Оптимизировала все, что могла, и зарабатываю 300 тысяч в месяц на фитнес-студии в маленьком городке. Кейс SportArt из Кызыла

Привет, я Владимир Старков, сооснователь Mobifitness. В этом блоге я пишу о развитии спортивного бизнеса и часто приглашаю предпринимателей делиться опытом.

Зарабатывать 300 тысяч рублей в месяц на небольшой фитнес-студии — хороший результат. А если эта студия работает в городке с населением 130 тысяч человек — редкий успех!

Героиня этого материала — Мария Тунева, основательница фитнес-студии SportArt, которой удалось срезать большинство костов, отнимающих время и деньги у начинающего фитнес-проекта, и добиться стабильной прибыли.

Она отказалась от найма администраторов, приучила клиентов к самообслуживанию через приложение и получает лиды с одной лишь страницы в соцсетях, не тратя деньги на контекст и сайт.

А теперь детали. Слово Марии.

С чего все начиналось

Мария Тунева, владелица студии SportArt
Мария Тунева, владелица студии SportArt

Я открыла студию в 2021 году. Бюджет был сильно ограничен, поэтому первое помещение было всего 80 кв.м. Я выбирала между двумя вариантами. В одном было место для ресепшн, но мало пространства для занятий. В другом не было входной зоны, но зал был просторнее. Остановилась на втором.

Так как места для администратора в студии просто не оказалась, я стала думать, как организовать вопросы с записью, встречей гостей без найма сотрудников. И решение было найдено. Сервисную часть я закрыла с помощью мобильного приложения, а к продажам подключила тренеров. Такой ход позволил хорошо сэкономить на расходах студии.

В похожей логике я подошла и к маркетингу. Да, на старте, хочется громко заявить о себе, сделать красивый сайт, промо-страницы. Но я сдержалась. В Кызыле 130 тысяч населения. Я понимала, что аудиторию можно набрать инструментами, сильно дешевле стандартного перечня.

Благодаря этим решениям студия полностью окупилась за 5 месяцев, я вышла в стабильную прибыль, нарастила клиентскую базу и в феврале 2025 года расширила метраж в 3 раза – теперь это 250 кв.м. Подробнее расскажу дальше.

основные направления студии: stretching, силовые тренировки, здоровая спина, женское здоровье, стопы + МФР, high heels, TRX, йога
основные направления студии: stretching, силовые тренировки, здоровая спина, женское здоровье, стопы + МФР, high heels, TRX, йога

Работа без администратора: как приложение закрыло задачи человека

У меня был очень ограниченный бюджет на открытие, но на покупку IT-решений я сразу заложила деньги. До запуска собственного проекта я работала тренером в Москве, в сетевой студии растяжки. Там рабочие процессы были удобно настроены: внедрены CRM-система и мобильное приложение для фитнес-студии. Клиенты все операции по своим картам совершали именно в нем: запись, отмена, заморозка, оплата.

Мне, как тренеру, самой было удобно использовать эти решения: было понятно, сколько человек будет на занятии, вовремя видеть отмены, про каждого можно было посмотреть информацию в карточке клиента.

Поэтому я подключила те же самые сервисы и у себя. Решения облачные, поэтому за CRM и приложение я плачу один раз в месяц 7 490 рублей. Это примерно в 10 раз меньше, чем ФОТ, который пришлось бы потратить на стандартных 2-х администраторов в студии.

Как выглядят процессы в студии без администратора?

  • Все клиенты записываются на занятия исключительно через приложение. Другого варианта не предусмотрено. Там перед глазами всегда актуальное расписание и новости о случающихся изменениях в нем. Даже если возникает ситуация, что кто-то «новенький» приходит с вопросами о занятиях в Директ*, то мне не сложно ответить. Я веду соцсети сама. В любом случае, после этого он скачает приложение.

мобильное приложение для клиентов: расписание, описание занятия, варианты покупки 
мобильное приложение для клиентов: расписание, описание занятия, варианты покупки 
  • Все оплаты принимаются только онлайн. Клиент совершает транзакции через личный кабинет приложения. Там же видит остаток своих услуг, историю посещений, поэтому вопросов, которые обычно задают администратору, не остается. Я при этом не трачу время и деньги на контроль кассы, установку терминалов и др.

онлайн-оплата внутри приложения
онлайн-оплата внутри приложения
  • Получение информации по транзакциям в реальном времени. В CRM-системе отображается история оплат, поэтому вся финансовая статистика перед глазами. Ничего не упускается и не теряется.
  • Информирование клиентов я постаралась максимально автоматизировать. Например, уведомления о продлениях отправляются автоматически в приложение, когда у клиента остается пара занятий. Это настроено 1 раз и не отнимает больше времени. Если нужно сообщить о мероприятии, акции или изменении в расписании – я делаю рассылку через push. Эти сообщения мне ничего не стоят в отличие от SMS, при этом всегда читаются.
push-уведомления из приложения 
push-уведомления из приложения 
  • За очную коммуникацию отвечают тренеры. Они встречают клиентов. В их обязанностях – в конце каждого занятия напомнить лично о продлении тем, у кого остается мало занятий. Замотивировать скидкой. У нас действует программа лояльности: если клиент продлевает абонемент, пока действует текущий, полагается скидка 10%.

После расширения студии, количество клиентов выросло. Теперь у нас 2 зала, оба заполнены на 70%, а число действующих абонементов стабильно держится ~100. При этом потребности в найме администраторов я не ощутила. Выстроенная схема продолжает работать и на большем объеме.

Оптимизация найма: как тратить на подбор тренеров всего 2 часа

Я сама фитнес-тренер с 10-летним опытом. Работала в столичных студиях и в своем городе. У меня большая онлайн-аудитория и авторские онлайн-курсы. В них я продвигаю бережное отношение к телу, подбираю упражнения для здоровья, а не для краткосрочного результата.

занятия с тренерами в SportArt

Мне было важно, чтобы в студии тренеры соответствовали этой же философии. Были коммуникабельными, отвечали на вопросы клиентов, глубоко разбирались в технике упражнений, могли дать корректную нагрузку людям, имеющим противопоказания.

Для маленького города – это трудная задача. Здесь непросто найти тренера просто с образованием. А с подходом, нужным мне, еще сложнее. Сначала я пробовала нанимать стандартно, через объявления и собеседования. Кандидатов с нужными компетенциями не нашлось.

Я поняла: чтобы тренеры соответствовали ожиданиям, их нужно обучать самостоятельно. Это долго. Потратишь время, а он уйдет. Тогда я придумала свою систему найма и обучения. С ней я трачу на полноценное обучение тренера и найм не больше 2-х часов личного времени.

видео-уроки для потенциальных тренеров студии
видео-уроки для потенциальных тренеров студии

Как это работает?

  • Есть обучающий курс, состоящий из 100 часов лекций. Этот курс я создала сама. Да, тут пришлось вложиться временем. Но разово. У меня был накоплен блогерский опыт создания онлайн-курсов. Поэтому задача не была сверхсложной.
  • Желающий кандидат получает доступ. У него есть месяц, чтобы изучить материал. В это время он может бесплатно посещать студию, наблюдать за занятиями и погружаться в атмосферу работы.
  • Через месяц — тестирование: если результат удовлетворительный, кандидат разрабатывает программу тренировок по каждому направлению, и только после этого проходит на финальную встречу со мной.
  • Завершающий этап — стажировка: 4-5 тестовых групп под наблюдением опытных тренеров, анализ отзывов клиентов, и только после этого кандидат выходит на полноценную работу.

Так со мной остаются только те, кто заинтересован и готов учиться. Например, 3 из 5 действующих тренеров не имели опыта в фитнесе. Они — наши бывшие клиенты, которые решили изменить профессию, обучились и стали частью команды. Также мы сертифицируем тренеров в международной школе Polestar Pilates.

письменные инструкции для тренеров
письменные инструкции для тренеров

Поэтому команда в студии – это наше главное конкурентное преимущество, которое удерживает клиентов.

Иногда случается, что клиент уходит в другую студию, но через пару месяцев возвращается со словами: «‎Здесь мне показывали, как нужно делать и как дышать, там со мной так не занимаются».

Социальные сети вместо сайта: почему Instagram* все еще наш единственный канал поиска клиентов

Я – фитнес-блогер. Веду свой аккаунт уже 8 лет. Сейчас моя аудитория составляет 46 тысяч человек. Конечно, это стало большим подспорьем для наполнения студии. Для меня Instagram* и после блокировки – родная стихия.

аккаунт* Марии 
аккаунт* Марии 

Я не стала тратиться на сайт, контекст, таргетинг, а сосредоточилась на том, чтобы привести часть наработанной аудитории в студию и продвинуть свое оффлайн-пространство через других лидеров мнений.

Как я нахожу новых клиентов через Instagram*?

  • В своем личном аккаунте я рассказываю о своем тренерском подходе, запускаю онлайн-курсы и отдельно приглашаю на занятия в студию.
  • В аккаунте студии я выкладываю не только информацию о расписании и тренерах, но и делюсь полезными советами по фитнесу, здоровому образу жизни и осознанному подходу к тренировкам. Каждый находит для себя что-то полезное.
  • Работа с блогерами. Я начинала с бартера. Но от таких соглашений отказалась быстро. Часто блогер то забывал выложить визит в соцсеть, то мог пропустить тренировку. Сейчас работаю только на коммерческой основе и четко прописываю ТЗ. Например, сколько тренировок нужно посетить, какое количество материала отснять, когда и куда выложить. Это позволяет контролировать качество рекламы, делать меньше интеграций, но качественнее.

У Mobifitness есть хороший гайд по работе с блогерами для спортивных студий.

Как выглядит типичный путь клиента нашей студии?

  • Нас находят через мой аккаунт, рассказ на странице какого-то блогера или на странице наших клиентов. Плюс, конечно, сарафан. Для маленького города это достаточный объем продвижения, чтобы получать новых клиентов.
  • Точка для первого контакта со студией — страница в Instagram* или Taplink. Другие соцсети я не веду. Вся информация, которая могла быть размещена на сайте, находится здесь.
  • Тот, кто готов купить пробное, скачивает приложение по ссылке, оплачивает и записывается. Все.

Вся информация, которая была бы на сайте, есть в Instagram*, а все действия — от записи до оплаты — происходят в мобильном приложении.

аккаунт студии*, Taplink, маркет 
аккаунт студии*, Taplink, маркет 

За последний месяц получила 82 лида из этой соцсети. Из них конверсия в покупку полноценного абонемента (8 и более занятий) – 30%. Это те, кто купил сразу, без пробного занятия.

Еще 23 человека – те, кто купил «короткий» пробный абонемент на 3 занятия (это знакомство со студией, чтобы сходить на три разных направления и выбрать то, что больше понравилось).

Результаты в цифрах: к чему привела оптимизация

Все решения, о которых я рассказала выше, были приняты осознанно. Каждый шаг помог оптимизировать работу и выйти на стабильную прибыль. Подытожу результаты:

  • Изначальный выбор просторного зала без ресепшн позволил не только сократить расходы на аренду, но и сразу сфокусироваться на главном — комфорте клиентов. За счет оптимизации стартовых вложений студия полностью окупилась всего за 5 месяцев и уже к 2025 году расширила площадь в три раза — с 80 до 250 кв.м.
  • Внедрение мобильного приложения вместо администратора дало возможность собрать все оплаты в одном месте, минимизировать налоги и комиссии, сэкономить около 50 тыс. рублей в месяц на зарплате сотрудника ресепшн, а также полностью контролировать записи и платежи. Благодаря автоматизации уровень вовлеченности клиентов вырос: стабильно удерживается база из около 100 активных абонементов, загрузка залов достигла 70%, а выручка достигла 300 тысяч в месяц.
  • Своя система найма и обучения тренеров сократила время подбора кадров до 2 часов и позволила выстроить команду профессионалов. 5 действующих тренеров обучены по авторской методике. Это обеспечило высокий уровень работы с каждым посетителем и устойчивую репутацию.

Ставка на продвижение через Instagram* вместо сайта продолжает приносить стабильные продажи. Например, 82 лида за последний месяц я получила без затрат на сайт или контекстную рекламу. Подход позволил сформировать стабильный поток новых клиентов и активное сообщество вокруг студии.

Итог:

Достижением стал выход на точку безубыточности при двух клиентах на занятии в каждом зале. Чтобы покрыть аренду, оплату автоматизации, зарплаты и все прочие расходы, достаточно 2 человек на тренировке при среднем расписании в 7 занятий в день. При средней заполняемости зала в 10–14 человек прибыль увеличивается в 5–7 раз.

Оптимизировала все, что могла, и зарабатываю 300 тысяч в месяц на фитнес-студии в маленьком городке. Кейс SportArt из Кызыла

*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ

12
1 комментарий