Как в поисках инвестиций сделать сайт, который подставит весь проект: пример Game Invest
Мой проект поставили в один ряд с финансовыми пирамидами, интернет заполонили отзывы и разоблачения, а меня без суда и следствия назначили мошенником — несмотря на то, что все инвесторы исправно получали выплаты.
Меня зовут Валерий Кудряшов, я основатель и руководитель проекта GameInvest. Не спешите проклинать меня и закрывать статью, если видели подобные отзывы:
Теперь я понимаю, чем вызвал подобную реакцию. Но сперва коротко про то, чем занимается мой проект, чтобы был понятен контекст.
Коротко о проекте
На торговой площадке Стима, почти как акции на бирже, торгуются виртуальные предметы. Они меняют облики оружия и героев в онлайн играх: например, в Доте 2, CS:GO и PUBG.
Предметы меняются в цене в зависимости от своей редкости и популярности среди игроков. Некоторые больше растут, чем падают: их выпускали в честь какого-то киберспортивного события в ограниченном количестве и больше таких предметов не появится.
С онлайн-играми я работаю с 2012 года: делал сайты-сервисы для ММОРПГ. В 2014 году попробовал торговать виртуальными предметами для CS:GO в Стиме, получилось неплохо. Кто-то анализирует графики доллара или акций Газпрома, а я начал анализировать графики кейсов, скинов и виртуальных ножей.
Деньги выводил через сайты партнеров: кто-то продавал мои скины за реальные деньги, для кого-то я покупал ключи на игры. Это не суперсекретный эксклюзивный способ, выводом через такие сайты может воспользоваться каждый.
К 2019 году у меня с командой накопилось столько аналитики и инструментов, что мы смогли автоматизировать процесс. Теперь мы могли прогнозировать, какой предмет принесет прибыль. А еще поняли, что можем влиять на цену. Все как на рынке акций, только там кукловодить могут фонды с миллиардами долларов, а в Стиме хватило бы 20—30 миллионов рублей.
А еще в какие-то предметы мы «инвестировали» вручную: например, покупали редкие кейсы для CS:GO на десять тысяч долларов, а через год продавали в несколько раз дороже. Но такие сделки замораживают капитал на долгий срок, изымают из оборота деньги, на которые бот мог бы торговать. Поэтому нужно было привлекать деньги.
Проект я назвал GameInvest. Пригласил маркетологов, те сделали презентацию проекта и сайт. Но они получились с такими косяками, что доверие к проекту в глазах некоторых инвесторов упало до уровня хайпов-однодневок.
Вот как можно добиться такого же эффекта.
Гарантируйте инвесторам доходность
Даже если вы придете к Уоррену Баффетту, он не скажет, сколько заработает в следующем году. Мы тоже не могли посчитать доход вплоть до копейки и гарантировать прозрачность: в конце концов, мы торгуем на рынке, хоть и не на обычном.
Мы понимали, что вложения в стартап, который занимается виртуальными предметами — это крайне рисковая идея. Поэтому решили гарантировать инвесторам безопасность вложений, а часть рисков взять на себя. Вообще, по мнению Центробанка, гарантия доходности — один из признаков финансовой пирамиды. Для прошаренных ребят это была красная тряпка.
Что я понял. Теперь мы не гарантируем прибыль и не указываем точную доходность за год. С новыми инвесторами делимся третью полученной прибыли, пропорционально их инвестициям.
Забейте на рассказ о себе
Помимо Game Invest, я занимался и другими игровыми проектами: например, делал для европейцев сайты по открыванию кейсов, когда в России на них была мода, а в Европу она еще не дошла. На лендинге я решил рассказать о своем опыте. Правда, этим опытом я нигде раньше публично не делился — казалось, что если делаешь дело, то его заметят и оценят. Да и времени особо не было.
В итоге оказалось, что кроме лендинга почти нигде нет информации о том, чем и как я занимался. Заявления выглядели голословно, доверия это не прибавляло.
Что я понял. Надо было рассказывать о своих проектах самому. Наверное, читателям VC это покажется очевидным: тут сотни стартапов рассказывают о малейшем достижении. Но я в свое время был сосредоточен на других вещах: сделал проект, заработал, пошел делать что-то еще. А исправить эту оплошность решил, как видите, только сейчас.
Теперь даже небольшому стартапу я бы посоветовал рассказывать о себе: в блоге, на странице в ВК или Фейсбуке, в телеграме или Дзене. Пусть сейчас это кажется неважным, никогда не знаешь, как аукнется в будущем.
Замыкайте связь на звонок по телефону
Первую версию сайта мы сделали максимально просто. Это было в стиле «Привет, это GameInvest, зарабатываем кучу денег, вкладывайтесь в нас. Оставьте свой телефон, мы все расскажем». Казалось, что никто не вложит деньги, пока не пообщается лично с создателем проекта и не задаст каверзные вопросы.
В 2019 году со всеми инвесторами я общался сам: считал, что иначе будет не солидно. И лишь когда звонков стало слишком много, делегировал процесс менеджерам.
В итоге оказалось, что многих вполне устраивает консультация менеджера. Но что удивило сильнее, некоторым хватало информации на сайте и в презентации, а общение по телефону они считали лишним. Кто-то вообще не хотел звонить: подозревал, что мы будем психологически обрабатывать их во время звонка.
Что я понял. То, как привычно и удобно для создателей проекта, не всегда так же привычно и удобно для инвесторов. Не нужно замыкать привлечение на себе. Лучше давать больше информации для размышления и больше каналов для связи.
Сейчас мы развиваем сайт, подготовили подробную презентацию и FAQ, которые можно получить на емейл, завели канал на Ютубе. Но первоначальная концентрация на общении по телефону дала повод усомниться в проекте.
Доверяйте всему, что советуют маркетологи
Это вообще самая страшная ошибка, которую мы допустили, и за нее вполне справедливо собрали негативные отзывы.
Маркетологи, у которых мы заказали презентацию проекта, уверяли, что чуть ли не главный слайд — это «Наша команда».
Но что делать, если наш программист — сумрачный гений, который не хочет публичности? Консультант по киберспорту просит называть себя по нику, а менеджер, который владеет ноутбуком с аккаунтами на миллионы рублей, боится, что его вычислят и применят терморектальный криптоанализ…
Маркетологи убеждали взять фотографии из интернета и поменять пару букв в ФИО. Говорили, что все так делают и не стоит переживать. Я подумал, что раз лично я общаюсь с инвесторами, то на остальных «ребят» не обратят внимание. Обратили: пробили фотки через поиск и нашли их на фотостоках. Было стыдно.
Что я понял. Нельзя быть профессионалом во всех областях, именно поэтому мы приглашаем экспертов на помощь. Но если они советуют откровенную дичь, лучше доверится голосу разума или хотя бы проконсультироваться с другими специалистами.
Маркетологи взяли деньги за работу и ушли в закат, а нам пришлось оправдываться и извиняться перед инвесторами. Так что, пожалуй, если ваша команда хочет остаться непубличной, то лучше об этом сказать инвесторам прямо.
Оставьте нестыковки без объяснений
Еще одна не самая удачная идея — попытаться доказать выплаты скриншотами переводов инвесторам. И дело даже не в том, что при желании такие скриншоты можно нарисовать в фотошопе.
Продвинутые инвесторы проверяют все заявления проекта. Мы показывали выплаты за 2019 год, когда еще привлекали инвестиции через BeBoss и, не поверите, Avito. Сам сайт появился только в 2020 году, и такая нестыковка в датах многих настораживала.
Что я понял. Надо предлагать инвесторам как можно больше информации, объяснять не самые очевидные этапы развития проекта. Причем информацию нужно грамотно упаковывать, чтобы это все не показалось «впариванием».
Мы изменили формулировки на сайте и в презентации. Теперь посыл не «посмотрите, какие мы крутые, ни одной задержки по выплатам», а «посмотрите на наши цифры и примите решение сами. Если что — обращайтесь».
И главное — не гуглите, что про вас пишут
Весь год мы не знали проблем, пока один из действующих инвесторов не скинул отзыв: «ребята, в интернете пишут, что вы — мошенники».
Это звучит банально, но в постоянном потоке задач, встреч, созвонов и юридической волокиты у нас не было времени, чтобы гуглить отзывы. Проект развивался, инвесторы не жаловались, все было хорошо. Но это ошибка выжившего: люди, которые проектом не заинтересовались, не придут и не расскажут о своих претензиях. Их приходится искать самому.
Думаю, если бы мы вовремя собрали обратную связь, то быстрее поправили косяки в коммуникации, переделали сайт и изменили бизнес-модель.
А самое страшное, так как мы не знали о существовании подобных отзывов, то не могли дать комментарий и объяснить какие-то нюансы. В глазах потенциальных инвесторов все выглядело так, словно мы отмалчиваемся и сливаемся.
Причем на многие отзывы не могли ответить просто потому, что с нас требовали деньги! Десятки сайтов писали про GameInvest Space «негативные обзоры» лишь для того, чтобы потребовать от 15 до 100 тысяч рублей за удаление. В ближайшее время я планирую выпустить отдельную статью-расследование об этих сайтах.
Что я понял. Чтобы про тебя написали негативный отзыв, совсем не обязательно обманывать людей: в интернете существуют сайты, на которых «появляются из воздуха» негативные обзоры на сотни проектов. А отсутствие с нашей стороны обратной связи на таких сайтах может убедить инвесторов, что проекту не стоит доверять.
Это одна из причин, почему мы решили развивать собственный блог, соцсети и канал на Дзене: нужно публично отвечать на такие обвинения и рассказывать, как обстоят дела на самом деле.
Даже если с проектом все в порядке, нужно уделять время на мониторинг отзывов. А в перспективе, стоит нанять человека, который будет за этим следить и отвечать на критику.
Как работать дальше, если в интернете полно негативных отзывов
Мне кажется, негативные отзывы появляются из-за двух причин. Первая — естественная. Чем крупнее и известнее проект, тем больше у него критиков и хейтеров, которые излучают негатив независимо от реального положения дел. Всегда будут люди, которые в любой мелочи найдут подвох и обман.
Вторая причина — недостаток информации о проекте. А недостаток информации зачастую возникает из-за того, что банально не хватает времени рассказать о себе. Кажется, что всегда есть более приоритетные задачи.
Как бы вы не были заняты, я бы рекомендовал выделять время на блог и на работу с отзывами. Да, на сайте можно рассказать об основных тезисах, по телефону ответить на все вопросы, а при личной встрече показать проект в деле. Но все это не сработает, если вовремя не ответить на негативные отзывы.
Важно объяснять инвесторам все огрехи, которые возникли в процессе реализации. Иначе это может превратиться в конспирологические теории и обвинения в мошенничестве.
В следующей заметке я расскажу, как сайты с помощью подставных негативных отзывов вымогали у нас деньги, чтобы удалить свои пасквили. А пока прошу поделиться в комментариях, какие моменты вы посоветуете учитывать при сборе инвестиций, чтобы не навредить репутации проекта?