Опыт открытия семейных кафе: бизнес за пять шагов

Инстаблогер @boroda.live описывает алгоритм открытия своего семейного кафе в Санкт-Петербурге. С конца 2019-го она открыла 3 заведения и теперь собирается запустить франшизу.

Меня зовут Марина Литвинова, у моего инстаграма @boroda.live 2 млн подписчиков. В декабре 2019 года я открыла в Санкт-Петербурге первое семейное кафе «Бабушка приехала». Сегодня это уже сеть, состоящая из 3-х кафе. А через 3 года я хочу открыть по франшизе 150 точек питания по всей России.

У меня был какой-то опыт работы в общепите и я его использовала

На открытие первого кафе, на Яхтенной улице (это в Приморском районе, Северо-Запад Петербурга), ушло примерно 2 месяца и 3,5 миллиона рублей. Можно сказать, что где-то миллион ушел на ошибки и тестирование гипотез. Я чувствовала себя первопроходцем, хотя у меня был какой-то опыт работы в общепите и я его использовала. В процессе строительства первого кафе и приобретения оборудования, а также привлечения персонала, появилась ясность, как свести открытие семейного кафе в пять шагов.

Шаг 1. Концепция и идея

Мне показалось интересным открыть детское кафе — с простой полезной кухней, игровой зоной и необходимыми атрибутами коворкинга – розетками, wifi, лампами. Мой блог — о материнстве, целевые аудитория заведения и моего блога совпадают.

В Петербурге не так много специализированных детских кафе. Если точнее, интернет и детская комната есть всего в 252 местах. Но и их родители с колясками, не могут использовать полноценно. Пока ребенок в детской комнате (особенно, если этот ребёнок до 3 лет), мамы не в состоянии спокойно посидеть, поесть, отдохнуть от рутины. Они будут всё время отвлекаться и искать ребёнка глазами.

Нужно было сделать кафе, где мамы могут не только перевести дух, отправив ребенка под надежный присмотр, но и поработать.

Шаг 2. Выбор локации

Организаторы общепита стремятся в центр города, где основные туристические потоки и высокая проходимость. Я уверена что детские кафе должны располагаться в жилых комплексах комфорт-класса. Потому что в комплексах эконом-класса жители привыкли, в основном, готовить еду дома и редко ходят в рестораны. Кроме того, мамы с колясками не ездят на метро и редко отправляются с коляской в центр города.

Арендодатели всегда были к нам лояльны. В первом кафе нам дали арендные каникулы с апреля по июль 2020 года. Когда мы строили второе и третье кафе сети во время пандемии, цены на аренду снизились из-за пандемии до 900—1100 рублей за 1 кв.м. Конечно, в подборе помещения нам помогал юрист – он проверял их на предмет обременений и пригодности под ведение деятельности общепита.

Шаг 3. Ремонт и дизайн

У нас подготовкой помещений под открытие кафе занимался управляющий, но это по силам и самому предпринимателю. Ремонт с черновыми материалами на площади 100-130 кв.м. обошелся в 700 тыс. рублей. Отделка и оборудование — примерно в 900 тыс.

Надо помнить о том, что дизайнер, ведущий проект, обычно предлагает дорогие материалы и продвигает собственных поставщиков. Получив его пожелания, нужно поискать такие же материалы дешевле. Как правило, они находятся. Но важно понимать, что самое дешевое может быстро развалиться, поэтому важен баланс. У меня работала одна и та же бригада на всех трёх объектах, цена и качество в итоге сходится, но это очень тяжело, надо постоянно вникать в смету строителей.

Шаг 4. Покупка мебели и оборудования.

Сначала я ошиблась: закупила для первого кафе длинные столы со специальной грифельной поверхностью, за которыми мамы могли бы сидеть и общаться между собой, а дети рисовать. Я видела такие столы в США, там это принято. Но оказалось, это совсем не нужно нашим мамам. Они зачастую не хотят общаться, хотят посидеть в уголке в тишине со своим телефоном. Поэтому потраченные 100 тыс. рублей на дизайнерские столы пошли в убытки. Если думаете покупать какую-то нестандартную мебель, сначала приобретите ее дешевый вариант, и потом решайте, нужна ли она вам. Сейчас эти столы лежат у нас на складе. Но их цена была заложена в ошибки, поэтому их покупка не нанесла серьезного ущерба.

Если думаете покупать какую-то нестандартную мебель, сначала приобретите ее дешевый вариант, и потом решайте, нужна ли она вам

Для оборудования кухни, покупки мебели ищутся поставщики, оборудование для кухни согласуется с шеф-поваром, мебель – с дизайнером интерьера. Оптовые поставщики помогут оборудовать кафе, включая мебель и оборудование для кухни (примерно 700 тыс. рублей).

Шаг 5. Персонал – где брать, сколько платить, как учить

Я люблю брать «зелёных» сотрудников и обучать их. Набираем через сайт по поиску работы, социальные сети. С опытными сотрудниками может быть тяжелее, могут возникнуть ненужные споры в то время, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Персонал обучает менеджер кафе, это входит в его обязанности. Также тренинги проводят поставщики оборудования – мы командируем туда сотрудников и их учат обращаться, например, с кофе-машиной. Обслуживающие кассовое оборудование компании также устраивают обучающие тренинги.

Лучше на каждой вашей точке иметь менеджера. Его зарплата обычно составляет 30 тыс рублей в месяц чистыми при работе по графику «два через два». В кафе работает 7-8 человек – у нас есть бренд-шеф для всех кафе, два повара в каждом кафе, два официанта, менеджер, уборщица. Общие расходы на зарплату составляют около 1 млн рублей.

Итого

При инвестициях от 2 млн рублей в кафе площадью до 100-130 м2, выход на окупаемость возможен через 10–14 месяцев . Первое кафе, в которое вложено 3,5 млн. рублей, окупится примерно за 20 месяцев.

Франшиза. Каждый пункт, каждый вопрос в открытии такого бизнеса как общепит – это набивание шишек и осознание ошибок, которые будут стоить реальных денег. Франшиза, как мне кажется, может от этого уберечь – франчайзи получают не просто бренд, а описание каждого шага, список предостережений и контрольные цифры, за которыми нужно следить, чтобы начать получать прибыль в установленный срок.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Вредный нос

Прочитал. Извините. Чет ору.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Не надо завидовать карманному ляму на тестирование))

Ответить
Развернуть ветку
Daria D

Марина, пожалуйста, не пишите больше. Ну или наймите редактора и размещайте статью не на этом сайте. Яндекс.Дзен, например.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Литвинова
Автор

Вы хотите предложить свои услуги?;)

Ответить
Развернуть ветку
Daria D

Редактуры? Нет, можете поискать среди фрилансеров. Да и тема статьи не профильная. Искренне советую Яндекс. Дзен

Ответить
Развернуть ветку
Марина Литвинова
Автор

Спасибо за совет)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов
Поэтому потраченные 100 тыс. рублей на дизайнерские столы пошли в убытки.

Раз списано в убыток, за сколько столы продадите? 

Ответить
Развернуть ветку
Марина Литвинова
Автор

Напишите мне в лс. Договоримся;)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Грам

Не пойму, на vc вообще не работает редакторский отдел? Можно писать не профессиональную чушь с нотками рекламы? Это не vc, а яндекс дзен какой-то (

Ответить
Развернуть ветку
Марина Литвинова
Автор

Вы даже специально зарегистрировались, чтобы написать комментарий? Спасибо, что читаете)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Марина, а как с вами можно пообщаться вне сайта?))

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

20 месяцев окупаемость ? 
Это довольно большой срок, даже для общепита.
Что-то не совсем правильно настроенно. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null