Как я не стала присяжным заседателем

В октябре 2024 мне неожиданно пришло письмо из суда.

Я начала судорожно перебирать в памяти события последних лет и пытаться понять, кому же могла насолить, пусть даже случайно. Подумала о неудачном сотрудничестве с риэлтором (я была недовольна агентом, с которым начала работу по расширению жилья летом, видела от него хитрости и манипуляции вместо желания оказать помощь, а потому заблокировала его ещё до окончания договора и прекратила работу), о временах ведения бизнеса (там были недовольные клиенты, часть историй я даже отразила в своей книге «Ателье по пошиву одежды: бизнес, который убил мою маму»…

Но все мои мысли были ошибочны (ура!). Письмо не сообщало о том, что я стала ответчиком по какому-то делу, всё было куда прозаичнее: меня пригласили явиться в качестве присяжного заседателя. Пригласили в весьма жёсткой форме, указав, что основанием для неявки является лишь смерть моя или близкого родственника, что в случае неявки я совершу административное правонарушение и попаду на штраф (2500) и что с работы меня во что бы то ни стало обязаны отпустить. А у меня на день заседания в любом случае выпадал выходной…

В общем, запугали меня до такой степени, что 8 ноября 2024 ровно в 10 утра я ждала своей очереди для входа в обозначенный в письме кабинет. Я думала, нас будет ровно 12 человек. Но на месте выяснилось, что явилось порядка 70 потенциальных присяжных, а приглашений было разослано порядка 3000. Несмотря на устрашения и угрозы, большинство предпочитает на сие мероприятие не являться (и правильно делает). Кстати, я потом и коллег поспрашивала в офисе: уведомления о явке в качестве присяжного в суд получали человека, но никто потом туда не приходил.

Далее расскажу, как же всё происходило в тот самый день!

Как я не стала присяжным заседателем

Нас всех, порядка 70 человек, зарегистрировали. Дали для заполнения анкету, где необходимо было указать данные различных документов (хотя в направленном ранее письме ничего не говорилось о необходимости их принести) — ИНН, СНИЛС, паспорт. Всем выдали бейдж с номером (раздавали почему-то вперемешку, не по порядку). В момент выдачи бейджа уточняли возраст и должность и сохраняли их в какой-то свой список. Также на этом этапе часть людей уже отсеялась. Те, кто принесли какие-то документы, подтверждающие невозможность участвовать в процессе, их показали. Билеты в отпуск или в командировку, свидетельство о рождении детей (если есть малыш до трёх лет, то разрешается покинуть суд), подтверждение скорого переезда (в суд вызываются люди лишь с одного конкретного района).

Затем всех зарегистрированных отвели в отдельную комнатку. Там нам сообщили, что отберут около 10 человек (6 основных и 3-5 запасных присяжных заседателей), что сегодня будет и отбор, и первый суд, что продержат нас часов до 14-15 ориентировочно и что, если мы принесём документы по списку с работы (его выдали), трудодни в суде нам оплатят. Многие, правда, не знают, что, независимо от реальной зарплаты, никто не может получить сумму, превышающую среднесуточный доход судьи, а у них официально без всяких премий он очень невысок. Тут же начались всякие переглядывания и переговоры. Оказалось, что большинство людей с радостью вернулись бы тут же к своим работам и чихать на весь этот судебный процесс хотели (пришли лишь из чувства ответственности либо чувства страха после получения письма). Реально заинтересованы в участии были только несколько пенсионеров, рассчитывавшие на хоть какую-то дополнительную денежку.

Предупредили нас также и о том, что, кроме данного дня (8 ноября 2024), придётся ездить на суды ещё и целую неделю в декабре. Каждый день как на работу…!

А ещё там же оказалось, что в зале присутствует моя знакомая. Я её сперва и не узнала правда. А когда она ко мне уже обратилась, сообразила: «Точно! Мы же на сохранении в беременность вместе лежали! Она у меня даже в ВК в друзьях есть!». Но фоток она давно не постила, та госпитализация была 8-9 лет назад, вот и не смогла я знакомую девушку узнать…

Далее нам дали час перерыва и отпустили. Было около одиннадцати, но нас предупредили, что дело может затянуться, особенно для тех, кого выберут. Поэтому рекомендовали пообедать (как и поступило большинство, включая меня). А по возвращении заставили подождать ещё минут 40, провели с десяток перекличек, предупредили, что никому до конца процесса не отдадут паспорта (иначе б большинство давно разбежалось!) и отправили нас в другой зал рассаживаться. Там уже в закрытой клетке за решёткой находили двое обвиняемых.

Как я не стала присяжным заседателем

Судья зачитала:

«Слушается дело о нанесении увечий Смирновым Юрием Васильевичем и Смирновым Никитой Васильевичем Смирновой Алле Николаевне в состоянии алкогольного опьянения, приведшем в итоге к смерти пострадавшей»

(фамилии изменены, но сохранены совпадения отчеств и фамилий, где это нужно).

Оставалось лишь гадать, кто кому кем приходится. Я лично для себя определила, что это два брата, а мертва из-за них теперь чья-то из их жён. Но кто их знает, конечно…

Далее начался процесс. Залу задавали вопросы, а от нас требовалось подавать знак, если есть что ответить. После этого судья подзывала человека из зала к себе, а также адвокатам и прокурорам, слушала ответы и принимала решение, исключать человека из кандидатов в присяжные или нет. Вот какие то были вопросы:

— Знакомы ли вы с кем-то из участников процесса?

— Являетесь ли вы полицейским/адвокатом/судьёй/священнослужителем?

— Не меньше ли 25 вам?

— Не больше ли 65 вам?

— Состоите ли вы на учёте в психдиспансере?

— Состоите ли вы на учёте в наркодиспансере?

— Был ли кто-то присяжным ранее?

— Проходите ли вы по какому-либо делу подсудимым?

— Есть ли в зале знакомые между собой люди?

Тут я офигела от того, как рассылаются приглашения в присяжные. Неужели нет никакого предварительного фильтра? Зачем гонять за зря людей, которые точно знают друг друга? В зале оказались муж с женой и двое соседей из одного подъезда.

Я махнула той девушке, с которой мы знакомы, будем мы объявлять о себе или нет, но она дала понять, что не видит в этом смысла. Однако, я засомневалась. Всё-таки суд! А в самом начале нас предупредили, что, если впоследствии всплывут факты того, что кто-то что-то скрыл, приговор по делу будет отменён. Поэтому я тоже подняла руку, подошла и сообщила, что с одной из присутствующих в зале девушек когда-то лежала в больнице. Тогда уж и она решила тоже дать о себе знать. И всех знакомых между собой людей в зале в итоге исключили из отбора в присяжные. И нас тоже.

Однако, покидать зал нам запретили.

— Знаете ли вы русский и готовы ли участвовать в процессе на нём?

Так прозвучал следующий вопрос. На него никто не ответил. Но позже я слышала в зале переговоры. Одна дама уточняла у кого-то из соседей, о чём спрашивают. Оказалось, по-русски она ни бе ни ме. И просто даже и не понимала, что там у нас спрашивают. Вот и проигнорила тогда вопрос.

Спойлер: именно её назовут первой в основном составе присяжных.

Далее спросили, готов ли кто-то заявить самоотвод. Руки подняли человек 20. Всем им разрешили уйти после того, как они что-то шепнули на ухо судье. То есть, не только исключили из процесса, но и отпустили из зала. Уж не знаю, кто там что озвучивал. Только две дамы, уходя, признались окружающим в причинах, по которым этот самый самоотвод решили заявить: одна ссылалась на религиозные соображения, другая вроде как знала всё об этом деле (как же тогда получилось, что она не отреагировала на вопрос в начале заседания и не знала никого из участников процесса? как-то это странно…).

После получаса на самоотводы вопросы залу продолжились:

— Проходите ли вы сейчас по какому-то делу свидетелем?

— Проходите ли вы сейчас по какому-то делу потерпевшей стороной?

— Есть ли у вас ощущение, что какие-то факторы могут помешать вам честно рассматривать дело и вынести адекватный приговор?

(честно, если бы я уже не была исключена из процесса, я бы подняла руку тут: есть во мне женская солидарность и не могу я сопереживать в должной мере мужчинам, из-за которых дама уже на том свете).

Затем стороне обвинения и стороне защиты было разрешено убрать по одному кандидату с объяснением причины и по одному без него. При этом перед ними лежали лишь списки с ФИО и профессиями кандидатов в присяжные. Как я поняла, на этом этапе они просто исключили юристов. Уж не знаю зачем и почему, но слышала об этом разговоры. Была в зале девушка-юристка, которая не первый раз на такой отбор ходит и которую всегда исключают именно на этом этапе.

На каждом вопросе люди отваливались. К этому моменту в зале было не больше 25 человек тех, кто ещё принимал участие в отборе. И дальше судья предложила стороне защиты и обвинения задать свои вопросы залу, но стала отклонять их все один за другим. Видимо, уже итак мало было людей. Да и процесс долго уже длился. С того момента, как меня из него исключили, прошло больше часа…

Но благо, дело близилось к концу. Далее судья отправила секретаря процесса, которая всё это время что-то усиленно протоколировала, куда-то выйти… Все мы её ждали, нас не пускали даже в туалет и позвонить, пока мы продолжали сидеть на куртках и в духоте… И вот вернулась она с заветным распечатанным списком и объявила 10 человек. Объявляла она по номерам в соответствии с цифрой на бейджике. Озвучили в итоге номера просто по порядку, исключив тех, кто на каком-то из вопросов был «отчислен» из списка кандидатов. Поэтому в присяжные вошли те, у кого на бейджике значились номера 1,2,5,6,7,9. И номер 1, напомню, по-русски не понимала.

Кстати, вышло так, что в комиссии было 5 женщин и 1 мужчина. Я почему-то была уверена, что в присяжные стараются отбирать разных людей, чтобы они имели разные точки зрения, а потому все будут разновозрастные и с разными профессиями. А ещё что мужчин и женщин будет поровну. Но вышло совсем иначе. Обвиняемым, полагаю, не повезло: процесс о насилии над женщиной будут вершить пять женщин… Вряд ли они окажутся к ним лояльны…

Затем озвучили и тех, кто вошёл в число запасных (если кто-то заболел/забеременел/уехал и выбывает из процесса, ему необходима замена). Они должны присутствовать на каждом заседании, кстати, хоть основными и не являются. Этих людей назвали вразнобой. Не знаю, по какому принципу выбирали. Но это были номера бейджиков 13, 36, 40 и 56, кажется. Ну то есть точно не по порядку!

После этого всех освобождённых от миссии участвовать в процессе подозвали в соседний кабинет. Нам наконец-то отдали паспорта и отпустили с миром. Ура!

Начать дискуссию