Развиваем когнитивные способности: как организовать информацию и ею управлять

После школы мы приходим к пониманию, что знания не равно развитый интеллект. Знания без практики говорят лишь о нашей начитанности. Поэтому тренировка когнитивных навыков является базой для улучшения своего качества жизни. Давайте начнём с управления информационным потоком.

Что такое когнитивные способности?

По сути, это то, что делает нас человеком и отличает от обезьянок. К когнитивным способностям относят речь, мышление, способность рассуждать, обучение, вычисление, внимание, концентрацию, воображение, действие, принятие решений. Я хотела бы обратить внимание на слово "способности", ещё называют когнитивные "возможности" или "навыки". Можно легко догадаться, что способности необходимо тренировать, а, значит, без тренировки качество навыков может ухудшаться.

Снижению когнитивных способностей способствуют внешние и внутренние факторы. К внешним можно причислить образ жизни, неправильное питание, стрессовые ситуации, а к внутренним, например, неправильное кровообращение и плохо поступающий кислород к клеткам мозга.

Есть хорошие новости, невнимательность, слабая память и отсутствие фокуса — не приговор. Это такие же навыки, которые можно улучшать. И дальше мы разберём один из способов — управление информацией. В тексте я буду сразу приводить примеры, задания, поэтому отнеситесь к этой статье как к пинку для действия.

Определяем, откуда к нам поступаем информация

Очень важно понимать, как много точек сбора поступающей извне необработанной информации у нас есть. Сейчас объясню, что имею ввиду. В течение дня к нам приходит идея, мы её записываем в заметки, потом мы составляем список покупок в сохраненных сообщениях Telegram, нам приходят важные рассылки на почту, у нас есть учебные/рабочие чаты, откуда прилетают задачи, тг-каналы, ленты новостей в соцсетях и на медиа ресурсах и так далее. Это необработанная информация потому, что мы ещё не решили, что с этим всем делать, когда и где.

Если что-то из трёх столпов "что, когда и где" отсутствует, то эта информация отправляется в точку сбора. Ниже вы найдёте список, который поможет определить, как много точек сбора у вас есть. Отметьте для себя число напротив каждого пункта. Число — это количество таких точек сбора. Например, если вы используете 3 мессенджера (WhatsApp, Viber, Telegram), то напротив пункта "Мессенджеры" вам нужно указать цифру "3".

Список возможных точек сбора:

❑ Бумажные списки задач, списки дел и т.д.;
❑ Бумажные блокноты (рабочие, личные и т.д.);
❑ Поверхности в автомобиле;
❑ Мессенджер;
❑ Приложения для задач (Todoist, Asana и т.д);
❑ Поверхности стола;
❑ Электронная почта;
❑ Клеящиеся стикеры на какие-то поверхности (считайте «1» для одной поверхности, если их несколько, то ставьте нужное количество);
❑ Обрывки бумаги (салфетки, чеки и т.д.);
❑ Обычная почта (если ящик или адрес один, то ставьте «1», если больше, то ставьте нужное количество);
❑ Лента новостей (Соцсети, медиа и т.д.);
❑ Голосовая почта;
❑ CRM программа (SalesForce, 1С и т.д.);
❑ Физические коробки дома/на работе/на учёбе;
❑ Список задач на компьютере (Outlook, Google Tasks и т.д);
❑ Приложения для ведения проектов (Trello, Basecamp и т. д.)
❑ Карманы для одежды;
❑ Домашние зоны (кухонный стол, холодильник, ящики и т. д.);
❑ Шкафы для хранения документов (если используются для необработанной информации);
❑ Заставка рабочего стола компьютера или телефона;
❑ Помощники (ассистент, секретарь, члены команды);
❑ Диктофон (если используется для задач, идей и т.д.);
❑ Мозг (если вы используете его для запоминания дел);
❑ Доска.

Я что-то не учла? Допишите свой вариант. Чем больше у вас таких точек сбора, тем более вероятен хаос в вашем информационном потоке. Сколько у вас получилось? Нужно стремиться к сокращению этого числа, то есть к оптимизации инфо потоков.

Оптимизируем наши точки сбора информации

Дэйв Крэншоу, автор и коуч по продуктивному лидерству, рекомендует организовать следующие точки сбора:

  • Коробка. Да, простая, физическая, обычная коробка, которую вы можете поставить у себя в комнате. Ну или ящик, как вам будет удобнее. Пусть коробка будет не сильно маленькая, чтобы туда могли поместиться журналы, книги, листы с заданиями и т.д. То, что вам надо сделать, но вы ещё не определили, что, когда и где будете делать с этой информацией.
  • Переносное отделение для хранения. Это может быть отделение в ежедневнике или маленькая сумочка, или кошелёк, или что-то другое, что вы всегда будете носить с собой.
  • Блокнот. Блокноты (или те же ежедневники) могут быть как в телефоне, так и обычными бумажными, разных форм и размеров.
  • Одна электронная почта. У вас может быть несколько учётных записей электронной почты, но все письма с этих аккаунтов должны сливаться в одну почту. Это экономит время от необходимости проверять разные имейлы. Обычно это легко сделать, просто изменив настройки.

Дальше Дэйв рекомендует то, что, на мой взгляд, не особо актуально для нас сегодня (голосовая почта, например). Поэтому добавлю еще от себя:

  • Мессенджер. В идеале, конечно, чтобы был только один мессенджер. Но сама понимаю, что мало для кого это реально. Я сократила количество до 2х мессенджеров: WhatsApp и Telegram. Причем, я разграничила их использование. WhatsApp для личного, Telegram для работы и учёбы. Всю необработанную инфу из мессенджеров и соцсетей я пересылаю в сохраненные сообщения Telegram. Если мне пишут в Facebook Messenger, Instagram или в сообщениях, то я стараюсь переводить общение в Telegram или WhatsApp.
  • Диджитал хранилище. Это что-то аналогичное физической коробки, куда стекаются ссылки, цитаты, файлы и т.п. Я не нашла для себя одного удобного хранилища, куда собираю и ссылки и файлы. В основном, все важные для меня файлы храню в Google Дайв, там уже в течение нескольких лет не заканчивается память. А ссылки сохраняю прямо на новой вкладке Chrome (по сути, домашняя страница браузера) с помощью расширения "Capitan: Новости для занятых бизнесменов в новой вкладке", которое мы сделали с партнёром.
  • Одна лента новостей. Одно место, куда подтягиваются все интересные мне источники новостей, статей, исследований и т.п. Это вообще моя идея фикс. Мы это сейчас разрабатываем в расширении как раз, чтобы на новой вкладке была единственная лента новостей. Мы как пользователи сможем подгружать любые источники, у которых есть ссылка. То есть любимые тг-каналы, посты блогеров из YouTube и Instagram, медиа ресурсы. Пока что мы туда добавили бизнес-новости из Forbes, Inc. Russia, Rusbase, The Bell, vc.ru.

Могу с уверенностью сказать, что такая оптимизация помогает мне в принципе нормально соображать. У меня не засоряются мысли ненужной информацией, если я этого не хочу. Я дозированно потребляю контент, когда у меня есть возможности и ресурсы. Поделитесь в комментариях вашими лайфхаками, открыта к новым подходам ;)

33
1 комментарий

Поздравляю, вы на верном пути переизобретения методики GTD.

Ответить