Суд или не суд — вот в чем вопрос
В 2025 году отсутствие дебиторской задолженности от заказчиков скорее исключение. Ввиду общей геополитической ситуации и жесткой государственной кредитно-финансовой политики всем подрядчикам крупных IT заказчиков и интеграторов пришлось столкнуться с растущей дебиторской задолженностью. В условиях нестабильности бизнесу приходится искать эффективные способы борьбы с задержками платежей.
В этой статье я расскажу, что делать, если все мирные методы уже исчерпаны и не оплаченные счета продолжают расти. Когда стоит прибегать к юридическим мерам, как правильно подготовиться к суду и что делать, если исполнительный лист не принес желаемых результатов? Поделюсь своим опытом и расскажу, как минимизировать риски и вернуть свои честно заработанные денежки.
Для начала стоит отметить, что этот тренд всегда имел место, но несколько в меньших масштабах.
Обычный набор инструментов у всех примерно одинаковый: мольбы о помощи, жалобы на то, что нечем платить зарплаты сотрудникам, угрозы прекратить сотрудничество и множество других видов психологического давления на заказчика. Здесь главное, чтобы такие переговоры велись с ЛПРом, тогда шансы на успех значительно возрастают.
Но что делать, если всё это не дало результата?
Остаётся только тяжелая артиллерия — переход в юридическую плоскость. И если вы всерьёз намерены использовать этот инструмент, неплохо бы иметь под рукой юриста, который сможет закрыть техническую часть вопроса.
Так с чего начать? И стоит ли вообще?
Первым делом нужно понять: всё ли мы уже попробовали?
Ну, собственно, мольбы, угрозы, разговоры с самым главным боссом или собственником, призывы к совести — и прочие уже известные нам инструменты.
Если да, и всё это не даёт никакого результата, заказчик продолжает нарушать новые сроки оплаты (которые, к слову, сам же и устанавливает), игнорирует гарантийные письма, которые сам же и пишет, — тогда пора переходить к следующему этапу.
Который, пожалуй, будет самым важным.
Аналитика кейса
Это самый важный этап — именно он в будущем позволит выстроить в компании адекватные процессы подготовки к судебным разбирательствам. По сути, на этом этапе принимается решение о перспективах победы в суде. Нужно понять следующее:
- Договор заключен в адекватной форме, соответствующей характеру оказываемых контрагенту услуг, с учетом возможных рисков и с обеспечением безопасности сторон. Договор подписан обеими сторонами, есть заявки или допсоглашения на работы, они также подписаны.
- Акты и счета выставлялись своевременно и тоже имеют подписи.
В идеальной ситуации всё на месте и всё подписано. На практике, конечно, могут быть недочеты — и именно их нужно устранить. После этого уже можно переходить к действиям: отправлять уведомления с просьбой подписать недостающие документы.
Например, вот такое:
Суд
Если с документами всё в порядке — можно двигаться дальше. Следующий шаг — отправка досудебной претензии, в которой мы просим произвести оплату. Срок рассмотрения такого документа — 30 дней.
После отправки претензии обязательно нужно отправить ее фото заказчику в чат и обсудить ситуацию: объяснить, что лучше договориться полюбовно. Можно предложить, например, простить неустойку за просрочку оплаты. Также важно донести до заказчика, что в случае отказа придется оплачивать не только основную задолженность, но и неустойку, а также госпошлину и судебные расходы по иску.
Если этот этап переговоров проваливается — готовим иск, оплачиваем госпошлину и… запасаемся терпением. От подачи иска до получения денег может пройти 6–9 месяцев. Потому что выиграть суд и получить исполнительный лист — это ещё не значит получить оплату.
Исполнительный лист есть, а денег нет
И такое бывает. Если по итогам суда приставы не могут взыскать оплату с заказчика по тем или иным причинам — есть несколько сценариев развития событий:
- Переходим к переговорам: просим оплатить по исполнительному листу добровольно. В противном случае — предупреждаем о намерении подать на банкротство юр лица заказчика. На моей практике это работает очень эффективно, но применимо только после выигрыша суда и получения исполнительного листа, по которому не удается взыскать долг. Обычно, если юрлицо не собирается банкротиться, деньги поступают — и ура, миссия выполнена. Если же банкротство входит в их планы, становится сложнее: можно попытаться привлечь к субсидиарной ответственности генерального директора. Но это долго, нудно и не всегда даёт результат — один из таких кейсов у нас тянется уже два года, и шансы получить деньги — 50 на 50.
- Существует множество организаций, которые за 5–10% от суммы долга помогут взыскать задолженность. Да, к ним можно обращаться. Главное — работать только с теми, кого вам порекомендовали надёжные партнёры, и исключительно на условиях постоплаты: сначала они забирают деньги, потом — своё вознаграждение, по заранее заключенному договору.
В сухом остатке важно понимать: иск в суд — это серьезный и нужный инструмент, который при грамотном подходе эффективно защищает вас от роста дебиторской задолженности.
Но при этом нужно помнить, что это крайняя мера. Её стоит использовать только тогда, когда все остальные способы не дали результата, а заказчик системно нарушает договорённости.
Проблемы у заказчика рано или поздно закончатся — а вот после иска он, скорее всего, с вами больше работать не станет.
В идеале — договориться на этапе подготовки к подаче иска, не доводя дело до суда.
На этом всё. Если остались вопросы — пишите в комментариях. Буду рад ответить.
Всем удачи и быстрых оплат!