, задачей которых стало сделать так, чтобы UI приложения мэтчился с новой эстетикой Skuratov.

Сначала решили провести «косметический ремонт» и поправить самое очевидное — цвета, шрифты, форму иконок и кнопок. Стало лучше, но все еще не то.

Минимально привели дизайн в соответствие с брендбуком, но продолжили искать нужный стиль 
Минимально привели дизайн в соответствие с брендбуком, но продолжили искать нужный стиль 

Мы хотели создать дизайн, который отражает атмосферу кофеен — с холодными тонами и глубоким, темным цветом.

Атмосфера в кофейне ☕ 
Атмосфера в кофейне ☕ 

Поэтому решили использовать более темную цветовую палитру, выбрав неяркие оттенки красного для акцентов.

Цветовая палитра
Цветовая палитра

В качестве шрифта выбрали TT Commons Pro — он геометрический, универсальный, в меру строгий.

Типографика 
Типографика 

Мы добавили контрастные тени и элементы брутализма, сделали упор на геометрические формы, чтобы добиться визуальной переклички со стилем кофеен. Вдохновлялись черным кофе и барными стойками из мрамора.

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Вот что получилось:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Вместе с командой Skuratov мы продумывали визуальный стиль для фотографий, которые будут использоваться в приложении. Было важно, чтобы фотоконтент не конфликтовал с дизайном. Сфокусировались на интерьерных фото из кофеен и чашках с напитками.

Так это выглядело на экранах приложения 
Так это выглядело на экранах приложения 

Одна из фишек приложения — полная кастомизация напитка. То есть, можно заказать кофе покрепче или более молочный, на альтернативном молоке, с сиропом и другими добавками по вкусу. У каждого напитка в приложении свои настраиваемые параметры, или модификаторы.

Наши UI/UX дизайнеры придумали, как сделать кастомизацию напитка максимально удобной и быстрой — чтобы юзеру не пришлось листать много экранов. Реализовали её через вложенность. Это когда одни элементы скрыты или зависят от других, и пользователь раскрывает их по мере необходимости.

А если у гостя есть особые пожелания, можно оставить комментарий к заказу. Кстати, изначально этой фичи в приложении не было. Мы сделали её после фидбека от юзеров — они очень просили добавить такую возможность.

Поработали над деталями: вручную отрисовали иконки для модификаторов.

Вместе с заказчиками придумывали стиль иконок. Здесь это не просто красивые картинки: они являются частью навигации и помогают гостю понять, что значит тот или иной модификатор 
Вместе с заказчиками придумывали стиль иконок. Здесь это не просто красивые картинки: они являются частью навигации и помогают гостю понять, что значит тот или иной модификатор 

Запускаем бета-версию приложения! Но пока только на две омских кофейни

Все то время, пока шла работа над дизайном, мы тестировали приложение, чтобы подготовиться к полноценному запуску. Наконец, в декабре 2023 года — за несколько недель до Нового года — мы релизнули бета-версию приложения Skuratov Coffee❄

Приложение стало доступно в сторах и юзеры могли его использовать. Правда, пока только в двух омских кофейнях: на Лермонтова, 4Б и Красном Пути, 111. Планировали посмотреть, как там дела с багами, собрать фидбек от пользователей, и уже после масштабировать приложение на весь Омск. А в планах были кофейни Skuratov в других городах.

Новость о запуске приложения в паблике Skuratov Coffee в ВК 
Новость о запуске приложения в паблике Skuratov Coffee в ВК 

И вот как отреагировали на эту новость гости Skuratov 😀

Кто-то сразу начал ждать запуска приложения в своем родном городе, а кто-то  — накидывать идеи для улучшений 🙂 
Кто-то сразу начал ждать запуска приложения в своем родном городе, а кто-то — накидывать идеи для улучшений 🙂 

Маша призналась: в тот самый первый день она буквально не верила своим глазам — гости наконец-то заказывают кофе через приложение!

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Маша рассказывает, что многие гости позитивно оценили приложение: говорили, что оно классное и удобное. Но были моменты, когда юзеры терялись и не понимали, «куда тут нажать»: например, когда нужно было поменять адрес кофейни или отменить заказ.

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Все, долгожданный хэппи-энд нашей кофейной истории?..

Вскоре многие гости начали разочаровываться: делаешь заказ в приложении, идешь забирать свой флэт уайт, а его тебе никто не приготовил. Потому что бариста не получил данные о заказе из-за технических нестыковок. Так что гостям все равно приходилось ждать и весь смысл предзаказа терялся. И вот уже летит негативный фидбек — вполне справедливый.

Конечно, такие штуки случались не каждый раз, но уже само то, что приложение работает некорректно, не давало покоя ни нам как команде разработки, ни ребятам из Skuratov.

Почему эти проблемы возникали и как мы пытались их решить? Сейчас расскажем.

Пытаемся навести мосты между приложением и кассами

Прежде чем разобраться в том, что пошло не так, давайте сначала посмотрим, как все должно работать в идеале. Мы пропустим технические детали и постараемся объяснить суть максимально просто и понятно.

Есть такая система для автоматизации работы заведений питания — iiko. Она использовалась на кассах в Skuratov, и позволяла быстро принимать заказы и обслуживать клиентов.

Когда гость делает заказ через приложение, данные передаются на кассу кофейни через специальный плагин для iiko. Прямого взаимодействия между приложением и кассой нет из-за технических особенностей, поэтому плагин выполняет роль посредника между базой данных приложения и кассовой системой iiko.

Касса автоматически обрабатывает заказ и распечатывает чек. Одновременно с этим на специальном принтере выводится этикетка с деталями заказа — напиток и выбранные модификаторы. Так бариста будет знать, что готовить. Этикетку клеят на стакан, чтобы ничего не перепутать и отдать гостю его заказ.

Схематично это выглядит так:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Ну а теперь давайте о проблемах. Долгое время нам не удавалось настроить корректное взаимодействие между приложением и кассой через плагин iiko.

Данные о заказах передавались с ошибками: то на этикетке не все модификаторы, то iiko добавит какой-то отсебятины. Бывало, что этикетки вообще не печатались. Или печатались, но с большой задержкой.

Когда случались проблемы с печатью этикеток, бариста или не знали, что готовить, или вообще не понимали, что в приложении был заказ. Но вся соль в том, что на стороне приложения заказ отображался как принятый, поэтому гость ничего не подозревал и шел его забирать.

Мы пытались пофиксить все эти баги. Например, чтобы этикетка печаталась в момент получения заказа, мы переработали функциональность на бэкенде, и теперь данные отправлялись сразу после оплаты в приложении.

Маша вспоминает, как часами на созвонах мы, команда Skuratov и ребята из iiko — они отвечали за разработку плагина, обсуждали: как решить эту проблему, что еще можно попробовать сделать, чтобы все наконец-то заработало и никогда больше не слетало?

Но у нас была и другая головная боль. На кассе пропадало соединение, поэтому заказы из приложения вообще не обрабатывались. Дело было в изначальной архитектуре приложения, из-за которой обмен данными работал со сбоями.

Мы по-разному пробовали это исправить. В итоге просто запретили принимать заказы, если связь с кассой отсутствовала. Тогда в приложении юзер видел предупреждение, что сейчас заказ из этой кофейни недоступен. Но это было костыльное решение.

Затем усилили сервер и настроили конфигурации. И наконец-то добились большей стабильности! Кассы стали редко терять соединение, а заказы обрабатывались корректно.

Забавный момент: некоторые ребята из Purrweb тоже пользовались приложением — и у них ни разу не было проблем с заказами. Говорили, что очень удобно и не нужно ждать в очереди.

Кажется, что в какой-то момент мы победили и плагин iiko. Все больше людей могли делать заказы в приложении и получать свои любимые напитки вовремя. А летом 2024 года к приложению были подключены практически все кофейни Skuratov в Омске!

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Но вскоре команда Skuratov приняла решение, которое и для нас стало неожиданным: прекратить работу приложения.

С горечью и облегчением: Skuratov остановили работу приложения

В августе 2024 пользователи приложения Skuratov Coffee увидели на главной странице такой баннер:

Приложение скрыли из сторов. Но даже если оно установлено, делать в нем что-то не получится 
Приложение скрыли из сторов. Но даже если оно установлено, делать в нем что-то не получится 

Вот что об этом рассказывает Маша:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Как же так? Потратить столько времени, сил и ресурсов на его создание, а потом закрыть? Маша говорит, что испытала смешанные чувства по этому поводу.

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

У нас тоже были смешанные чувства от этой новости. Наша команда работала над проектом два года, и для нас словно бы ушла эпоха. Кажется, со своей стороны мы сделали все, чтобы прийти к классному результату, и вместе искали лучшие решения.

Мы были рады пройти этот путь вместе с ребятами из Skuratov. На протяжении всего проекта у нас была супер-открытая, прозрачная коммуникация и ощущение, что мы вместе делаем что-то невероятное. В начале, когда проект только стартовал, мы не представляли, КАК оживить это приложение. А в итоге им пользовались многие кофеманы Омска.

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Мы полностью согласны с Машей: это было невероятно интересное приключение 💜 И самое удивительное, что оно продолжается. Потому что сейчас мы работаем над новым совместным проектом! Не можем не рассказать о нем.

Как насчет фильтр-кофе?

Конечно, такой колоссальный опыт работы не мог просто кануть в лету, и у ребят появилась еще одна идея — веб-приложение, которое позволяет самостоятельно заказать один-единственный напиток из меню кофеен: фильтр-кофе.

Вот как это работает:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

Маша отмечает, что сама философия этого напитка больше подходит для такого быстрого формата. Кофе может долго стоять в термосе, не теряя своего вкуса, у него не осядет пенка, как у капучино, потому что это не молочный напиток. Забежал, налил — и получил порцию кофеина.

Пока это только гипотеза, которую ребята хотят протестировать. Приложение будет очень простым. Ну а после такого опыта ни нам, ни Skuratov уже ничего не страшно!

Экран будущего приложения для заказа фильтр-кофе 
Экран будущего приложения для заказа фильтр-кофе 

Что можно было сделать иначе?

Когда у Skuratov только появилась задумка приложения, никто не знал — и даже не мог предугадать! — что от идеи до реализации пройдет несколько лет, и что в процессе придется искать новую команду разработки. Выводы тут такие:

1. Всегда нужен план Б. На всякий случай. Даже если кажется, что все пройдет гладко и легко.

2. Конечно, здорово представить на суд пользователей идеально работающий продукт в самой финальной версии. Но чаще всего для результата супер-важна обратная связь от юзеров, и чем быстрее вы дадите пользователям потестить продукт, тем лучше.

Поэтому можно сделать минимальную версию, дать её юзерам, и на основе их обратной связи допилить её. Да, это тот самый MVP подход, который мы часто практикуем. Понимаем, что выкатывать не самый идеальный продукт страшно. Вдруг прилетит негативный фидбек и вместо крутого пользовательского опыта — одни сплошные баги? Вот какой совет дает Маша:

Помогли сети кофеен Skuratov Coffee запустить мобильное приложение для предзаказа напитков. А потом ребята убрали его из сторов — рассказываем, почему

3. Есть разные способы проверить гипотезу, и разработка приложения — не единственный. Гораздо дешевле и быстрее провести Product Discovery. Это когда мы с помощью специальных методик анализируем реальные потребности юзеров и понимаем, нужен ли им продукт с такими фичами или нет.

Skuratov обратились к нам два года назад, и тогда у нас еще не было этого направления. А сегодня это одна из наших классных и востребованных услуг — мы помогаем стартапам и бизнесам оценить потенциал идеи и понять, в каком направлении лучше двигаться.

Почитайте наш кейс о том, как мы помогли клиенту убедиться в востребованности идеи и выйти на разработку продукта. Или о том, как нам удалось отговорить заказчика от создания дейтинг-сервиса, который был бы неинтересен потенциальной аудитории.

Бонус: наши нереально крутые спецпроекты для Skuratov Coffee

Мобильное приложение — лишь один из проектов, который мы делали вместе с ребятами из Skuratov. Например, мы задизайнили два невероятных лендинга — с адвент-календарем на Новый год и с валентинками-компакт-дисками на 14 февраля.

Обязательно расскажем вам о них подробнее, а пока будет небольшой спойлер. Или тизер 🙂

Умопомрачительный новогодний адвент-календарь: вдохновлялись вайбом русской зимы и кринжовым, но таким родным, ЖКХ-артом 
Умопомрачительный новогодний адвент-календарь: вдохновлялись вайбом русской зимы и кринжовым, но таким родным, ЖКХ-артом 
А у вас были диски Romantic Collection? Можно было оставить заявку, и Skuratov в честь 14 февраля отправили бы вашей второй половинке на почту плейлист с самыми романтичными песнями — вместо тысячи признаний в любви 
А у вас были диски Romantic Collection? Можно было оставить заявку, и Skuratov в честь 14 февраля отправили бы вашей второй половинке на почту плейлист с самыми романтичными песнями — вместо тысячи признаний в любви 

Мы идем с заказчиками и в огонь, и в воду, и в медные трубы. А если серьезно, то болеем за проекты наших клиентов как за свои родные. С радостью разделяем успех и находим выход из любых, даже самых безвыходных на первый взгляд, ситуаций. А еще больше захватывающих историй о проектах Purrweb — в нашем блоге.

А пока делитесь в комментариях: приходилось ли вам приостанавливать работу над проектом, в который вы вложили много времени и ресурсов?

1818
76 комментариев

Очень удивительный архитектурный выбор - делать интеграцию по заказам на веб-сокетах (веб-сокеты не для быстрой передачи данных, а для возможности сообщений со стороны сервера не только в ответ на запрос, а в любой момент).
Здесь же чисто сеансовая работа: отправил заказ - получил подтверждение, если не получил подтверждения - перезапросил через 10 секунд, если не получил: "извините, не получилось отправить заказ, будем рады видеть вас лично".
Прям статья про разработческий фейл

4
Ответить
Автор

Да, когда мы приступили к доработке приложения, тоже удивились такому выбору предыдущей команды. Но решили работать с тем, что есть, а не менять всю архитектуру. Конечно, лучше было бы отказаться от веб-сокетов в пользу REST api. Или взять другую библиотеку для них.

Ответить

а что есть быстрее вебсокетов?!

Ответить

Скуратов топ!

2
Ответить

Так прикольно, что вы сделали отсылку к Смешарикам! ❤️ Классная серия и песенка — мы дойдем, доплывем в город Омск, в город Омск

2
Ответить
Автор

Любим эту серию! Да и вообще — In Omsk we trust 😀

Ответить

Почему у девочки на начальной гифке лицо такое перекошенное?)

Ответить