Заплати другому. Как быть с подрядчиками и клиентами, которые не хотят платить

Один не заплатил кому-то за услуги, другой взял предоплату, но ничего не сделал, или сделал откровенно плохо и не то… Знакомые проблемы? Они отнимают массу жизненной энергии: на призывы к совести, напоминания раз в неделю, судебные иски и так далее. Для себя я нашла выход, делюсь идеей.

Заплати другому. Как быть с подрядчиками и клиентами, которые не хотят платить

Пара вводных фактов

Факт первый: я юрист. Я занимаю руководящие позиции в двух компаниях, сама веду дела ключевых клиентов, консультирую представителей бизнеса. Я юрист, но при этом очень не люблю суды. Нет, сам процесс борьбы в судебном заседании по интересным делам меня увлекает и заряжает, но то время, которое тратится на его ожидание «у двери» можно было бы потратить на куда более важные вещи. Уверена, что хороший юрист – тот, кто не доводит дело до суда. Судиться с подрядчиками мне тоже чаще всего не хочется. Но как юристу, мне морально очень сложно пускать этот вопрос на самотёк – ведь тут налицо нарушение закона и моих прав.

Факт второй: я считаю, что благотворительность необходима. Моя старшая дочь волонтёрит – помогает реабилитационному центру. Я очень ею горжусь, и мы часто с ней обсуждаем вопросы благотворительности, необходимость материальной и нематериальной поддержки, ответственность общества перед теми, кто нуждается в помощи.

Как родилась идея

Недавно я наняла на один относительно несложный процесс юриста-подрядчика. Человек взял предоплату, при этом откровенно не справился с задачей: допустил грубейшие ошибки в анализе материалов по делу исключительно из-за своей лени и невнимательности, на мой взгляд. Мне пришлось срочно забрать дело в свои руки, чтобы не допустить огромных материальных потерь – речь шла о миллионах рублей. К текущему моменту ситуацию я исправила. Но осталось чувство негодования к человеку, который, конечно же, и не подумал вернуть предоплату.

Ситуация сложная: какое-то время подрядчик на работу все-таки потратил, хоть и результата от этой деятельности мы не получили. Должна ли я оплачивать эту работу? Вопрос философский, и тратить время на его решение мне очень не хотелось. Поэтому я решила снять с себя моральную ответственность и нервотрепку, и отправила человеку письмо с описанием своего видения ситуации, а также предложение вернуть ту сумму, которую он считает корректной, не мне, а на счет благотворительного фонда, за деятельностью которого я наблюдаю. Реквизиты фонда я, конечно, тоже отправила в письме.

Меня осенило: а ведь это отличная идея. Почему люди не хотят отдавать долги? Чаще всего, мне кажется, потому что договариваются со своей совестью – мол, мне деньги нужней, а у заказчика или партнера вроде средства есть, проживет и без моих. Когда человек платить откровенно не хочет – сложно добиться от него другого решения, остается длинный путь: разбирательства, судебные тяжбы и так далее. А, как я уже говорила в начале, это ресурсозатратный процесс.

Сложно договориться с совестью, когда тебе противопоставляют не личные претензии, а интересы общества, проблемы нуждающихся. Так что, наверное, меньше шансов, что должник предпочтет оставить деньги себе, вместо того, чтобы перечислить их, к примеру, больным детям.

Возможно, эта идея не нова. Но для меня это стало отличным выходом, поскольку отправляя вместо претензии реквизиты благотворительного фонда, я решаю сразу две задачи:

1) Так я могу сделать материальный вклад в благотворительность, если должник окажется сознательным.

2) Так я сбрасываю с себя моральный груз, ведь про долг я могу спокойно забыть, не заниматься больше мысленным или фактическим разбором ситуации, не тратить на это драгоценное время и ресурсы.

Я решила переложить эту идею и на другие кейсы. К счастью, среди моих клиентов должников практически нет – я давно в бизнесе, работаю в основном с предоплатой. Но и в моей практике бывали случаи работы с неплательщиками, когда я еще не наработала имя. Другая ситуация – когда идешь в новую отрасль и еще не определился, как формировать цену на услуги – в этом случае обязательно найдется тот, кто решит в итоге не платить гонорар.

Недавно я помогала с организацией сделки на новом для меня рынке: организовывала коммуникацию между двумя компаниями. Договорились на постоплату в виде процента от финальной суммы. Я не была уверена в результате, для меня это была совершенно новая история, поэтому пошла на такой риск. Сделка состоялась, но – классика – клиент перестал выходить на связь. Теперь я планирую поступить таким же образом: предложить отправить мой гонорар на благотворительность. Приняв такое решение, я смогу как минимум отпустить ситуацию и больше не думать о ней, а сделать выводы и двигаться дальше.

Помимо юридической деятельности я изучаю технопарки России и мира, пишу об инновационном развитии и стартапах. Если эта тема вам интересна, подпишитесь на мой канал в Телеграме: Технопарки Москвы

77
9 комментариев

На мой взгляд, можно потратить чуть времени и разработать схему-многоходовку, которая вся уложится в простой алгоритм:
- одновременно с извещением должника о "переводе долга на фонд", сообщить в Фонд о возможном платеже от "согласившегося" должника (его реквизиты), исходя из принципа: молчание - знак согласия;
- попросить Фонд сообщить о факте поступления платежа;
- в отсутствие платежа в течение Х месяцев, отправить должнику напоминание;
- в отсутствие платежа в течение 2Х месяцев, отправить информацию о нем на какие-либо форумы о недобросовестных исполнителях (отзовики, и т.п.).

В сумме с напоминалками и шаблонами писем схема может быть реализована без существенных трудозатрат и заслужить одобрение/распространение в обществе.

3
Ответить

Да, согласна, интересная схема. Если честно, я поддерживаю связь с благотворительным фондом, и они готовы сообщить, поступил ли платеж. Просто я пока не уверена, готова ли вкладывать ресурс в дальнейшую коммуникацию по таким неплательщикам, ведь одна из основных целей: минимизировать ресурсы, которые обычно тратятся на таких людей. 

Ответить

Что в этом способе неплохо:

-снятие с себя ощущения "простил долг растяпе как лох" 
-предупреждение распространения информации в узких кругах "с тем заказчиком можно работать как хочешь-все равно все простит"

То есть, номинально деньги хоть и теряются, но по "договору цессии" в одностороннем порядке обязательство выплаты долга переводится с вас на благотворительную организацию.То есть долг не прощен, а должник-должен.

что плохо: если должник сознательно уходит от долга ему абсолютно все равно кому не платить, вам или фонду или еще кому-либо. Логика может оставаться прежней: «у фонда денег много,ему и так жертвуют,мне никто не жертвует,у меня денег мало». А может и вовсе отсутствовать, просто «не хочу отдавать потому что требуют то,что уже потратил»

Если суммы небольшие то в суд вряд ли пойдут, а если и пойдут, разбирательство можно затягивать довольно долго, выматывая истца.

Но в целом- для себя полезно, когда и прощать не хочется и тратить силы и деньги на возврат денег тоже.

2
Ответить

Да, вы правы. Как и написала, я разрешаю себе таким образом отпустить ситуацию и больше не думать о ней, а сделать выводы и двигаться дальше. Главное, что жизненный опыт, выводы как самый ценный инсайт, остаются при мне: с этим человеком, а также с человеком с подобными признаками, я работать больше не буду. 

3
Ответить

Всё равно, стоило вот в таком виде иложить и напомнить!

2
Ответить

Спасибо!

Ответить

Если смотреть с позиции, как вернуть долг, то конечно слабый аргумент, да и если ты наемный сотрудник - объяснить это своему босу :)) А вот, когда сам себе хозяин и сумма небольшая, снять "моралку", да, это очень неплохой способ. Кстати, вроде в каком-то американском боевике уже было что-то похожее с суммой в несколько миллионов :) Друзья Оушена? 

1
Ответить