6 вещей, о которых мы хотели бы знать, когда открывали компьютерный клуб

Оказалось, что нужно проектировать всю мебель с нуля, на один линолеум уйдет миллион, а на открытие вообще никто не придет. Но, несмотря на все факапы, мы справились и создали сеть компьютерных клубов с общей выручкой более 100 миллионов рублей в год.

6 вещей, о которых мы хотели бы знать, когда открывали компьютерный клуб

Привет! Я Илья Литвиненко, сооснователь сети компьютерных клубов «Ваншот». У нас открыто уже восемь заведений: по два в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и по одному в Самаре и Мытищах.

Когда мы с командой решили открыть компьютерный клуб, то начали смотреть, как ведут бизнес конкуренты. Все они были похожи между собой и работали по старинке. Например, гостю, чтобы начать игровую сессию, нужно «станцевать с бубном»: ввести код с бумажки, которую дает админ, и найти чуть ли не вслепую свой компьютер в темном помещении.

Мы поняли, что нужно создать что-то новое и сильно улучшить пользовательский опыт, чтобы наш клуб подходил даже самому требовательному игроку. И это была главная проблема, ведь такого на рынке еще никто не делал. Пришлось много экспериментировать, из-за чего сроки срывались, деньги сжигались, а мы столкнулись с множеством проблем, о которых даже не думали. Рассказываю о них в статье.

Нужно разрабатывать свое приложение и CRM-систему с нуля

После анализа конкурентов мы поняли, что все процессы зависели от администратора. Он должен принять оплату у каждого гостя и выдать ему код для авторизации. А если геймер захочет продлить сессию, то нужно снова идти к администратору. Мы хотели автоматизировать процесс, чтобы гости могли делать все сами через смартфон. Поэтому для улучшения пользовательского опыта решили создать IT-систему с блек-джеком, CRM и приложением.

Проблема была в том, что на рынке было всего лишь две CRM-системы, но они нам не подходили. Например, у одной из них не было API, и мы не могли объединить ее с нашим мобильным приложением. Поэтому мы решили создать свою CRM-систему.

Мы не знали, на чем делать упор в этой сфере, например какие метрики и отчеты важны, поэтому действовали интуитивно.

Но нам очень помог опыт в других бизнесах. Я партнер Додо и часто вдохновляюсь их опытом.

Сейчас благодаря CRM мы не только анализируем доход, но и знаем, сколько людей зарегистрировано в приложении, сколько денег они тратят, в какие игры играют. А приложение помогает меньше тратить времени на процессы. С его помощью можно:

Зайти в клуб. На входе в клуб у нас стоит турникет, через который можно пройти, отсканировав QR-код с помощью приложения. Так людям не нужно стоять в очереди и ждать администратора. С помощью турникета мы можем идентифицировать каждого пользователя, посмотреть, сколько времени он провел в клубе и во что играл. Кроме того, турникет обеспечивает безопасность — к нам нельзя зайти просто так, мы знаем каждого нашего гостя.

Сразу после турникетов гость может идти к своему игровому месту и начинать сессию — не нужно дополнительно разговаривать с администратором
Сразу после турникетов гость может идти к своему игровому месту и начинать сессию — не нужно дополнительно разговаривать с администратором

Открыть шкафчик. Когда человек попадает в зону клуба, он может оставить свои вещи в шкафчике. Мы их спроектировали так, чтобы гостям не нужно было выдавать карточки или браслеты. Открыть шкафчик можно по свайпу в приложении — и не нужно всматриваться в каждый номер, искать свой шкафчик и пытаться открыть его старым ключом.

А чтобы закрыть шкафчик, даже не нужно ничего нажимать — достаточно захлопнуть дверцу, и он автоматически заблокируется

Начать игровую сессию. Через приложение можно пополнить баланс, оплатить игровое время и начать игровую сессию. А если человеку нужно отойти, то можно заблокировать компьютер одной кнопкой.

Позвать администратора или заказать перекус. Если возникли какие-то проблемы, то не нужно искать администратора, можно нажать на кнопку в приложении, и он придет сам. А еще есть возможность заказать перекус, который принесут прямо к столу.

Можно пополнить баланс прямо в приложении
Можно пополнить баланс прямо в приложении

Мы знали, что мало кто любит общаться с администраторами, часто гостям неловко что-то попросить. А с помощью приложения мы минимизировали количество этих неловких моментов.

Приложение и CRM-систему мы используем только для себя и наших партнеров в рамках франчайзинга.

Можно потерять миллион из-за линолеума и самоуверенных рабочих

Когда мы приступили к строительству клуба, оказалось, что разработка — это еще цветочки. В первом клубе мы хотели положить линолеум. Мы выбрали именно этот материал из-за нескольких плюсов:

  • Эстетичный внешний вид. Линолеум выглядит как аккуратно залитый лед. На нем нет никаких стыков.
  • Простота в обслуживании. Из-за того, что у линолеума нет разделений, как у плитки, в которые забивается грязь, его очень легко обслуживать.
  • Безопасность. Линолеум мягкий, поэтому, если вдруг выронить на него телефон, с большой вероятностью экран не разобьется.

Линолеум мы заказали из Голландии и ждали два месяца, пока он приплывет на пароме. Для материала пришлось найти специальное складское помещение с необходимой влажностью и температурой, чтобы он не деформировался до укладки.

Строительная компания, с которой мы работали, уверяла нас, что они умеют стелить линолеум, показали кучу фотографий разных проектов. Мы засомневались, так как знали, что материал сложный, и попросили стелить линолеум при нас. Строители нас не послушали и начали работы ночью — это была роковая ошибка.

Когда мы приехали утром в клуб, уже было постелено несколько листов. Линолеум был весь в буграх и выглядел ужасно. Мы сразу поняли, что это уже никак не поправить. Вдобавок оказалось, что линолеум постелили вверх ногами.

Слева — то, как линолеум выглядел, когда мы приехали в клуб. Справа — то, как он выглядит сейчас
Слева — то, как линолеум выглядел, когда мы приехали в клуб. Справа — то, как он выглядит сейчас

Мы были в панике: новый линолеум будут везти еще два месяца, в России такой не найти. Пришлось утилизировать все покрытие и снять его вместе с подготовкой пола, а потом проводить подготовительные работы заново и ждать новый материал.

Первоначально подготовка пола и закупка материалов обошлась нам примерно в 500 тысяч рублей, а из-за такого косяка пришлось платить дважды.

На этапе строительства этот факап был одним из многих, поэтому первый клуб мы строили год и потратили более 40 миллионов рублей. Но благодаря опыту теперь мы делаем проект с большим количеством разъяснений, стараемся детализировать любые работы, в которых есть риск ошибиться. В результате партнерам мы можем построить клуб за 4 месяца, уложившись в смету 20 миллионов.

Придется самим проектировать всю мебель

После строительства нас ожидало еще одно открытие: в то время на рынке не было подходящей мебели для геймеров. А чтобы человек мог залипнуть у компьютера на несколько часов, ему ничего не должно мешать. Поэтому мебель так же важна, как и само железо.

Магазинные столы были либо сделаны из некачественного материала, либо слишком дорогими и навороченными, при этом не учитывали потребностей самих геймеров.

Мы хотели, чтобы столы были максимально удобными, поэтому решили спроектировать всё сами.

В итоге у первой модели нашего стола было четыре главных фишки:

  • Отсутствие передних ножек. Из-за этого создается ощущение, будто столешница парит в воздухе. Так у геймера нет никаких ограничений в движении.
  • Подставка под ноги. Одна из главных болей геймеров — непонятно, куда деть ноги, они вечно затекают. Мы эту проблему решили подставкой, которая встроена в стол.
  • Специальный вырез в столе, чтобы можно было поближе придвинуться к монитору и удобно расположить локти.
  • Эстетичный вид. В конструкции стола спрятаны все кабели и провода, поэтому игровые места выглядят опрятно: нигде ничего не торчит, а клиент не может что-то случайно задеть или отключить.

Благодаря тому, что гостям удобно играть, наша средняя длина сессии — 5 c половиной часов, это больше, чем у других компьютерных клубов.

Так выглядела первая модель стола
Так выглядела первая модель стола

Помимо столов, мы проектируем шкафы, ниши, диваны, стулья. Сейчас найти подходящую мебель проще, но мы всё разрабатываем сами и делам так, как нам нравится. Это помогает:

  • Проектировать клуб и не задумываться о том, что в какой-то комнате должны быть типовые размеры. Мы делаем мебель любых размеров под конкретный проект.
  • Контролировать качество на этапе производства.
  • Свободно изменять материалы, цвета и конструкции.

Слева — вторая модель стола, справа — третья с передними ножками, которая стоит дешевле. Франчайзи мы предлагает все три модели

Слева — вторая модель стола, справа — третья с передними ножками, которая стоит дешевле. Франчайзи мы предлагает все три модели
Слева — вторая модель стола, справа — третья с передними ножками, которая стоит дешевле. Франчайзи мы предлагает все три модели

Сейчас мы продолжаем улучшать мебель, ищем варианты, как сэкономить, но не потерять в качестве. Например, вторая модель стола стоила 30 тысяч рублей, а третья — 19 тысяч. Партнерам мы предлагаем три модели стола на выбор.

Железо не самое главное

Изначально мы думали, что нужно закупить самое дорогое и топовое железо. Например, есть клубы, в которых компьютеры могут стоить 70% от всего бизнеса, их гостей ничем не удивить, но при этом в таких клубах очень слабый сервис.

Мы же решили, что лучше вложиться именно в сервис, технологии, аналитику и приложение. Сделать клуб максимально удобным для гостей.

А компьютер должен быть просто достаточно мощным, но не топовым. Понятно, что всем не угодить, поэтому найдутся гости, которые играют в специфические игры и заметят, что компьютер справляется с задачей на 95%, а не на все 100%, но таких игроков единицы.

В клубе есть ВИП-комнаты, в которых стоят более мощные компьютеры и мониторы
В клубе есть ВИП-комнаты, в которых стоят более мощные компьютеры и мониторы

По статистике, чаще всего играют в CS:GO и Dota 2, а для этих игр нашего железа хватит с головой. Например, в последнем клубе у нас стоят мониторы 280 Гц с диагональю 24 дюйма, процессор i5 13400F и видеокарта RTX 4070 super. Они потянут практически любую игру на максимальных настройках графики. Так, зная потребности аудитории, мы даем точные рекомендации по конфигурации компьютеров партнерам.

На открытие может никто не прийти

На открытие мы хотели сделать большую вечеринку на крыше: позвать блогеров, инфлюэнсеров, спланировать конкурс, но из-за пандемии ничего не вышло.

В итоге мы долго строились, я несколько месяцев ночевал в клубе, ужасно устал и ожидал, что на открытие придет целая толпа народа, — но не было никого. Совсем. Мы были в полном шоке и экстренно потратили 300 тысяч рублей на таргетинг. Но реклама сработала далеко не сразу — на следующий день пришло всего несколько человек.

Те самые несколько человек, которые к нам пришли
Те самые несколько человек, которые к нам пришли

Чтобы спасти положение, мы работали без выходных, буквально жили в клубе, встречали каждого гостя и всеми силами демонстрировали хороший сервис. Именно клиентоориентированность сыграла ключевую роль. Люди видели, как о них заботились, и рассказывали о нас знакомым. И только через три-четыре месяца стало приходить больше гостей.

Все это время мы экспериментировали с продвижением и пробовали самые разные инструменты. Например, расклеивали листовки в подъездах, вкладывались в наружную рекламу и даже устраивали квесты по городу. Лучше всего сработали картографические сервисы и реферальная программа, которая до сих пор дает нам 50% новых лидов.

Теперь мы точно знаем, что привлекает нашу аудиторию. Для партнеров мы разрабатываем проверенную стратегию на первые два-три месяца, объясняем, как работать с основными сервисами, и выдаем дизайнерские макеты для креативов в соцсетях.

Например, такие листовки мы раздаем сейчас в Питере
Например, такие листовки мы раздаем сейчас в Питере

Нельзя сделать идеально раз и навсегда

Несмотря на факапы, у нас получилось создать то место, о котором мы мечтали. Но всегда есть, что можно улучшить, поэтому мы продолжаем тестировать разные гипотезы и менять клуб.

Каждый эксперимент мы проводим на наших клубах. Если что-то работает, то передаем новый опыт франчайзи. Например, мы часто опрашиваем наших гостей и прислушиваемся к их пожеланиям. Геймеры просили устраивать определенные турниры, добавлять специфические игры, а летом нам предложили ввести лимонады в меню. Каждую просьбу мы выполнили, и те нововведения, которые пользовались спросом, предложили использовать франчайзи.

Сейчас мы готовы развиваться и масштабироваться, поэтому ищем единомышленников и активно развиваем франшизуразвиваем франшизуразвиваем франшизу. Франчайзи всегда могут рассчитывать на поддержку. Например, мы обучаем не только управлять, но и грамотно привлекать клиентов.

Я много рассказываю об этом у себя в телеграм-канале — подписывайтесь, чтобы узнать больше. И расскажите в комментариях историю о своем самом дорогостоящем факапе!

4242
22
22
11
37 комментариев

Я вообще думала, что компьютерные клубы в нулевых-десятых годах остались. Точнее все закрылись еще в те времена)) Народ реально ходит в клубы вместо того, чтобы в Доту дома гонять?

1

Очень многие так думают, постоянно вижу удивление, когда рассказываю о бизнесе.
Если будет интересно, посмотрите, в 2гис, сколько действующих клубов в Москве, и еще добавьте тех, кто не регистрировался в этом сервисе.
В начале года в Москве работало более 400 заведений.

1

Почему вы вообще решили открыть именно компьютерный клуб? Большая конкуренция же. Да и судя по статье просто огромные затраты

Решение приняли из-за простоты операционных процессов и отсутствия на рынке сетевых игроков с хорошим уровнем сервиса.
Плюс мы делали упор на создание собственных IT продуктов, которые на тот момент были на низком уровне.

Конкуренция сейчас, действительно, большая. Но в 2019 году рынок был более разряжен.

Насчет затрат, согласен, первые филиалы были очень дорогими, но сегодня, цифры открытия клуба совсем другие.

1

С такой подсветкой никакие стыки на линолеуме не видно. Кстати, почему подсветка всегда такая стремная?

стремная с точки зрения света или в чем стремность?

А есть список, в какие у вас игры поиграть можно? Я бы пришла в такой клуб)