Как я учусь создавать звук, который чувствуется

И почему работа с мультфильмами и играми помогает быстрее расти в саунд-дизайне

Как я учусь создавать звук, который чувствуется

Привет! Меня зовут Алёна, я саунд-дизайнер и студентка 3 курса НИУ ВШЭ. Я работаю над озвучкой мультфильмов и игр — от создания атмосферы до самых мелких деталей. Для меня звук — это не просто сопровождение, а самостоятельный слой, который делает сцену живой. Он помогает не только увидеть, но и прочувствовать.

Мой первый практический опыт был в коллаборации со студентами факультета анимации. Мы работали над коротким мультфильмом, и это был мой первый «настоящий» заказчик — пусть и такой же студент. Этот проект быстро дал понять: чтобы звук работал, его нужно уметь слышать глазами другого. Условный «волшебный звук снега» в голове заказчика и в моей — это могут быть две очень разные вещи.

кусочек работы над озвучкой в Ableton
кусочек работы над озвучкой в Ableton

С тех пор я начала выстраивать подход от общего к частному. Сначала — пространство: это шумная улица, пыльная дорога, пещера, замкнутая комната? Потом — эмоциональное состояние героя. Как он себя чувствует? Как двигается? Что на нём надето, как звучит его шаг? Есть ли напряжение? Или, наоборот, мягкость и тепло? Уже после этого — музыкальные элементы, крупные события, а затем — точечные мелочи.

Иногда я использую голос как инструмент. Не в смысле «добавить вокал», а как часть текстуры. В одном проекте с мифологическим лором (в нашем случае — мир, вдохновлённый скандинавскими мифами) я озвучивала сцену, где героиня встречает странное существо в заснеженной пещере. Вместо фонового эмбиента решила попробовать спеть — одну протяжную фразу, в духе северной народной песни. С эхом, с паузами, с дыханием. Получилось ощущение, будто сцена — это не просто происходящее, а воспоминание.

вот и сама работа. есть недочеты, но в целом для пробы пера неплохо)

Но чтобы это работало — нужен диалог. Я всегда прошу чёткое ТЗ, обсуждаю референсы, выясняю, какие эмоции хочет вызвать автор. Что он слышит в своей голове? Какие образы ему ближе — гром или стук ветки по стеклу? Саунд-дизайн — это не «накрутить эффектов», а построить мост между ощущением сцены и её звучанием.

Сейчас я продолжаю работать над мультфильмами, интерактивными сценами и параллельно развиваю собственную музыку. А ещё мне интересно попробовать себя в озвучке персонажей — особенно тех, которых нельзя увидеть, но можно услышать и сразу узнать.

Как я учусь создавать звук, который чувствуется

Если вы работаете в геймдеве, анимации или просто интересуетесь звуком — возможно, этот текст даст вам представление, как в саунд-дизайн приходит человек без большого стажа, но с вниманием к деталям. Или напомнит, как важно слышать друг друга, даже если говорите о том, чего пока нет.

Начать дискуссию