Экстремальный дебют: как запустить онлайн-школу шахмат в период пандемии

Более полумиллиарда человек во всем мире регулярно играет в шахматы, из них как минимум 100 млн — это дети. Шахматную онлайн-школу «Крылья» мы открыли буквально за день до выхода сериала «Ход королевы», и нам с этим, конечно, повезло — шахматы вновь стали модным видом спорта. Кристина Берлизова, руководитель Шахматной школы "Крылья", рассказывает, как запустить проект в разгар пандемии и почему обучаться игре с детства важно не только будущим гроссмейстерам.

Экстремальный дебют: как запустить онлайн-школу шахмат в период пандемии

С чего все начиналось: концепция

По данным британского социологического агентства Yougov, около 605 млн человек в мире периодически играет в шахматы, а 70% населения планеты хотя бы раз садилось за доску. Неудивительно, что это один из самых популярных видов спорта в мире, причем с самым низкими порогом входа. Для шахмат не требуется специальное оборудование, для турнира не нужно строить стадион, а играть можно онлайн.

Мобильными шахматными приложениями уже пользуются под 1 млрд человек, и этот показатель постоянно растет. Так, после появления «Хода королевы» количество игроков на Chess.com выросло на 200%. А Международная шахматная федерация (ФИДЕ) отметила растущий спрос на обучающие программы для детей — организация прогнозирует, что скоро количество юных шахматистов в одних только школах вырастет с 30 до 50 млн.

В России интерес к шахматам всегда был стабильно высоким, это вторая национальная игра как и хоккей, главный экспортный товар наряду с балетом. И мы не на пустом месте проект начали. Дело в том, что у нашего инвестора Никиты Кима есть замечательный опыт управления и реализации программы «Шахматы в школе», благодаря которой около миллиона школьников прошли обучение шахматам в рамках школьной программы. Отсюда было нетрудно протянуть цепочку к такому продукту как онлайн-школа, которая поможет уже занимающимся детям «пойти дальше», получить еще более качественный опыт занятий шахматами.

Кристина Берлизова
руководитель Шахматной школы "Крылья"

То есть, у нас есть понимание рынка и его потребностей, знание, как строить отношения с клиентами. Нам не сложно было составить список гипотез и план, который должны проработать, чтобы в кратчайшие сроки достигнуть результата. Есть доступ и понимание качественных кадров. Есть, разумеется, философия и миссия.

Цели и средства

Для нас шахматы — это не цель, а инструмент, который прокачивает стратегическое мышление, учит логически мыслить и в целом помогает ребенку в будущем. Есть даже исследования, которые показывают — школьники-шахматисты справляются с учебой лучше сверстников. Мы не собираемся целенаправленно готовить чемпионов мира, шахматы для нас — универсальный образовательный инструмент, способствующий всестороннему развитию ребенка.

Многие владельцы и CEO крупных технологических компаний признают, что увлечение игрой позволило им добиться успеха — например, основатель Virgin Ричард Брэнсон отмечал, что шахматы помогли ему в карьере. Гейтс, Цукерберг, Ларри Пейдж, певица Мадонна играют в шахматы на регулярной основе.

От 6 и старше: целевая аудитория

С возрастными ограничениями мы определились не сразу: первое время в качестве эксперимента проводили занятия для детей 4-5 лет, но оказалось, что им сложно фокусироваться на чем-то одном и они не всегда могут разобраться с интерфейсом платформы, которую мы используем. Поэтому рядом всегда должны быть родители, а это не очень удобно.

Мы, конечно, разработали для детсадовцев специальный продукт, но в итоге сфокусировались на занятиях для детей от 6 до 15 лет. Деление идёт по уровню подготовки — от начального до продвинутого. Перед поступлением в школу мы определяем уровень ребенка с помощью специального теста и подбираем подходящую для него группу. Сейчас динамика такова, что мы запускаем по 2-3 новые группы в неделю. Занятия проходят в группах до восьми человек — это оптимальное количество, при котором преподаватель может уделить внимание каждому ученику. Мы постоянно работаем над расширением продуктовой линейки. Сейчас можно записаться на несколько курсов в зависимости от уровня, совсем скоро запустим интенсивы и другие форматы. Нашим ученикам мы предоставляем недельный доступ к занятиям — это отличная возможность познакомиться со школой и принять решение о дальнейшем обучении.

К нам часто обращаются взрослые — и мы, конечно, предоставляем им возможность для занятий, чаще всего индивидуальных.

И еще важный момент. С нового года мы собираемся запустить регулярную серию турниров, где наши ученики смогут на практике проверить свои знания.

Игры в Zoom и Lichess: формат занятий

Поскольку мы запускали бизнес в 2020-м году, то сразу понимали, что работать будем онлайн. Это безопасно, удобно и к тому же родителям и детям не нужно бессмысленно тратить время на дорогу, а потом родителям — на ожидание ребенка. Да и многие уже привыкли играть в шахматы в онлайн — дети уже с ранних лет пользуются смартфонами и планшетами.

Экстремальный дебют: как запустить онлайн-школу шахмат в период пандемии

Главная наша задача — наладить контакт между учениками и тренером. Здесь важен подбор команды, и мы тщательно подошли к ее формированию. Мы полагаем (и многие коллеги спорят с нами), что понимание детей и особенности занятий с ними важнее шахматных титулов и регалий. То есть, при прочих равных мы сотрудничаем с классным педагогом, который знает шахматы, а не профессионалом со слабым педагогическим опытом. В целом наш кастинг педагогов достаточно суров и состоит из нескольких этапов отбора.

А еще необходимо уметь работать с группой: у всех детей разный темперамент, разный подход к учебе — и важно для всех создать комфортные условия. И я горжусь, что у нас получилось создать свою «дрим тим» из людей, которые с одной стороны обладают необходимыми навыками, с другой — горят идеей нашего стартапа.

Бюджет и бизнес-план

Мы изначально оговорили с инвестором, что работаем в рамках необходимого бюджета. То есть не экономим на кадрах, клиентском сервисе, разработке, маркетинге. Это крайне важно, ведь мы играем вдолгую, строим бренд с нуля, и его репутация важнее, чем сиюминутная экономия.

Я говорю об этом, потому что многие стартапы начинались без понимания ресурсов, которые потребуются, или в условиях неопределенных отношений с инвестором. А мы с инвестором на одной волне (и это также важно) — оба верим в то, что делаем и считаем, что качество работы и ценность, которую даем нашим клиентам важнее количественных показателей. Он также вовлечен в работу, но сосредоточен на стратегическом развитии — крупные партнёры, новые рынки сбыта, GR. У нас впереди 2021 год — за это время должны отработать все гипотезы, доказать жизнеспособность проекта и вывести его на достаточный уровень прибыльности.

По действующему бизнес-плану, который сформулировали на старте проекта, на базовую прибыль мы должны выйти к апрелю этого года, то есть на 6-й месяц существования проекта. Тут нет ничего нереального, скорее, работаем над тем, чтобы это произошло еще раньше. Планируем, что к концу 2021 года в нашей школе на постоянной основе будет заниматься около 2000 человек. Это также реальная цифра, но для ее достижения нужно качественно реализовать все те задумки, идеи, возможности, которые опять же сформулированы нами еще до старта проекта и появляются по ходу его реализации.

Не назову наш проект совсем уж голубым океаном, потому что на рынке уже есть достойные компании, которые специализируются на обучении шахматам. Например, ШАГИ CHESS, школа гроссмейстера Эрнесто Инаркиева, или Русская шахматная школа. Мы их конкурентами не называем, скорее стараемся дружить и взаимодействовать. Но шахматы — это и не кровавые воды. Например, в онлайн-школах английского языка ценник входа на рынок стал нереальным после того, как появился такой гигант как «Skyeng» вокруг которого «плавают» компании поменьше. С третьей стороны, шахматы очень сложный продукт, потому что требует понимания специфики и кадров.

Сейчас мы сознательно сдерживаем рост, потому что еще на старте проекта приняли, что одна из частей нашей миссии — развитие на основе идеального клиентского сервиса. Все-таки главные наши клиенты — это дети. Здесь вообще нельзя ошибаться, в их обучении и сопровождении не должно быть даже минимальных шероховатостей. Важно также, чтобы родителям детей было комфортно сотрудничество с нашей шахматной школой. Все должно работать как швейцарские часы, важно, чтобы дети и родители получали идеальный сервис на протяжении всего цикла наших взаимоотношений. Нам всегда важна обратная связь от них, благодаря этому мы можем становиться лучше.

Мы сейчас в стадии анализа того, насколько необходима разработка собственной платформы — места, где будут проходить занятия, единого места получения шахматный знаний для детей, учителей и родителей. Планируем реализовать эту идею к началу 2022 года. Важно понимать, что это будет специализированный сервис по обучению шахматам, а не классическая игровая зона. Потому что там стоимость входа совсем уж запредельная, учитывая существование таких серьёзных игроков как Chess.com, Lichess.com, Worldchess.com.

У нас огромный и понятный план развития на 2021. Очень много обстоятельств — от пандемии до общей ситуации в стране. Но мы умеем быть гибкими — быстро выдвигать гипотезы и также быстро их отрабатывать, принимая или отказываясь от них. Это, на мой взгляд, и есть специфика бизнеса 2020-х.

1919
7 комментариев

Для нас шахматы — это не цель, а инструмент, который прокачивает стратегическое мышление, учит логически мыслить и в целом помогает ребенку в будущем.

Есть мнения, что учась играть в шахматы учишься только играть в шахматы. И навязанная на всю страну программа шахмат в школах не более, чем навязанная на всю страну программа. Те, кому интересны шахматы, и так будут ими заниматься. А те, кому нет, будут мучаться 

Но к самой школе Крылья это отношения не имеет. Видел уроки Ерофеева на фоксбери для детей 7-11 классов, мне понравились. Как раз, мой уровень, прохожу их потихоньку))

2

Дети 7-класса и старше - это уже все - потерянные дети :-) Мозг в плане шахмат формируется в возрасте 6-10 лет, уж однозначно ДО 7-го класса. С 7-го класса начинается пубертатка - игрушки побоку... Элементарная возрастная психология :-) Научиться можно. Сильно играть - практически нет. Да и методика там различная.
Еще момент - методика спортивная диаметрально отличается как по средствам, так и по целям от педагогических. Я когда говорю СКОЛЬКО мы занимаемся на фигуре конь - на меня тренера смотрят и крутят пальцем у виска... А уж про то что мои дети не играют 2 месяца пока не пройдут все фигуры - так вообще считают сумасшедшим.
А вот то что мои дети потом под орех на конях разделывают их детей - они потом забывают. но это уже мелочи :-)
А так то - да. Шахматы очень хорошо прокачивают многие навыки. Я даже статью на Хабре писал по этому поводу как-то. Стратегия - нет, рано пока детям лет до 8-ми. А вот других - море в этом возрасте.

Сам отдал два десятилетям шахматам, поэтому детей своих шахматам учить не буду, игра хорошая, но на самом деле довольно бесполезная применительно к жизни. Мне они ничем не помогли. А времени много отнимают. 

1

Хотя может быть, и помогли. Все-таки аналитические способности у меня появились. Хотя я до шахмат был законченный гуманитарий.

Вы просто методики не знаете как можно обучить детей жить через шахматы :-) Я тоже играл много и даже разрядник. но первое что я смотрю у любого курса - в каком порядке изучаются фигуры.Если начинают изучать с короля или пешки - курс летит на свалку моментально.
Если что - правильный порядок изучения по возрастанию сложности - Ладья - Слон - Ферзь - Конь - Пешка - Король. А если мне не верите - то читайте Капабланку :-) Это его порядок. А уж он то не дурак думаю?

Вообще с шахматами сложно. Я писал несколько статей где пытался объяснить как раз и возраст (аналогично - раньше 6-ти беру детей крайне редко), так и разницу в подходах спортсменов и педагогов. Если для детей от 10-ти лет шахматы подаются одним способом, то для детей 6-9 лет - вообще другой мир и другие методики. Как и нехватка инструментов для педагога.
С прибыльностью преподавания - сложно. Прокормить небольшую группу людей - вполне реально. Большую - нет. причем всю "малину" перебивают те же чемпионы мира - Карпов, Бдит полгар, Каспаров... Они считают что раз они достигли в шахматах супер-вершин - то знают как их давать детям. Увы - далеко не так. Это спортсмены, но никак не педагоги.
Мне как бывшему шахматисту тяжело не свалиться на результат. Но зато все дети которые ко мне ходили - ходили с удовольствием. Но проблем на этом пути - полно...
Будем - дружить-воевать на интернет поприще :-) У меня тут свои идеи есть :-) Посмотрим - может и вам они пригодятся в дальнейшем :-)