Что делать, если мало продаж? Провести аудит отдела продаж!
Когда мы приходим к врачу с любой жалобой, первое, что он делает – проводит диагностику, то есть проверку состояния организма для выявления причин отклонений от нормы и определение диагноза.
Всем привет! Я Шутов Владимир, помогаю предпринимателям повысить выручку с помощью настройки отделов продаж. Веду канал в телеграм Не впарил, а продал, пишу про кейсы, продажи, рабочие инструменты увеличения продаж.
Для этого врач собирает анамнез, осматривает тушку и назначает разнообразные лабораторные исследования: анализы, -графии и прочие развлечения. Потом врач ставит диагноз разной степени достоверности и назначает лечение, мы его принимаем или игнорируем, и всё проходит или обостряется.
С продажами история очень похожая.
На эту тему есть анекдот))
- Гоги, говорят ты купил новую машину?
- Да!
- А какого она цвета?
- Красивая! Закат солнца видел?
- Конечно.
- Вот точно такая, только зеленая!
Чтобы понять, как увеличить продажи, нужно определить, что с ними сейчас происходит: провести диагностику, или аудит.
Аудит отдела продаж
Это комплексный анализ и оценка эффективности работы отдела продаж, его текущего состояния, с целью выявления сильных и слабых сторон, определения зон роста и причин неудач. Аудит можно проводить регулярно внутренними ресурсами компании, если таковые имеются)
Когда аудит срочно необходим:
- Систематически не выполняется план продаж;
- Продажи падают или не растут;
Сотрудники постоянно увольняются, большая текучка кадров;
Рекламный бюджет растет, а продажи нет;
Хочется больше денег, но непонятно, как это сделать.
Только ведь у нас как бывает, хотели как лучше, а получилось как всегда (с), и результатом аудита своими силами может быть не объективная оценка происходящего, а красивый отчет, не имеющий отношения к реальности.
Это как поставить себе диагноз по интернету: сначала ужаснуться, потом найти подходящий лайтовый диагноз и забить в надежде, что оно само как-нибудь рассосется. Не рассосется, и к решению проблемы не приведет)
Поэтому, если есть сомнения в своих силах, лучше пригласить для аудита стороннего эксперта, это будет на 100% независимое мнение профессионала, работающего в интересах заказчика.
Самолечение, или аудит отдела продаж своими руками
Идея провести аудит отдела продаж здравая, если четко понимать, зачем его проводить и что нужно получить по итогам мероприятия.
Аудит проводится с целью выявления проблем, препятствующих росту продаж, и выработки стратегии и тактики развития отдела.
Положительным итогом аудита может считаться финальный документ, который:
- Фиксирует текущее положение дел;
- Отражает недостатки в организации работы;
- Содержит способы решения выявленных проблем.
С целями определились, осталось найти исполнителей, которые смогут реализовать задачу. На поверхности лежит решение провести аудит своими силами, то есть с участием сотрудников своей компании.
Очевидные плюсы:
✅ это бесплатно, своим сотрудникам вы и так платите зарплату, доп вложений 0;
✅ можно хоть раз в неделю проводить аудиты, а потом еще и на другие подразделения переключиться;
✅ сотрудник компании вовлечен в бизнес-процессы досконально, поэтому не будет тратить время на выяснение подробностей.
Неочевидные минусы:
❌ Компетенций аудитора может не хватить для полноценной проверки всех аспектов деятельности отдела продаж;
Аудит отдела продаж состоит не только в интервью сотрудников, но и в анализе отчетности, проверки воронки в СРМ, прослушивании разговоров и тд. Хорошо, если в компании большой штат, можно собрать команду аудиторов с разными компетенциями, а если сотрудников мало? Сможет ли бухгалтер Валентина Петровна оценить воронку или услышать ошибки в разговорах менеджеров?
❌ «Замыленность» сознания;
Сотрудник компании может не обратить внимания на очевидные проблемы, потому что «так было всегда, кто я такой, чтобы это менять». По этой же причине могут быть сложности с интерпретацией результатов аудита.
❌ Субъективность оценки. Работает как в сторону преувеличения, так и в сторону преуменьшения.
Если аудит проводит свой родной коллега, его можно всегда склонить на свою сторону. А может быть и наоборот, негативные личные отношения мешают увидеть плюсы в работе.
В любом случае, аудит отдела продаж – важная часть работы компании, и лучше его провести своими силами, чем не проводить совсем.
Аудит отдела продаж: начало
Провести аудит отдела продаж самостоятельно легко, нужен лишь простой советский ...
Определить цель
От цели будут зависеть средства и методы проверки работы отдела. Например: у нас мало продаж, надо продавать больше. Или: а куда делись все стажеры? Или: это всё, конечно, очень хорошо, но когда план продаж будет выполняться?
Назначить ответственного
Любой управленческий движ начинается с назначения главного по тарелочкам, чтобы было кого подтянуть за результат. Крайне желательно, чтобы это был один сотрудник, потому что группа товарищей по несчастью обязательно проворонит все сроки, выясняя, кто вообще это всё придумал и зачем нам это надо.
Срок проведения аудита
Тут всё просто: дата начала и дата окончания. При хорошей сноровке можно уложиться в три дня, если подобного опыта нет, то лучше заложить неделю.
— Степан! У гостя карета сломалась, за сколько сделаешь?
— За день сделаю.
— А за два?
— Ну… Сделаем и за два.
— А за пять дней?
— Ну, ежели постараться — можно и за пять.
— А за десять?
— Ну, барин, ты задачи ставишь! За десять дён одному не справиться, тут помощник нужен — хомо сапиенс!
План аудита
И вот, мой пытливый друг, мы добрались до самого сложного. Что проверять-то?
Неофитам предлагаю не углубляться, чтобы не потонуть в нюансах, и проверить основные ТТХ отдела по системе КПК: конверсии, продажи, контроль. Опишу широкими, тксзть, мазками.
Конверсии:
Воронка в СRM;
Общая конверсия и на каком этапе самый большой процент потерь;
План по повышению конверсии.
Продажи:
- Работа с лидами и базой;
- Инструменты продаж: скрипты, шаблоны, техника продаж;
Квалификация сотрудников, качество работы с клиентами;
Мотивация, система KPI;
Обучение сотрудников, адаптация стажеров;
Контроль
- Структура ОП, регламенты, база знаний;
- Планирование;
Отчетность: операционный отчет, отчет по конверсиям, отчет план/факт.
Продолжение следует, в следующей статье расскажу, что со всем этим делать))
Приглашаю в мой телеграм канал Не впарил, а продал – пишу о продажах и не только, заходите посмотреть и оставайтесь).