«Школа мечты» или маркетинг? Реальная история переезда частной школы в Ярославле
Добрый день, всем читателям vc!
Меня зовут Артем, я являюсь учредителем школы Гарантия Знаний, и уже как 12 лет мы стараемся менять рынок частного образования в Ярославле.
Места больше нет
Как вы возможно помните по предыдущей моей статье, мы переехали в достаточно больше здание в центре города, которое смогли пролицензировать и получить все разрешения на образовательную деятельность. Но мы не учли и даже не предполагали возможность расширения, а в текущем здании эта возможность отсутствовала как факт.
Особенно остро встала проблема с пожарной безопасностью. По требованиям в школах с каждого этажа должно быть два выхода, что сделать в нашем случае очень дорого, а реальное согласование получить на пристройку лестницы к объекту культурного наследия было практически невозможно. Мы проконсультировались с соответствующими министерствами, где получили больше личную рекомендацию, чем официальный ответ:
Вы, конечно, можете работать, но как только придет проверка и выдаст вам замечания, вы обязаны будете их устранить в течение 30 дней!
Проверка могла прийти в любой момент, да и это не самое страшное. Все же в школе, мы должны соблюдать все требования законодательства и самое главное безопасности. В июне 2024 года мы в целом изучили реальную картину и поняли, что в текущем здании мы просто не сможем оказывать качественные образовательные услуги: кабинетов не хватает, зданию 200 лет и ремонтировать его крайне сложно, а в некоторых моментах уже и бессмысленно. Собственник шел нам на уступки практически во всем: менял окна, устанавливал забор за свой счет, делал все, чтобы нам было комфортно. Но все же были непреодолимые ограничения и недостаток места, что и сподвигло нас на переезд в новое здание.
Новая локация
Примерно в марте 2024 года директор школы прислал мне фотографию здания, которое вроде достраивается, но никаких объявлений про сдачу ни на авито, ни на циане толком не было.
К нашему везению жена собственника опубликовала здание на одном из порталов по аренде, и мы тут же связались с ними. Собственник не доделал внутреннюю отделку здания и планировал сдать здание крупным государственным компаниям, но они по разным причинам так и не заключили с ним договор. Нас же данное здание вполне устраивало.
Реальность образования в нашей стране такова, что найти готовое здание или помещение под открытие частной школы практически невозможно. Тот обьем требований, который есть, крайне излишен для обычных, например, административных зданий или помещений свободного назначения, а строить здание под частную школу, ни один сторонний инвестор в здравом уме не будет.
Вот в таком виде было здание на момент подписания договора.
В начале июля 2024 года мы вышли с собственником на заключение сделки. Согласовали арендные каникулы и подписали договор. Для анализа корректности договора я использовал телеграмм-бота и помощь хорошего друга-юриста.
В здании имелось более 25 помещений: 700м2 + подвал и кабинетная планировка, что было очень удобно для открытия школы, но мы, конечно, не оценили масштаб бедствия. Параллельно школе, я занимаюсь строительством домов на продажу, а также строю свой собственный дом, и тут-то я думал, что сделать ремонт мне-то, с моим опытом будет легко (ох, как же я ошибался). А у нас, напомню, оставалось менее 2 месяцев до 1 сентября.
Строительство - неблагодарное дело
Со 2 июля началось самое интересное: ко мне пришло осознание, что найти работников в регионе, которые смогут сделать стены, залить полы, установить потолки, сделать всю сантехнику/электрику и успеть в крайне сжатые сроки практически нереально. Я обратился к ребятам, которые строят мой дом, и они нашли мне 4 работников из южных стран, которых необходимо привезти в Ярославль из Москвы, и готовых начать работу. Но этого было конечно же недостаточно. Сроки поджимали, а требований на 100 страниц.
Если кратко взять все из СанПинов для школ, то возникает много интересных моментов и требований к каждому помещению, помимо стандартных досок/парт/стульев:
Кабинет химии/биологии: наличие демонстрационного стола и вытяжного шкафа (ценник на эти вещи, конечно, не благодарный).
Лаборантская: наличие вытяжного шкафа и площадь не менее 15м2 (до сих пор не понимаю реальной ценности этого кабинета с такой площадью)
Туалеты: нужны отдельные туалеты для персонала. В мужском туалете помимо унитазов, должны быть обязательно писсуары. Для девочек надо предусмотреть комнату личной гигиены с биде, умывальником и поддоном
Комната уборочного инвентаря: должна присутствовать на каждом этаже, необходимы поддоны для мытья тряпок с горячей и холодной водой
Кабинеты начальных классов и спец кабинеты: должны быть оборудованы умывальниками, что требует подведение всех коммуникаций
Столовая: наличие умывальника из расчета 1 умывальник на 20 человек, специальные зоны для выдачи и забора продукции
Помещения пищеблока: огромное количество дорогущего оборудования, которое обеспечит приготовление необходимых блюд и поточность процессов. Помещение доготовки продукции, загрузочный цех, холодный цех, горячий цех, склад, зоны помывки посуды и рук и тд.
Кабинет труда: специальные верстаки, швейные машинки, зона кулинарии, спец вытяжки и куча оборудования.
Мусорный контейнер: должен стоять на твердом покрытии, площадью +1 метр к каждой стороне, не менее чем в 20 метрах от здания
Собственная территория: должна быть озеленена не менее чем на 25%, должны быть выделены хозяйственная, физкультурно-спортивная и зона отдыха.
И это даже близко не все, что требуется. Я понимаю, что все это крайне важно, но соблюсти все требования, которые относятся к общепиту/образованию/уборке/безопасности/территории невероятно сложно, а самое главное ОЧЕНЬ ДОРОГО. Да и если посмотреть на все это, где вообще найти здание соответствующее всем этим требованиям уже в готовом виде?
В общем ремонт мы запустили. Презентацию родителям проводили по стройке, рассказывая на пальцах как здесь будет красиво и хорошо учиться.
Грязи и проблем в процессе ремонта было очень много, я сам, насколько хватало сил, устанавливал лестницу, клал плитку и подводил сантехнику.
Мой максимализм довел меня до нервного срыва к концу августа, но все же мы успели, хоть и оставалось куча мелких недоделок.
Новое место - новые задачи
Переезд в новое место сказался положительно на нашей школе, но мы столкнулись с новыми требования по обучению детей, в новом здании нельзя экономить на оборудовании и партах, необходимо продумать приход детей и систему безопасности. Тут мне очень пригодилось техническое образование, и я настроил для родителей и детей систему оповещения о приходе ребенка через телеграм, и подключили камеры видеонаблюдения по всей школе для пункта охраны.
В общем запуск школы - это невероятно сложный процесс, требующий либо много жизненной энергии (которая, конечно же, иссякнет рано или поздно) или много денег, которых в образовании найти не так то легко.
В любом случае, если есть вопросы по поводу открытия школы или вы хотите проконсультировать по поводу запуска или функционирования своей собственной школы, я с радостью готов вам помочь!
p.s. мы кстати еще и франшизу запустили для тех, кто хочет открыть свою собственную школу, избежав наших ошибок!