Как сеть из 15 магазинов освободила миллионы рублей из «застоявшегося» товара
В кейсе об аналитике для магазинов одежды расскажем, как научиться выявлять трендовые товары за 2 недели, вовремя избавляться от неликвида и увеличить выручку магазина на 36% и маржинальность на 6%.
Вводные о заказчике
Заказчик — региональная сеть из 12 магазинов одежды и обуви в Сибири и на Дальнем Востоке. На рынке более 10 лет, сейчас в команде 50 человек, из них два фаундера.
Собственники хотели масштабировать бизнес через модель франшиз, тем самым увеличить выручку с 160-200 млн рублей в год до 1 миллиарда. Но от этой идеи отказались, как только полезли вглубь: личный заработок фаундеров был на уровне 1-1,5 млн в месяц на двоих, при таком объёме выручки должно быть больше.
Решили качать не оборот, а маржинальность бизнеса. Фаундеры были не готовы дополнительно вкладывать инвестиции в рост, потому мы начали искать зоны, где в компании теряются деньги.
Ход проекта
Как мы проводили анализ
Расскажу, почему мы вообще решили заморочиться и строить полноценные BI-системы вместо того, чтобы ограничиться привычным Excel, который уже был в компании.
Когда у тебя один маленький магазинчик, к тебе приходит 20 покупателей и ты торгуешь 3 телевизорами, то никакой BI не нужен. С таким количеством данных Excel спокойно справится. Но если ты торгуешь 15000 товарными единицами в 15 магазинах, то Excel уже не вывезет: у него есть ограничение в 1 млн строк, а в нашем примере их понадобится минимум 5 миллионов, особенно если считать статистику за каждый отдельный день.
Некоторые бизнесы принимают решения только по отчёту ДДС (движение денежных средств): упали деньги на счёт, собственник их со счёта забрал себе в карман. Просто представьте, что вместо всей приборной панели автомобиля вы смотрите только на датчик, показывающий кол-во оставшегося бензина. Все остальные метрики вы игнорируете. Примерно так выглядит управление в бизнесах, где много данных, но нет полноценной BI-системы.
В торговых бизнесах ведение собственной аналитики критически важно, так как бизнес живёт за счёт низкой маржи и высокой оборачиваемости. Даже небольшие потери в показателях выкидывают тебя с рынка. Большинство аналитических сервисов концентрируются на маркетплейсах по этой же причине.
Какие метрики мы считали
Одной из ключевых метрик мы выбрали GMROI, которая считает оборачиваемость товара и его маржинальность:
- Чем ниже показатель оборачиваемости в днях, тем выше выручка: если бизнес быстро распродаёт купленный товар то у него освобождаются деньги на закупку новой партии.
- Чем больше маржи приносит один товар, тем больше прибыль с каждой проданной единицы товара
Предположим, что есть две компании: Маржиналька и Оборотка. У Маржинальки маржа 100к рублей, но она продаёт 1 единицу товара за месяц. А у Оборотки маржа всего лишь 10к рублей, зато она продаёт 10 единиц товара. И получается, что Маржиналька и Оборотка заработают одинаковую прибыль 100к рублей за месяц, но разными путями.
У нас была гипотеза, что после подсчёта GMROI бизнес клиента сможет сильно бустануться. В торговом бизнесе низкая маржа, поэтому основной рычаг заработка – высокая оборачиваемость. Чем дольше бизнес замораживает деньги в необорачиваемом товаре, тем быстрее их теряет.
Дальше расскажу, какую пользу для заказчика принесла построенная нами аналитика.
Польза от аналитики
Нашли управленческую зону роста
Когда мы только начали проект, то предположили, что ключевое узкое место в маркетинге. В магазины приходило мало людей, приходилось устраивать акции, чтобы привлечь покупателей. На рекламу в ВК и наружку тратили около 900к рублей в месяц, которые не окупались.
Но как оказалось дальше, это была не ключевая проблема, а лишь следствие. Вместе с собственниками мы сделали разбор управленческой модели и нашли проблему не в маркетинге, а в управлении компанией.
В закупках любая ошибка в заказе — потеря денег для бизнеса:
– заказал мало — упущенная выручка,
– заказал лишнее — замороженные деньги и неликвид.
В бизнесе заказчика все ключевые рабочие процессы замыкались на одном человеке — закупщике. Он определял ассортимент, закупал новинки по своему вкусу. Анализировал продажи, остатки на складе. Проводил акции во Вконтакте. Работал с неликвидами. Общался с управляющими магазинов. В общем, был тем самым многоруким многоногом.
Такая сильная зависимость от одного человека тормозила рост компании. Чрезмерная нагрузка на закупщика уже сейчас приводила к ошибкам, которые стоили компании упущенной прибыли. А если этот человек вдруг заболеет или вовсе уйдёт, то все процессы остановятся.
Как только мы выяснили, что бизнес так сильно зависит от одного человека, то команда сделала единственно правильное решение: выдала грамоту повысила ключевого сотрудника. Теперь закупщик стал операционным директором, фактически вторым лицом в компании после двух собственников.
—
Посчитали оборачиваемость товара
Когда мы посчитали метрики и сделали дашборд, то увидели, что на складе лежат товары с низкой оборачиваемостью, в которых у бизнеса застревали деньги.
Дашборд на примере ниже позволяет считать оборачиваемость по каждой группе товаров и видеть, какая приносит много денег, а какая мало. Это понятно благодаря GMROI: чем выше показатель, тем выгоднее товарная позиция.
Дальше пошли сравнивать магазины между собой. Разброс показателей был существенным.
Чтобы понять разницу в показателях, мы начали считать конверсию для каждой отдельной точки, сколько людей зашло в магазин и сколько купили, с помощью специальных датчиков. У этой истории вышло интересное продолжение.
Нашли неэффективных сотрудников
Сотрудники отстающих точек жаловались на низкую проходимость магазинов. Мы решили сделать эксперимент, и отправили продавца из успешных магазинов в отстающий. И он в этой точке сделал в 2 раза больше продаж, чем делали предыдущие продавцы.
Благодаря подсчёту GMROI собственники поменяли подход к найму: они стали нанимать не стажёров, а более дорогих ребят, которые хоть и стоили дороже, но быстрее окупались и повышали GMROI каждой конкретной точки.
Выявили неликвид
Дальше мы начали работать с анализом неликвида на складе. По каждому SKU посчитали всю историю и выявили метрику окупаемости: отбили ли потраченные на товар деньги или нет.
Мы решили считать неликвидом товар, не продающийся дольше 45 дней. Важно, что это не единая для всей индустрии метрика, в другой компании показатель может считаться по-другому.
Нам было важно найти точку, после которой закупленная партия себя отбивала. Как только тренд на товар проходил, в этот момент можно было продавать остатки даже ниже себестоимости, чтобы быстрее вернуть деньги и вложить в более маржинальный и окупаемый товар. Когда тренд прошёл, хранить остатки бесполезно, так как деньги замораживаются и не могут быть вложены куда-то ещё.
Научились выявлять тренды
На рынке есть 3-4 типа кроссовок, которые продаются всегда. А у остальных есть мода, которая длится один или два сезона, и дальше кроссовки уже никому не нужны. Плечо доставки минимум 1 месяц, поэтому нельзя покупать постепенно. Нужно сразу закупить много кроссовок за одну партию.
Обычно сезон начинается в апреле, а заканчивается в августе/сентябре. У компании есть всего 2-3 месяца, чтобы определить трендовый товар, и дозаказать его. Иначе будет поздно. А если ошибиться и заказать не тот товар, то это неликвид, замораживающий деньги и снижающий оборачиваемость.
Раньше категорийный менеджер делал ставку как в казино, зайдёт товар или не зайдёт. Привозил партию наугад, попадал реже, чем ошибался.
Мы решили провести эксперимент на одном магазине и описали процесс оценки новинок. Выявили 7-8 сбалансированных метрик, которые позволили выявить трендовый товар за первые 2-3 недели с точностью в 80%.
До подсчёта метрик собственники думали, что основные продажи идут в апреле/мае. Оказалось, что на самом деле ключевые продажи случаются в последнюю неделю августа. В это время родители покупают обувь для детей в школу. Основную партию обуви привозили только к середине сентября, хотя нужно было везти к началу августа. Поэтому не успевали вовремя влететь в тренд и недозарабатывали выручку.
Итог
Теперь благодаря дашбордам стали прозрачными множество показателей:
- оборачиваемость в днях, GMROI,
- изменение маржинальности за 12 месяцев,
- себестоимость товаров на складе,
- взаимосвязь оборачиваемости и выручки.
- средний остаток и выручка в конкретном магазине,
- сколько и какого товара продали,
- окупаемость вложений в продавцов.
Раньше нужно было залезать в Мой склад и другие программы и отыскивать эти данные вручную, а сейчас всё видно на одном едином дашборде.
Регулярный подсчёт GMROI и закупка трендовых товаров в экспериментальной точке помогли за два месяца увеличить выручку этой точки на +34,3% и поднять маржинальность на +6,02%.
Помимо результатов в цифрах, команда перестроила процессы принятия решений и перешла на agile-встречи — каждый день теперь начинается с анализа ключевых цифр. Перераспределили роли в команде: закупки, списания, аналитика — всё стало разделено между разными людьми. В отдел закупок дали в помощь ещё одного человека, сформировали полноценный отдел маркетинга.
Выводы из кейса:
- Данные являются инструментом поиска инсайтов, чтобы быстро бустануть бизнес. Мы нашли несколько точек роста, которые снижали общую маржинальность в компании
- Важно не только собирать данные, но и принимать решения на их основе. Цель аналитики – повысить качество управленческих решений, чтобы опора на цифры, а не на интуицию, вошла в культуру работы компании.
- Выбирайте собственные ключевые показатели, а не бенчмарки с рынка. Каждая компания отличается друг от друга, поэтому одна и та же метрика хороша для одной фирмы и бесполезна для другой.
- Важны не сами метрики, а их интерпретация при принятии решений. Думали сделать одну метрику и всё ей объяснить. Так не вышло. Важно, чтобы люди делали правильные выводы из данных.
Мы ведём свой телеграм-канал, где рассказываем кейсы, как аналитика помогает сэкономить бизнесу деньги, отстроиться от конкурентов и сделать компанию более управляемой. Скоро расскажем, какие шаги в аналитике малый и средний бизнес может сделать самостоятельно. Подписывайтесь на канал.