Как за 3 месяца запустить и провалить криптовалютный стартап в США

Я – разработчик из Узбекистана и организую у себя на родине ивенты GDG Tashkent, хакатоны и вообще занимаюсь хорошими делами. Но американская мечта у меня не сбылась – или пока не сбылась.

В 2018 году в мае я улетел в США на лето. Работал официантом, а по вечерам ходил на всякие митапы по программированию, менеджменту, криптовалюте, погрузился в эту атмосферу нетворкинга и везде презентовал себя как мобильного разработчика и разработчика сайтов. Таким образом нашел пару заказов в первый месяц – одним сделал лендинг, другим пофиксил мобильное приложение.

Как за 3 месяца запустить и провалить криптовалютный стартап в США

Понял, что заказчикам даже удобно работать с мигрантами, платят наличными, чтобы избежать налогов, наверно, так как они там высокие – около 33% от доходов. Из-за этого много разработчиков сейчас уезжают из Кремниевой долины и работают удаленно, иначе можно зарабатывать хоть сотни тысяч долларов, но все равно не тянуть налоги, страховку, медицинские услуги и детей.

На одном из митапов, встретил своего будущего кофаундера, Малколма. Малколм из Сиэтла, закончил университет там же по какой-то гуманитарной специальности. Он не был разработчиком, но его софт-скиллы просто поражали: он хорошо находил общий язык со специалистами, быстро завязывал знакомства, был невероятно энергичным.

Малколм рассказал мне, что занимается разработкой проекта Bbuck, где пользователи зарабатывают криптовалюту, играя в игры. Эта идея пришла к нему после того, как он услышал, что его родители постоянно твердят младшему брату, что лучше бы он занялся вместо игр чем-то таким, что приносило бы деньги. И он придумал систему, которая действительно могла бы помочь кому угодно заработать $50-60 в час, просто играя и выигрывая.

Что мы придумали и как это работало

Мы с Малколмом создали Bbuck на базе Ethereum. Он был нам удобен тем, что на этой платформе можно создать свою любую криптовалюту и использовать ее как базу для внедрения этой валюту в сторонние проекты.

Наша платформа не интегрировалась непосредственно в игру, так как для того, чтобы это сделать, нужно было бы заключать контракт непосредственно с разработчиками игры. Но мы были никем, поэтому пока даже не рассчитывали на это. Это должно было работать так: юзер заходит на наш сайт до того, как начать играть, и дает нам свой логин от Fortnite, к примеру. Наша система собирает данные о его достижениях и проигрышах, а мы проводим эти данные через наш блокчейн-модуль.

Пользователь получал деньги за то, что просто выигрывал. Условно мы давали ему за это своеобразные “очки”, выраженные в криптовалютном эквиваленте. Да, за обычные деньги внутри одной игры уже и так можно было купить какие-то ништяки, но мы хотели сделать межигровую платформу, где заработанные в одной игре деньги можно было бы использовать в другой игре.

Мотивация и запал работать был просто огромный: разработка выходила недорогой, но сулила большие перспективы. К тому же, до нас такого никто не делал кроме каких-то ребят из Сан-Франциско, но они не закончили дело до конца.

У нас был такой план, что мы привлечем инвестиции на 50 тысяч долларов, займемся маркетингом, привлечем первых пользователей и сможем презентовать свою идею уже непосредственно разработчикам игр.

Есть программа, которая позволяет просмотреть все серверы, на которые игра делает запросы, и их ответы. После того, как наш пользователь залогинился, система отправляла нас на fortnite/profile и показывала все его достижения. Это было не совсем легально в то время – по сути, мы воспользовались лазейкой, ничего не взламывая при этом. Сейчас уже есть много открытых API и это практикуется. Мы хотели интегрировать технологию в три игры – Fortnite, CS:GO и Apex Legends, но open data была только у Fortnite, данные остальных игр мы планировали получить уже при непосредственной презентации нашего продукта разработчикам игр и начале сотрудничества. Нужно подчеркнуть, что на этом этапе мы только разрабатывали технологию и не брали массово никаких данных даже из открытых источников, не создавали ботов. Для нас было важно набрать 100 тысяч живых, готовых пользоваться нашей платформой юзеров и идти с этим к игровым компаниям, чтобы заключать легальный контракт.

Как мы искали людей – и почему в Кремниевой долине это и легко, и сложно одновременно

Когда мы познакомились с Малколмом, у него уже была готова не только идея, но и почти вся техническая часть, бэкенд-разработчик уже занимался данными из Fortnite. Оставалось сделать сайт и мобильное приложение, и он искал кого-то, кто смог бы заняться этим бесплатно. У меня как раз не было проблем с деньгами, мне понравилась идея, я согласился и мы начали работать вместе.

Мы сидели в коворкинге, и отступая от темы, хочу сказать, что у меня как у узбека был настоящий cultural shock: вокруг меня были люди самой разной ориентации и внешнего вида. Атмосфера как во всем городе, так и в нашем коворкинге казалась очень поддерживающей: постоянно общаешься с новыми людьми, ты их зовешь в проекты, а они помогают тебе советами бесплатно. Это вообще такой город, где в автобусе можно встретить какого-нибудь чувака из Google, поболтать и обменяться контактами. Таким образом мы познакомились одним бэкендщиком, Тони, он работал фул-тайм в стриминговом сервисе, но взялся помогать нам бесплатно.

Мы начали работать, почти закончили продукт и все было хорошо, пока не выяснилось, что у Тони не все в порядке с личной жизнью, что сказывалось на работе. У него были токсичные отношения с девушкой, он постоянно ссорился с ней, пропадал, тормозил работу, а все базовые коды были тем временем у него. В итоге все это кончилось неприятностями для всех: они с Малколмом разошлись в каких-то принципиальных вопросах, тот уволил Тони. Итогом стал детский сад с дракой, мы забрали всю информацию с компьютера Тони и наши дороги разошлись.

Место Тони занял Зандер – отличный 20-летний разработчик, который работал в Evernote и помог нам с созданием MVP. Продукт был уже почти готов, и мы стали искать инвесторов и подаваться на всевозможные конкурсы и челленджи. На одном блокчейн мероприятии всем жутко понравилась наша идея и мы выиграли Community Choice Award. Тогда же нашли первого инвестора, который выписал нам чек на $5000 просто так, за то, что мы классные.

Как мы все провалили

В поисках инвестора Малколм нашел чувака, который должен был познакомить нас со Стивом Возняком. Сейчас звучит наивно, но мы действительно поверили в это и уже видели себя успешными миллиардерами

План был такой, что нас познакомят с парнем, работающим в одном из стартапов менеджером и имеющим кучу связей, в том числе и лично знакомый со Стивом. Мы действительно встретились с ним, показали наш проект, ему все так понравилось, что он якобы был даже не прочь вложить $10 000. И встречу со Стивом тоже пообещал. Но только не сразу, а через две недели. Мы в это очень поверили и продолжили доделывать проект.

Прошло 2 недели, а от него ни слуху ни духу. Звонили, писали на почту – пропал. Прождали месяц, и тут Малколм нашел проект, один и в один похожий на наш, вся техническая часть была просто копией. Через знакомы выяснили, кто владелец и, конечно же, им оказался тот парень, которому “так понравился наш проект”. Весь этот месяц он пилил свой проект по нашей идеей.

Мотивация пропала. У нас на руках только $5000 инвестиций – это очень мало для США. Мне нужно было уезжать обратно в Узбекистан, потому что закончилась виза, а Малколму – в Сиэтл, там у него были родители, с которыми возникли какие-то проблемы. Он пропал на полтора месяца, потом снова попытался поискать инвесторов. Мы подались на Y Combinator, стартап-инкубатор, и прошли два этапа, но в интервью нам отказали, была слабая команда: наши дизайнер и бэкенд-разработчик начали работать фултайм в хороших компаниях и не могли больше заниматься проектом.

Также попробовали разместиться на PieCapital, криптовалютной бирже, где можно было опубликовать свой проект. Расписываешь свой бизнес-план, тебе донатят криптовалютой, а ты им даешь свою валюту, что-то вроде IPO, ICO. Директору этой платформы понравилось наша идея, за наш коин там давали около $5, тогда как другие валюты стоили 50-70 центов. Мы ждали большого успеха, но потом выяснилось, что эта платформа тоже была стартапом и у них не было аудитории.

Так все и закончилось ничем. Я думаю, что это мог бы быть работающий проект, но нужно еще пару лет, чтобы люди поверили в криптовалюту. Команда у нас была хорошая, но так получилось, что он распалась. А еще был слабый нетворкинг и, конечно, много наивности. Но я не жалею, что все это было.

6969
51 комментарий

Sardor, ты не понял главного - сама идея и даже техническая реализация в таких проектах не стоят ничего, так как их довольно несложно реализовать или скопировать. Основная проблема - это раскрутить проект, найти точки роста, дешевый трафик,  механизмы удержания юзеров. Если у вас нет решения этих вопросов, то вам хоть миллион дай, сольете на трафик в нулину и опять у разбитого корыта.

30
Ответить

Прям готовый сюжет для третьей серии Бората :)

22
Ответить

Карты, деньги, два ствола. Борат нахер не сдался.

Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Ну в доте 2 на первых порах (2012-2014 года) дропались вещи, и их вполне можно было продать другим людям за кеш на сторонних площадках, а потом за этот кеш купить другую вещь в другой игре. (для многих школьников это был дополнительный стимул подсесть на доту) некоторые писали ботов для арбитража/трейдинга этих вещей, и более-менее зарабатывали. но конечно ни о каких 50$ за час речи быть не могло)) 

Так что некий общий агрегатор электронных игровых вещей на блокчейне в теории может выстрелить, а то что описал автор было в том направлении) Правда этот агрегатор должна сделать или интегрировать крупная компания типа вальв или эпик геймс... Но они побоятся, ведь блокчейн это неKYCшно, у них тогда будут проблемы с anti laundering законами

Ответить

У меня сложилось впечатление, что у вас не было понятия что вы вообще делаете. Зато была тусовочка

12
Ответить

 но нужно еще пару лет, чтобы люди поверили в криптовалютуЛОЛ што? ))))

12
Ответить