{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как понять, что нужно брать инвестиции? Даже если вы обходились без них

Рассказываем, как долгое время мы развивали коммуникационную платформу Voximplant практически без внешних вложений и почему год назад все же привлекли инвестиции.

Всем ли нужны деньги инвесторов?

Принято считать, что инвестиции – неотъемлемая часть стартапов, однако существует ряд сфер, в которых новички могут стабильно расти и быстро масштабироваться без сторонних вложений. В этом случае продукт должен быть таким мощным, что сможет продавать сам себя.

SaaS-проекты (программное обеспечение как услуга) – одна из немногих областей, в которой можно стартовать самостоятельно. Так, 13 лет назад основатели Voximplant создали решение, с помощью которого люди могли позвонить в любую точку планеты прямо из браузера. Проект развивали на свои деньги, постепенно выращивая из коробочного продукта полнофункциональную коммуникационную платформу, через которую сегодня проходит более миллиарда звонков ежегодно.

$10k
потратили на запуск продукта

В случае, если вы создатель уникальной технологии, вам также могут не потребоваться инвестиции. Чаще всего такие продукты сложно повторить или быстро скопировать, а на рынке присутствуют крупные компании-покупатели, которые соревнуются друг с другом. Так, вы можете продать стартап на ранней стадии, чтобы его развивал новый владелец, обладающий достаточными ресурсами.

Типы продаж компании

Покупка экспертизы. В этом случае покупают компанию в лице ее сотрудников, то есть покупают их экспертизу. У компании может даже не быть готового продукта, а только прототипы и идеи для будущих проектов.

Покупка продукта. Этот вариант относится к тем компаниям, которые еще не обосновались на рынке и не имеют клиентов, а значит и прибыли. Однако компания уже создала готовый уникальный продукт.

Покупка будущей прибыли компании. Модель работает в том случае, если у стартапа уже есть экспертиза (сотрудники), продукт, понятная модель монетизации и клиенты.

Покупка доли рынка. Как правило, компанию с долей рынка покупают крупнейшие игроки отрасли. Например, Google приобрела компанию Looker – разработчика ПО в сфере аналитики больших данных – чтобы дополнить его продуктом собственный аналитический сервис.

Однако существуют бизнесы, которым без инвестиций не просто сложно, а почти невозможно. Под эту категорию подходят наукоемкие стартапы, медицинские и биотехнологические, а также hardware-стартапы. Уже на начальном этапе они требуют большого количество ресурсов, экспертизы и рекламы.

Как развивать бизнес без инвестиций? Брать поменьше себе. Основатели либо развивают компанию, либо закрывают свои ипотеки.

Как понять, что пора брать инвестиции, даже если ранее обходились без них?

Как правило, инвестиции берут под маркетинг и найм специалистов. То есть, с одной стороны, это ресурсы на прямые затраты – продвижение, рекламу, коллаборации. С другой стороны, на привлеченные средства можно приобрести больше компетенций, нанять талантливых сотрудников и обеспечить быстрое масштабирование компании.

Кроме того, инвесторы могут помочь экспертизой, предоставляя своих юристов и аналитиков, связи, опыт. Если у инвесторов есть контакты с нужными людьми и они знают, как выстроен процесс роста и развития на этом рынке, то их консалтинг может стать мощным толчком для бизнеса.

Прежде чем претендовать на инвестиции, ответьте себе на простые вопросы:

1) Станут ли сторонние вложения стимулом развития бизнеса?

2) Будут ли инвестиции допингом финансов и компетенций?

3) Знаете ли вы, куда их потратить?

Если ответы на все вопросы “да”, то есть смысл в раунде.

Наконец, необходимость брать инвестиции может быть обусловлена ситуацией на рынке. Например, если сейчас удачная ситуация для запуска и развития бизнеса, а через пару лет рынок может уже сформироваться и его заполнят другие игроки – нужно ловить момент. Актуальный пример: в 2020 году такой бум случился на рынке on-demand delivery.

Венчурное инвестирование и венчурные траты

Не все фонды понимают принципы венчурного инвестирования. Есть те, кто видит в таких вложениях способ заработать в краткосрочной перспективе, забирая до 90% прибыли на начальном этапе. Они также считают, что вложения дают им право вмешиваться в оперативное управление компанией.

“Правильные” же инвесторы не говорят, что делать, они лишь направляют, заставляют взглянуть на фокус развития и целесообразность всей деятельности со стороны. Это как побывать на приеме у психотерапевта, который заставляет тебя задуматься над тем, что не приходит в голову в повседневной жизни, и трезво оценить ситуацию.

Надо понимать, что, взяв деньги, основатели компании становятся подотчетны совету директоров. Чаще всего это практика становится очень полезной для повышения уровня структурированности и организованности – появляется ответственность не только перед сотрудниками, но и перед инвесторами.

Voximplant изначально работал в плюс и тратил только то, что зарабатывал. Сейчас мы оказались заложниками этого формата: нам сознательно сложно работать в минус. Удивительно, но из-за особенностей менталитета мы сталкиваемся с тем, что нам просто трудно тратить инвестиции. На западе в этом плане есть не только культура венчурного инвестирования, но и культура венчурных трат. Нужно уметь рационально тратить деньги быстрее, чем ты их зарабатываешь.

Очевидно, работая без инвестиций и ощущения “подушки безопасности” в виде сторонних вложений, стартаперы стараются сделать продукт быстрее и качественнее, чтобы он начал приносить доход. В этом случае жесткое ограничение ресурсов дает толчок к развитию. Однако в ситуации, когда бизнесу становится тесно на знакомом рынке, инвесторы могут дать не только новые финансовые возможности, но и вдохнуть новую жизнь в бизнес.

0
2 комментария
Shtuintys TV

Есть  решение намного лучше ,но   они не всем подходят  , так как  не все  работали в Благотворительности  и не все понимают как это работает ,между тем благотворительность самый  прибыльный бизнес. Вместо искать инвестора я  создала БФ, и смогла привлечь  куда больше чем получила бы от инвестора, при этом всей суммой я распоряжаюсь лично и не плачу налоги.
"Максимальную прибыль извлекает тот,кто не чего не создает " автор Штумоз ©  книга Randostige
Вместо создавать продукт с нуля ,можно улучшить чужой и извлечь прибыль  .
Я не могу рассказать  с какими проектами работаю,  потому что коммерческая тайна . Тем не мене много ли прибыльных продуктов создала компания  Google?   80%   ее проектов  убыточны..

Однако максимальную прибыль компания извлекает из чужих продуктов,проектов  просто дав им площадку для торговли.
Часто инвестиция принесет вам скорее вред чем пользу...   Я считаю  что лучше использовать  другие методы привлечения  денег чем инвесторы .
1. Вам не нужно тратить время на поиск и доказывать почему ваш проект принесет прибыль в размере 800%
2. Не нужно просить и унижаться... 
Начинать нужно просто с запуска продукта , тогда имея готовый продукт вы получите    предложения на покупку бизнеса, так как если у вас есть прибыль инвестор придет сам...

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Панов

Мне кажется, мысль верная, но реалии таковы, что запуск рабочего продукта очень часто требует больше чем есть сейчас. А чтобы привлечь деньги благотворительностью нужно делать до очевидного понятный для масс продукт. К сожалению далеко не каждый нужный и полезный продукт сразу получает положительный отклик у масс(благотворительный). 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда