Привлекательность «тёмной стороны силы»

Привлекательность «тёмной стороны силы»

Недавно мне вспомнился разговор с другом. Это парень очень тонкой души, он альпинист и пилот, бизнесмен, очень смелый человек, в чём-то даже герой. На момент разговора уже не мальчишка, за 40 лет, он играл в «тёмных» и «светлых» магов. Примеряя на себя то, что ему больше импонировало.

А привлекала именно жизнь «тёмных». В тот год как раз шёл фильм по роману Лукьяненко «Ночной дозор». И разговор у нас как-то не сложился, так как мне казалась не логичной позиция моего друга, хотя тогда я не мог точно сформулировать в чём. По его словам, если рассматривать реальную жизнь и рассортировать людей, то он был бы с «тёмными». (Если кто-то не видел фильм или не читал книгу, к «тёмным» относились вампиры, оборотни, чёрные маги и другие, посвятившие свою жизнь тому, чтобы причинять вред. Даже более того, если они по какой-то причине вред причинять не хотели, то им становилось плохо и т. д. вплоть до летального исхода).

Суть в том, что «плохие» в романе Лукьяненко живут гораздо более эстетичной жизнью, чем хорошие. А эстетика привлекает людей.

Подписывайтесь на мой Телеграм:

Этот художественный приём на сто процентов придуманный. Что называется «для красного словца». Иначе не было бы никакой интриги и никакого равновесия сил. Никакого смысла для нормального человека даже думать о том, чтобы встать на сторону «тёмных». Привлекают не сами совершаемые ими преступления (убийство как таковое вызывает симпатию лишь у сумасшедшего), а эстетика связанная с ними. Красота жилища, убранство столов, изыски в одежде, шикарные женщины и машины.

И только посмотрите как убого, невероятно бедно, в грязи и разрухе живут «светлые», то есть «хорошие». Носители добра и спасители человечества.

Если бы всё было наоборот, просто не было бы интересного сюжета. И не было бы никакого смысла жить, будучи человеком доброй воли. И лишь немногие осознают, что в реальной жизни всё наоборот! Не осознают они этого, так как на самом деле у очень немногих людей настолько широкий круг общения, что он может сравнить с точки зрения эстетики жизнь настоящих негодяев и самых передовых представителей человечества.

Настоящие «тёмные» — преступники, бандиты, проститутки, наркоторговцы, и прочие отбросы общества живут настолько НЕ эстетично, что вам бы стало не по себе.

Иногда у преступника много денег, и он покупает себе красивое жилище, но сам преступный образ мысли заставляет его наводить в этом жилище такой бардак, что вы бы удивились, как вообще можно так жить. В домах преступников чувствуешь себя либо как в бомжатнике, либо как в музее: его хозяин старается поддержать уровень эстетики, но у него не хватает ни вкуса, ни сил сделать обстановку хоть немного уютной. Такое противоречие поражает, от него становится не по себе, вещи-то вроде бы дорогие.

И даже это — исключение. Большинство преступников живут крайне НЕ эстетично — им претит подлинная красота. Ведь нужно было полностью лишиться ощущения её, чтобы творить мерзости, которыми наполнена их жизнь. Я бывал в «шикарных» домах воров в законе, в бандитских квартирах, притонах и блат-хатах — везде это чувствуется. Бардак в голове — бардак в жилище.

Есть правда и другая крайность — параноидальная склонность к порядку у некоторых из гнуснейших людей человечества. Но это даже близко не наслаждение порядком, скорее лихорадочное и нервное беспокойство по поводу него. Человек может уволить прислугу лишь за то, что стулья поставлены не на одинаковом расстоянии от стола. Это похоже на беспокойство импотента, у которого впервые за три года возникла эрекция, и он пытается воспользоваться моментом, при этом боясь, как бы чего не вышло.

Один тип преступника отказывается от эстетики, другой исступлённо навязывает её другим, и оба не испытывают ни малейшего удовольствия в результате. Зато кино и книги пестрят подобными персонажами: утончённый Ганнибал Лектер и ему подобные ребята. Несчастье — плата за то, что вы сволочь. Чаще всего настоящая жизнь этих ребят больше похожа на атмосферу фильма «Бумер» — глубокая апатия и грязь.

В «Матрице» настоящие герои живут как бомжи, а злодеи купаются в эстетике, хоть и придуманной. Это всё искусственные эффекты для усиления драматизма. Позвольте привести пару цитат моего любимого автора:

В вымышленном мире книг и кинофильмов встречаются вежливые негодяи, невероятно эффективно действующие банды, а также одинокие герои, которые являются полнейшими невежами. В действительности жизнь совсем не такова. Настоящие негодяи обычно очень грубы, а их подручные ещё грубее. Наполеона и Гитлера предавали на каждом шагу их собственные подданные. Настоящие герои говорят очень спокойно, они очень вежливы с друзьями.

Когда кому-либо выпадает удача встретиться и поговорить с наиболее знаменитыми представителями какой-либо профессии, ему зачастую бросается в глаза, что эти люди относятся к числу самых приятных из всех, кого он когда-либо встречал. Это одна из тех причин, по которым они оказываются наверху: большинство из них старается хорошо обращаться с другими людьми. И окружающие люди отвечают им тем же, обычно относятся к ним хорошо и даже прощают им их немногочисленные недостатки. — (Из книги «Дорога к счастью»).

Беря себе прототипов для жизни из фильмов и книг, люди путают художественные приёмы и реальность. Результат бывает настолько далёк от жизни, что человек недоумевает — почему же всё идет не так, как он задумал. Он просто заигрался. Вот ещё одна цитата, в ней автор описывает уровень человека, достигшего наивысшего мастерства в лидерстве:

Вы должны говорить постулатами. Вы говорите: «Увольнение на берег — в четыре часа». Разумеется, у вас будут неприятности, когда вы будете добиваться исполнения, и какой-то парень начнёт спускаться по трапу без двух минут четыре, и вы прикажете привести его обратно, и посадить на губу, и лишить увольнения или что-то в этом роде. Следовательно, вы используете силу, энергию и всё такое. Это означает, что вы недостаточно жесткий капитан, вот и всё. Ваш приказ не был выполнен одним членом команды. Следовательно, в вашей команде был один человек, который не принял того, что вы сказали.

Что ж, как исправить это? Чтобы исправить это, нужно добиться, чтобы каждый из членов команды принимал то, что вы говорите. И нужно ли «использовать силу», чтобы исправить это? Нет, это не нужно. Чтобы исправить это нужно быть на высоком уровне, чтобы создать постулат настолько выше уровня энергии…

Так вот, если бы этот капитан был достаточно хорошим капитаном, то ему вообще не пришлось бы никого наказывать. Он бы сказал: «Увольнение на берег в четыре часа». Это просто… такого никогда бы не случилось. Ни один человек из команды никогда бы не начал спускаться по трапу без двух минут четыре. Если бы капитан был достаточно хорош, то ему даже не нужно было бы вывешивать этот приказ. Если бы он был достаточно хорош, то ему не нужно было бы даже находиться на борту, чтобы руководить кораблём. Понимаете, какой это уровень? Хорошо.

И кстати, такие капитаны существуют, не думайте, что их нет. Как ни странно, они не относятся к типу матёрых морских волков; они… на тех никто не обращает внимания, никто… Обычно эти капитаны очень эстетичны. Они элегантны, и им совершенно не свойственна церемонность; они никогда по-настоящему не перебрасываются шутками и не разговаривают с матросами и не делают ничего такого; они обладают довольно приятной внешностью. И они делают то, что им нравится, хотя они довольно-таки постоянны в своих действиях, и они просто игнорируют всех и вся. И когда такой человек становится королём или кем-то ещё, никого никогда не подвергали наказаниям. Если бы кто-то начал делать что-то неправильно, то все бы просто посмотрели на этого парня, разинув рты. «Это невозможно. Этот парень, должно быть, совершенно сошел с ума. Думаю, что нам нужно позаботиться о нём. Знаете ли вы, что он начал спускаться по трапу без двух минут четыре? Он сумасшедший! — (тот же автор).

Возможно, следует внимательно посмотреть на жизнь, и обнаружить, что настоящая эстетика, поэзия жизни, самоуважение и способность испытывать счастье лежат в наивысших проявлениях «светлой стороны силы».

Каждый нормальный человек хочет стать лучше. Каждый тяготеет к эстетике. Что ж, не покупайтесь на вычурные художественные образы, оторванные от жизни. Станьте таким, каким вы представляете себе лучших из героев. Ведь это и есть ВЫ.

Подписывайтесь на мой Телеграм:

11
1 комментарий

Просто в современной медиакультуре все время ищут как бы привлечь внимание зрителей, как то посмотреть на вещи под другим углом. И какие то старые злые архетипы стали делать добрыми чтобы таким необычным подходом привлечь внимание зрителя. Я стал это замечать уже после выхода фильма "сердце дракона", где изначально символ злобы и скупости превратили в какого то доброго персонажа.

1
Ответить