Заплати другому. Как быть с подрядчиками и клиентами, которые не хотят платить
Один не заплатил кому-то за услуги, другой взял предоплату, но ничего не сделал, или сделал откровенно плохо и не то… Знакомые проблемы? Они отнимают массу жизненной энергии: на призывы к совести, напоминания раз в неделю, судебные иски и так далее. Для себя я нашла выход, делюсь идеей.
Пара вводных фактов
Факт первый: я юрист. Я занимаю руководящие позиции в двух компаниях, сама веду дела ключевых клиентов, консультирую представителей бизнеса. Я юрист, но при этом очень не люблю суды. Нет, сам процесс борьбы в судебном заседании по интересным делам меня увлекает и заряжает, но то время, которое тратится на его ожидание «у двери» можно было бы потратить на куда более важные вещи. Уверена, что хороший юрист – тот, кто не доводит дело до суда. Судиться с подрядчиками мне тоже чаще всего не хочется. Но как юристу, мне морально очень сложно пускать этот вопрос на самотёк – ведь тут налицо нарушение закона и моих прав.
Факт второй: я считаю, что благотворительность необходима. Моя старшая дочь волонтёрит – помогает реабилитационному центру. Я очень ею горжусь, и мы часто с ней обсуждаем вопросы благотворительности, необходимость материальной и нематериальной поддержки, ответственность общества перед теми, кто нуждается в помощи.
Как родилась идея
Недавно я наняла на один относительно несложный процесс юриста-подрядчика. Человек взял предоплату, при этом откровенно не справился с задачей: допустил грубейшие ошибки в анализе материалов по делу исключительно из-за своей лени и невнимательности, на мой взгляд. Мне пришлось срочно забрать дело в свои руки, чтобы не допустить огромных материальных потерь – речь шла о миллионах рублей. К текущему моменту ситуацию я исправила. Но осталось чувство негодования к человеку, который, конечно же, и не подумал вернуть предоплату.
Ситуация сложная: какое-то время подрядчик на работу все-таки потратил, хоть и результата от этой деятельности мы не получили. Должна ли я оплачивать эту работу? Вопрос философский, и тратить время на его решение мне очень не хотелось. Поэтому я решила снять с себя моральную ответственность и нервотрепку, и отправила человеку письмо с описанием своего видения ситуации, а также предложение вернуть ту сумму, которую он считает корректной, не мне, а на счет благотворительного фонда, за деятельностью которого я наблюдаю. Реквизиты фонда я, конечно, тоже отправила в письме.
Меня осенило: а ведь это отличная идея. Почему люди не хотят отдавать долги? Чаще всего, мне кажется, потому что договариваются со своей совестью – мол, мне деньги нужней, а у заказчика или партнера вроде средства есть, проживет и без моих. Когда человек платить откровенно не хочет – сложно добиться от него другого решения, остается длинный путь: разбирательства, судебные тяжбы и так далее. А, как я уже говорила в начале, это ресурсозатратный процесс.
Сложно договориться с совестью, когда тебе противопоставляют не личные претензии, а интересы общества, проблемы нуждающихся. Так что, наверное, меньше шансов, что должник предпочтет оставить деньги себе, вместо того, чтобы перечислить их, к примеру, больным детям.
Возможно, эта идея не нова. Но для меня это стало отличным выходом, поскольку отправляя вместо претензии реквизиты благотворительного фонда, я решаю сразу две задачи:
1) Так я могу сделать материальный вклад в благотворительность, если должник окажется сознательным.
2) Так я сбрасываю с себя моральный груз, ведь про долг я могу спокойно забыть, не заниматься больше мысленным или фактическим разбором ситуации, не тратить на это драгоценное время и ресурсы.
Я решила переложить эту идею и на другие кейсы. К счастью, среди моих клиентов должников практически нет – я давно в бизнесе, работаю в основном с предоплатой. Но и в моей практике бывали случаи работы с неплательщиками, когда я еще не наработала имя. Другая ситуация – когда идешь в новую отрасль и еще не определился, как формировать цену на услуги – в этом случае обязательно найдется тот, кто решит в итоге не платить гонорар.
Недавно я помогала с организацией сделки на новом для меня рынке: организовывала коммуникацию между двумя компаниями. Договорились на постоплату в виде процента от финальной суммы. Я не была уверена в результате, для меня это была совершенно новая история, поэтому пошла на такой риск. Сделка состоялась, но – классика – клиент перестал выходить на связь. Теперь я планирую поступить таким же образом: предложить отправить мой гонорар на благотворительность. Приняв такое решение, я смогу как минимум отпустить ситуацию и больше не думать о ней, а сделать выводы и двигаться дальше.
Помимо юридической деятельности я изучаю технопарки России и мира, пишу об инновационном развитии и стартапах. Если эта тема вам интересна, подпишитесь на мой канал в Телеграме: Технопарки Москвы