Тараканы не пройдут. Как это поможет избежать налоговых претензий
На днях телеграмм каналы облетело видео из одной популярной торговой сети с ловушкой для тараканов из-под кофемашины, которая оказалась буквально переполнена насекомыми. Поэтому хотелось поднять вопрос о дезинфекции торговых точек, что важно: профессиональной и безопасной для потребителей.
С 1 марта 2025 года деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации требует обязательного лицензирования (Постановление Правительства № 337 от 20.03.2024г). Для клининговых компаний с ОКВЭД 81.2 это создает новые обязанности, но и возможности.
Разберем ключевые аспекты.
Почему крупные клининговые компании уже озадачились получением лицензии?
- Ее отсутствие несет юридические риски, т.к. работа без лицензии после 01.03.2025 г. влечет штрафы до 200 тыс. руб. для юрлиц или приостановку деятельности.
- Лицензия дает конкурентное преимущество, повышает доверие заказчиков (управляющие компании, торговые и бизнес- центры, образовательные учреждения и пр) и позволяет сохранить контракты.
- Помогает заказчику услуг профессиональной уборки чувствовать себя уверенность, потому что как правило, они не готовы самостоятельно заниматься это непрофильной деятельностью.
Разберем подробнее
Ключевые требования для получения лицензии
В части персонала
· До 1 сентября 2025 компании достаточно иметь в штате одного сотрудника с высшим образованием + переподготовкой по дезинфектологии (еще есть время, что направить работника на соответствующие курсы).
· После 1 сентября 2025 потребуется медик или биолог с высшим образованием и профильной переподготовкой.
· Дополнительно можно нанимать работников, прошедших профессиональное обучение по профессии «Дезинфектор» или переподготовку по специальности «Дезинфекционное дело».
В части требования к помещению и оборудования
· Специальное помещение для хранения дезсредств (или договор с складом-партнером).
· Зона для приготовления растворов (с вытяжкой).
· СИЗ (костюмы, респираторы, перчатки) по перечню Приложения 2 к Постановлению № 337.
· Оборудование (распылители, ловушки для грызунов и др.) — полный список в Приложении 1.
Документация, которая должна иметься
· Программа производственного контроля (ППК) — составляется по форме Роспотребнадзора и включает:
· График обработок.
· Журналы учета работ.
· Данные о медосмотрах сотрудников и СОУТ.
· Договоры на вывоз отходов I–IV класса опасности.
· Сертификаты на дезсредства.
Пошаговый план получения лицензии
1. Подготовить список документов:
- Устав, выписка ЕГРЮЛ, договор аренды помещения.
- Дипломы и сертификаты сотрудников.
- ППК и перечень СИЗ и оборудования.
2. Подать заявление через Госуслуги:
- Заплатить госпошлину — 7 500 руб.
- Срок рассмотрения — 10–20 дней.
3. После принятия документов пройти выездную проверку Роспотребнадзора:
- Проверяют соответствие помещения, оборудования и персонала требованиям.
- Для подавших заявление до 01.01.2025 проверка может пройти после выдачи лицензии (в течение 150 дней).
4. Получить лицензию
- Она выдается бессрочно, но раз в 3 года требуется подтверждение соответствия.
Конечно, можно отказываться от услуг по дезинфекции и передать их субподрядчикам, но вопрос состоит в том, многие контракты на обслуживание объектов были заключены до появления новых требований, в эти контракты не закладывались дополнительные расходы на дезинфекцию по новым правилам, поэтому денег просто не заложено. Вряд ли заказчик согласится пересматривать условия контракта, а с учетом требований ФНС контролировать налоговую нагрузку контрагента по клинингу и следить за тем, чтобы она была включена в стоимость услуг, - такой вариант дополнительной нагрузки и вовсе выглядит нереальным.
Возможной альтернативой могла бы стать замена на санитарную обработку, но, если по СанПиН требуется именно дезинфекция (например, в школах, ТЦ), это только нереализуемо, и в целом для клининговой компании опасно заменять обязательную профилактическую дезинфекцию обычной "санитарной обработкой". Это ставит под удар их партнеров – управляющие компании или владельцев зданий, которые по закону отвечают за санитарное состояние, а дезинфекция предписана для большинства объектов. Сомнительно, что заказчик захочет сам заниматься дезинфекцией: нанимать и обучать персонал, оборудовать место для хранения дезинфицирующих средств по всем правилам, вести отчетность. В итоге это может привести к разрыву контракта и смене подрядчика.