Пороки, о которых писали еще 300 лет тому назад.
Что мы помним из детства о “Путешествие Гулливера”?
Максимум о стране лилипутов! В книге же, написанной Джонатаном Свифтом и впервые опубликованной в Лондоне 298 лет назад, описывается (высмеивается) современное автору английское общество, устои и обычаи.
Советую почитать (перечитать) - почерпнете много интересного и актуально в наши дни.
Минутка психологии.
Каждый человек живет в обществе. И наука психология изучает человека, который живет в обществе. Сразу на ум приходят примеры из литературы (Жизнь и замечательные приключения «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Книга джунглей» Р. Киплинга), но это исключения, которые только подтверждают правило: личность человека формируется в обществе.
В отечественной психологии выделялось две формы активности человека («индивид» и «личность»).
Индивид – биологический вид, смысл которого есть сохранение всего вида. Б. Г. Ананьев выделил два основных класса идивидных свойств – первичные и вторичные.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» А. Г. Асмолов.
Чаще всего личность определяют опосредованно обществом, в котором человек развивается, т.к. его особенности зависят от социальных, приобретенных качеств.
Переходим к заключительным главам книги про Гулливера.
Дж. Свифт в своей книге «Путешествия Гулливера» в главе 10 (последней четвертой части) так описывает мысли главного героя, который прожил в обществе «гуигнгнмов» (в стране добродетельных лошадей-гуингнмов), которые использовали «еху» (в той же стране человекоподобные существа, концентрированный образ природы человека, не облагороженный духовностью) в качестве рабочей силы, некоторое время и проникся отвращением к своим собратьям людям:
«Когда я думал о своей семье, своих друзьях и своих соотечественниках или о человеческом роде вообще, то видел в людях, в их внешности и душевном складе то, чем они были на самом деле, — еху, может быть, несколько более цивилизованных и наделённых даром слова, но употребляющих свой разум только на развитие и умножение пороков, которые присущи их братьям из этой страны лишь в той степени, в какой их наделила ими природа.»
В предпоследней главе 11 автор описывает прибытие главного героя после трехгодового отсутствия (все время путешествия) следующим образом:
«Жена и дети встретили меня с большим удивлением и радостью, так как они давно считали меня погибшим; но я должен откровенно сознаться, что вид их наполнил меня только ненавистью, отвращением и презрением, особенно когда я подумал о близкой связи, существовавшей между нами. Ибо хотя со времени моего злополучного изгнания из страны гуигнгнмов я принудил себя выносить вид еху и иметь общение с доном Педро де Мендес, все же моя память и воображение были постоянно наполнены добродетелями и идеями возвышенных гуигнгнмов. И мысль, что благодаря соединению с одной из самок еху я стал отцом еще нескольких этих животных, наполняла меня величайшим стыдом, смущением и отвращением.
Как только я вошел в дом, жена заключила меня в объятия и поцеловала меня; за эти годы я настолько отвык от прикосновения этого гнусного животного, что не выдержал и упал в обморок, продолжавшийся больше часу.»
В последней главе 12 автор выделяет (помимо остальных во всей книге), один, на его взгляд, самый главный порок личности:
«Мне было бы гораздо легче примириться со всем родом еху, если бы они довольствовались теми пороками и безрассудствами, которыми наделила их природа. Меня ничуть не раздражает вид судейского, карманного вора, полковника, шута, вельможи, игрока, политика, сводника, врача, лжесвидетеля, соблазнителя, стряпчего, предателя и им подобных; существование всех их в порядке вещей. Но когда я вижу кучу уродств и болезней как физических, так и духовных, да в придачу к ним еще гордость, – терпение мое немедленно истощается; я никогда не способен буду понять, как такое животное и такой порок могут сочетаться.»
Таким образом, можно сделать вывод, что вымысел автора очень красочно иллюстрирует формирование личности при социальных контактах в обществе и изменение уже сформировавшихся паттернов (шаблонов) при смене общества и продолжительном пребывании там (достаточном времени и обстоятельств, побуждающих к ассимиляции и выживанию), которые сохраняются на протяжении периода, большего, чем время, необходимое на изменения. А также, влияют факторы самомотивации, духовного роста (деградации), привычек и проч.
За обсуждением пороков - пожалуйста, в комментарии!
Меня зовут Дмитрий, я эксперт по операционной эффективности - работаю с предпринимателями, которые хотят навести порядок у себя в компании. Мои контакты здесь.
Возможно, вам будет интересен новый ТГ-канал «Путь ментора», где вас будет ждать примеры и размышления во время этого тернистого и не всегда простого процесса.