Искусство потерянных пауз

Искусство потерянных пауз

Смотрю «Клан Сопрано»... да, первый раз в жизни. В одном из эпизодов Кармелла (жена ГГ) возжелала поклейщика обоев, с которым у нее накануне возникла симпатия. Они договорились о встрече, она к ней готовилась, но в назначенное время вместо жданного гостя в дверь вошел его напарник. Кармелле ничего не оставалось кроме как остаться наедине со своими догадками.

К чему я это все?

На дворе 90е, мобильные — редкость, интернета нет. В наше время она бы схватила свой айфон и сразу бы нашла канал для связи. В детстве мы звонили друг другу на домашний, а иногда просто кричали под окнами, возможности в любой момент связаться просто не было. Если кто-то не пришел — ты просто ждешь. Из дома можешь позвонить домой, но если человек не берет трубку — остаешься в неведении. Нет никаких "был(а) сегодня в 15:23".

А в XVIII веке письмо могло идти неделями. Поездка "на перекладных" занимала месяцы. Ответа ждали полгода, а то и дольше. Жизнь текла в совершенно ином ритме.

В этом вынужденном ожидании была скрытая ценность — время наедине с мыслями. Возможность прожить эмоции, осмыслить ситуацию, успокоиться. Да даже не возможность, у человека просто не было другого выбора. Он был обязан сесть у окна и перебирать в голове разные варианты.

Мгновенные сообщения, десятки приложений для связи, возможность вызвать такси одним кликом устранили паузы из общения, заполнили их постоянным коннектом. А если нужный человек не отвечает, то на помощь быстро приходит лента с рилсами, дофаминовый укольчик для разглаживания извилин.

В 2025 крайне трудно прожить свои переживания по-настоящему, когда есть столько путей этого не делать, мозг ведь хитрый. Технологии не просто ускорили связь — они лишили нас навыка быть наедине с самими собой. А умение работать со своими мыслями стало уже отдельным искусством, которому надо учиться.

Раньше человек был вынужден томиться в ожидании, теперь же он сознательно избегает тишины.

Правильно говорят истинные знатоки человеческого сознания — рекламщики: «не заставляй клиента думать, дай ему готовое решение». С каждым годом эта формула становится всё актуальнее...

Начать дискуссию