Скрытые бизнес-модели, или как зарабатывать на том, чего не продаёшь открыто

Привет! Меня зовут Ник Дюба. Я коллекционер ошибок — своих и чужих — в бизнесе и фрилансе. В своих статьях показываю изнанку разных бизнесов и профессий.

В этой статье расскажу о том, как в бизнесе используются скрытые механизмы заработка, которые позволяют компаниям создать УТП и выделиться на фоне конкурентов.

Скрытые бизнес-модели, или как зарабатывать на том, чего не продаёшь открыто

С подобными моделями я сталкивался два раза в жизни: одна компания имела нелегальную бизнес-модель, вторая — легальную, но не совсем честную.

Первая официально имела сеть салонов сотовой связи и генерила выручку (в виде налички) за счёт приёма денежных переводов в страны Азии и оплат коммунальных услуг.

На этом рынке они были вне конкуренции, так как у них были нулевые комиссии, поэтому в их салонах постоянно толпились гастарбайтеры и пенсионеры.

Скрытая бизнес-модель этой компании заключалась в том, что они задерживали у себя на сутки принятые денежные переводы и на неделю-две оплату за коммуналку.

За это время полученная наличка использовалась для предоставления услуги незаконного обналичивания денежных средств. Для этого у них даже был свой банк.

Но вскоре это всё накрылось медным тазом, а многие участники этого бизнеса уехали в отдаленные колл-центры.

Кстати, для тех, кто интересуется бизнесом и фрилансом я собираю в Telegram-канале «Ошибатор» полезную базу знаний. Подписывайся, там реально полезный контент, который перевоспитывает мамкиных бизнесменов и бизнесвумен в настоящих предпринимателей и предпринимательниц.

Скрытые бизнес-модели, или как зарабатывать на том, чего не продаёшь открыто

Вторая компания была краудфандинговой* платформой.

*Краудфандинг — это сбор денег на запуск или развитие проекта, при котором средства поступают от потребителей или тех, кто заинтересовался проектом.

Её официальная бизнес-модель заключалась в работе платформы, на которой авторы собирают деньги на свои проекты, а компания получает с них комиссии за вывод средств, если проект соберёт нужную сумму.

Но неофициально бизнес зарабатывал на следующем:

Автор запускает проект, на который начинают скидываться пользователи. Деньги сразу списываются с банковской карты пользователя и поступают на счёт платформы.

В среднем каждый проект собирал деньги от 30 до 90 дней.

Улавливаете суть?

До 90 дней на счету компании хранились деньги пользователей, которыми компания могла пользоваться на своё усмотрение. Никаких ограничений в договоре оферты на это не было.

Что они делали? Вкладывали деньги в банк на краткосрочные депозиты или давали их под проценты в микрофинансовые организации.

Таким образом генерируя чистую прибыль из воздуха.

Но, прикол был ещё в том, что если проект не набирал нужную сумму, то вернуть деньги назад был тот ещё геморрой, который занимал до 30 дней.

Но пользователю можно было вложить эти деньги в другой проект, размещенный на платформе.

Получался такой бесконечный круговорот денег, особенно с теми пользователями, кто вкладывал маленькие суммы и не хотел заморачиваться с их возвратом.

Лично у меня там так и остались крутиться 500 рублей))

Для понимания: в Kickstarter (американская краудфандинговая платформа) деньги не списывались со счетов пользователей, а замораживались на банковском счете и списывались только тогда, когда проект набирал нужную сумму.

Бизнес-модели почти как у McDonald’s, но не совсем...

Скрытые бизнес-модели, или как зарабатывать на том, чего не продаёшь открыто

Однажды я тоже попытался внедрить скрытую бизнес-модель в проекте, который развивал — социальная сеть ReLife.

Какие перед нами стояли задачи?

  1. Привлечь новых авторов на платформу.
  2. Увеличить публикацию полезных статей на тему эмиграции и путешествий.
  3. Найти в команду редакции толковых копирайтеров.

И всё это надо было сделать с нулевым бюджетом.

Мы прикинули и решили, что с этой задачей справимся благодаря платному курсу по копирайтингу от нашей редакции.

Как это хотели реализовать?

  1. Создаём реально полезный курс на основе опыта работы редакции.
  2. Ставим цену на курс в районе 7000 рублей.
  3. Даём всем студентам практику и гарантируем возврат до 80% от оплаты за курс.
  4. Лучших студентов трудоустраиваем в редакцию ReLife и наше контент-агентство Dedit.
  5. Рекламируем бесплатно курс на аудиторию ReLife (порядка 50 000 пользователей).

В чём была фишка?

  • После третьего урока студенты должны были начать проходить практику — получать платные задания на написание текстов для нашей соцсети.
  • Эта работа оплачивалась бы из денег, которые они оплатили за курс (бюджет на одного студента до 5600 рублей — 80% от стоимости курса).

Таким образом, каждый студент мог гарантированно получить знания копирайтинга, пройти оплачиваемую практику и вернуть до 80% от расходов на покупку курса. По мне, так это офигительное УТП по формуле Win-Win.

В портфолио у каждого студента появилось бы 1 большая статья и 8 небольших статей до 4000 символов.

Так как на первый поток мы планировали привлечь порядка 20 человек, то по итогу в нашей соцсети должно было появиться порядка 180 единиц контента.

К сожалению, идею не удалось реализовать из-за того, что у меня не хватило времени дописать курс. Но я на 100% уверен, что проект был бы успешным, так как у него было отличное УТП, созданное за счёт скрытой бизнес-модели.

Если сумеете создать в своем бизнесе такие же модели, но без криминала и обмана, то у вас появится хорошее УТП, которое будет выделять вас на фоне конкурентов.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Если интересно узнавать изнанку разных бизнесов и профессий, подписывайся на мой Телеграм-канал «Ошибатор» — здесь я публикую реальные истории людей и собираю много полезной информации для предпринимателей, инвесторов и фрилансеров.

4
1 комментарий