Выученная беспомощность у подростков: причины, последствия и как помочь.
Если вы замечаете, что ваш подросток сдаётся перед трудностями, избегает новых вызовов или повторяет: «У меня не получится», – возможно, он столкнулся с выученной беспомощностью.
- Это состояние, когда человек, пережив множество неудач, перестаёт верить в свои силы и даже не пытается что-то изменить.
Давайте разберёмся, почему это происходит, чем опасно и как вместе с вами можно помочь ребёнку обрести уверенность. Эта статья – ваш путеводитель по сложному, но преодолимому пути!
Что такое выученная беспомощность?
Выученная беспомощность – это психологическое состояние, при котором подросток, столкнувшись с повторяющимися неудачами, которых он не может избежать, теряет веру в свои возможности.
Он решает: «Зачем стараться, если всё равно ничего не выйдет?»
Этот термин ввели американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер.
- В эксперименте с собаками они заметили: животные, которых долго подвергали неизбежным ударам током, даже при открытой возможности спасения не пытались уйти. Они «научились» сдаваться.
У людей это выглядит иначе. Например, школьник перестаёт учиться к контрольной, думая, что плохая оценка неизбежна, или избегает сложных заданий, боясь подтвердить свою «неспособность». Это не лень – это глубокое убеждение в собственной беспомощности. Давайте разберём, откуда оно берётся и как с этим бороться.
Почему формируется выученная беспомощность?
Выученная беспомощность возникает, когда ребёнок сталкивается с ситуациями, где его усилия не приносят результата. Постепенно он начинает думать, что ничего не зависит от него. Давайте разберём ключевые причины:
Негативный воспитательный стиль
- Гиперопека: Когда родители делают всё за ребёнка, он не учится самостоятельности. Например, если мама всегда решает уроки, подросток растёт с мыслью: «Я сам не справлюсь».
- Жёсткая критика: Постоянное сравнение («Ты хуже брата») или насмешки разрушают веру в себя. Ребёнок боится ошибок и сдаётся.
- Школа как давление: Соревновательная атмосфера или негибкие требования учителей лишают подростка чувства поддержки и контроля.
Повторяющиеся неудачи
Исследования показывают, что беспомощные ученики склонны воспринимать свои неуспехи как следствие внутренних, постоянных и личных факторов (например, “я глупый и неспособный”), тогда как успехи списывают на внешние, случайные обстоятельства. Из-за такого мышления они перестают ценить собственные усилия и избегают любых сложных задач, ведь каждая неудача лишь подтверждает их убежденность в собственной неспособности.
Личностные факторы
Если подросток раз за разом терпит фиаско (например, получает плохие оценки несмотря на попытки) и не получает поддержки, у него вырабатывается убеждение, что он ни на что не годен. Добавьте к этому личностную склонность к тревожности (высокий нейротизм) – и риск “сдаться” перед трудностями возрастает еще сильнее.
Влияние окружения
- Модели беспомощности: Если ребенок часто видит, как близкие или персонажи в фильмах пасуют перед жизненными обстоятельствами, это тоже может сформировать у него пессимистичный сценарий.
- Травмы детства: насилие, тяжелая утрата, развод родителей и т.п. способны заложить чувство беспомощности. Недавнее исследование показало, что у взрослых, переживших множество отрицательных событий в детстве действительно выше уровень выученной беспомощности и ниже оптимизм.
Однако позитивный опыт – поддержка, безопасность, успешные достижения – способен нейтрализовать вред травм: наличие позитивных событий в детстве и во взрослой жизни коррелирует с более высоким уровнем выученного оптимизма и, соответственно, более низкой беспомощностью. Иначе говоря, даже если ребенок столкнулся с тяжелыми обстоятельствами, добрые и обнадеживающие события способны вернуть ему веру в собственные силы.
Проявления и последствия
Выученная беспомощность проявляется в пассивности.
- Ребенок отказывается от новых начинаний заранее, без борьбы, утрачивает интерес к тому, что раньше привлекало.
- Подросток с выученной беспомощностью боится допускать ошибки, может отказываться от любых соревнований или вызовов. Характерны типичные фразы: «У меня не получится», «Я не умею», «Мне это не по силам».
- У него снижается поисковая активность: подросток будто “мается”, не зная чем себя занять – ведь то, что ему хочется, он уверен сделать не сможет, а разрешенное и привычное не приносит радости. Часто такая установка маскируется под леность, прокрастинацию, отсутствие мотивации.
- Также он склонен избегать ответственности и самостоятельных решений – в школе такой ученик, столкнувшись с трудным заданием, скорее сдастся, чем попробует найти решение или попросить помощи. В классе такие дети могут демонстративно не принимать помощь учителя и сразу опускать руки при малейшей сложности.
Это отражается на самооценке: Со временем выученная беспомощность подтачивает личностное развитие. Страдает самооценка – ребенок начинает считать себя хуже других, недостойным успеха и любви. Нарастает тревожность, угрюмый пессимизм в восприятии мира. Психологи выяснили, что это состояние тесно связано с расстройствами настроения: у беспомощных детей и подростков чаще наблюдаются симптомы депрессии и повышенная тревожность. Кроме того, такая установка негативно влияет на успеваемость и достижение целей – ведь если ученик бросает попытки, то результаты в учебе падают, закрепляя порочный круг (“видишь, я же говорил – все бесполезно”).
В долгосрочной перспективе выученная беспомощность может привести к тому, что уже взрослый человек будет избегать новых возможностей в карьере, соглашаться на менее интересующую работу или токсичные отношения, считая, что “лучше всё равно не будет”.
Именно поэтому важно как можно раньше распознать у подростка признаки беспомощности и предпринять шаги, чтобы изменить его отношение к себе и к неудачам.
Как помочь подростку: советы и упражнения для родителей.
Хорошая новость: выученную беспомощность можно «разучить», заменив её выученным оптимизмом – верой в то, что усилия имеют смысл.
Психологи называют противоположностью этому состоянию выученный оптимизм – реалистичную веру в то, что усилия не напрасны и многие проблемы решаемы. Если дети сумели “научиться” быть беспомощными, то они могут научиться и оптимизму.
1. Предоставляйте ребенку выбор и автономию.
Позвольте подростку принимать решения – от одежды до выбора кружка. Например, спросите: «Какой фильм посмотреть сегодня?». Возможность выбора, даже небольшого, дает чувство контроля над ситуацией. Это противоядие от беспомощности: когда ребенок видит, что его решения что-то значат, укрепляется вера в собственное влияние на жизнь.
2. Ставьте маленькие цели
Грандиозные задачи разбивайте на маленькие шаги. Выполнение каждого из них приносит подростку почувствовать успех и удовольствие, запускает своего рода “дофаминовую петлю” положительного подкрепления. Школьник достиг маленькой цели – получил удовлетворение, потом следующей – снова удовлетворение, и так шаг за шагом у него сформируется внутренняя мотивация действовать. К тому же маленьких целей проще достичь, а значит меньше поводов ругать себя и впадать в тяжелые мысли при неудаче.
3. Хвалите усилия, а не "талант"
Очень важно изменить стиль обратной связи на позитивный. Ребенку нужна поддержка, а не постоянная оценка его личности. Используйте конкретные похвалы за проделанную работу: например, вместо общего «Молодец» скажите: «Ты приложил много сил к этому проекту» или «Здорово, что ты нашел такой оригинальный способ решения задачи». Это переключает фокус с врожденных способностей на контролируемые усилия.
Исследования по развитию мышления показывают, что похвала за процесс (старание, упорство) формирует у детей установку на рост, тогда как постоянные ярлыки вроде "ты у меня умный" – наоборот, могут способствовать страху ошибки и беспомощности при неудачах
4. Критикуйте поступки, а не самого ребенка.
Если нужно указать на ошибку, делайте это мягко и конструктивно. Всегда давайте понять, что сын или дочь в целом хороши, просто в этот раз совершили неправильный поступок. Избегайте обобщений типа «ты ленивый» или «ты бестолковый» – они моментально укрепляют у подростка ярлык беспомощности. Вместо этого обсудите вместе, что можно исправить в конкретной ситуации. Ребенок должен чувствовать, что его ценят и любят независимо от отдельных неудач.
5. Принимайте ошибки как норму
Подростку необходимо знать, что право на ошибку имеет каждый – в этом нет трагедии. Расскажите, что даже у взрослых и у самых успешных людей что-то не получается с первого раза. Главный вопрос – чему научила эта неудача. Такой подход снимает страх перед действием. Семейная атмосфера, в которой ошибки принимаются как естественная часть процесса, резко снижает у ребенка тревожность и страх пробовать новое.
Психологи советуют даже отмечать “хорошие” ошибки: например, вместе с ребенком обсуждать в конце дня, кто какую ошибку сегодня совершил и чему она научила (можно начать с родителей в качестве примера).
6. Поощряйте самостоятельность и ответственность.
Старайтесь не делать за ребенка то, что он уже в состоянии сделать сам. Даже если получится не идеально – ничего страшного, зато подросток получит ценный опыт. Делегируйте посильные обязанности: например, поручите регулярно самим мыть посуду, готовить простые блюда, отвечать за уход за домашним питомцем и т.п. Выполняя реальные дела, подросток почувствует себя компетентным и нужным. Напротив, если родители освобождают чадо от любых бытовых задач “из лучших побуждений”, это медвежья услуга: дети вырастают уверенными, что от них ничего не зависит, и не приобретают навыков решения проблем. Регулярные домашние дела и практические задания прививают им ощущение контроля и повышают ответственность.
7. Меняйте негативные мысли
Подростки с беспомощной установкой часто даже не осознают свои автоматические негативные мысли о себе. Научите ребенка замечать такие установки и оспаривать их. Например, ловить себя на фразе «Мне это не по силам» и сознательно заменять на: «Попробую сделать все возможное». Психологи называют эту технику когнитивным переосмыслением: она лежит в основе многих программ преодоления депрессии и беспомощности. Можно превратить это в игру – завести “банк нелепых мыслей”, куда выписывать каждое «у меня ничего не выйдет», а рядом придумывать альтернативу: «получится, если потренируюсь». Постепенно ребенок разовьет навык позитивного самодиалога, что увеличивает его устойчивость перед стрессом.
8. Проводите упражнение «Круги влияния»
Один из эффективных практических приемов – упражнение «Круги влияния». Оно поможет визуально показать подростку, что часть вещей в жизни ему подконтрольна. Нарисуйте вместе три концентрических круга.
- В центре – сам ребенок: пусть он запишет там свои ресурсы (сильные стороны, умения, людей, на чью поддержку он рассчитывает и т.д.
- В средний круг впишите то, что в зоне его влияния и ответственности: его собственные действия, решения, усилия, навыки.
- А в внешнем, самом большом круге перечислите то, что он не может изменить – например, погоду, политические события, время суток, а также чужие чувства и решения.
Обсудите примеры: что можно сделать, если на улице ливень (взять зонт – это в зоне влияния; отменить дождь – нет), или как можно поступить, если одноклассник зол (можно предложить помощь или оставить его в покое – выбор ребенка; полностью изменить настроение другого человека – вне зоны контроля). Такое упражнение учит фокусироваться на реальных шагах, вместо бесплодного переживания из-за того, на что мы повлиять не в силах. Ребенок начинает лучше понимать границы собственного влияния и видеть, в чем именно он не беспомощен.
9. Учите ребенка замечать свои успехи.
Подростку, склонному все видеть в мрачном свете, полезно напоминать о его достижениях – даже самых небольших. Психологи советуют развивать навык положительной самооценки. Например, можно завести дневник успехов: пусть каждый день ребенок записывает, что у него получилось хорошо. Важно формулировать конкретно, как сам ребенок этого добился: «Я волновался, но выступил с докладом и получил хорошую оценку» или «Мне было лень идти на тренировку, но я пересилил себя и позанимался 30 минут». Такой перечень завершенных дел, преодоленных трудностей – наглядное доказательство, что в целом он способен справляться с задачами, даже если что-то даётся нелегко.
При регулярном акценте на успехах у ребенка постепенно формируется более позитивный образ себя и опыта.
10. Создайте поддерживающую атмосферу
Ничто так не укрепляет веру в себя, как ощущение, что тебя любят и принимают. Постарайтесь выстроить дома открытую, доброжелательную коммуникацию. Поддерживайте интересы подростка, отмечайте его сильные стороны. Полезно расширять круг позитивного общения: найдите наставника или кружок, где ребенка будут хвалить и вдохновлять (например: тренер, руководитель секции по интересам). Общение с теми, кто верит в него, поможет подростку увидеть себя в новом свете. В то же время минимизируйте токсичные комментарии в его адрес – в семье и со стороны учителей. Если ребенок знает, что дома его выслушают без осуждения, что неудача – не повод для гнева, он будет смелее пробовать новое.
- Помните: пример родителей играет решающую роль. Если взрослые сами привыкли реагировать на проблемы с пессимизмом и беспомощностью, ребенок невольно копирует эту модель.
Старайтесь демонстрировать оптимизм в быту – не отрицание реальных трудностей, а умение искать решение. Например, вместо “Все пропало, мы опоздали” скажите: “Да, времени мало, но давайте попробуем найти выход – позвонить, предупредить о задержке”. Ребенок, ежедневно наблюдая такой подход, учится у вас гибкости и вере в контролируемость многих ситуаций.
P. S.
Мои хорошие, выученная беспомощность – это не приговор, а всего лишь приобретенная модель поведения. С вашей любовью, терпением и правильным подходом подросток научится видеть свои силы. Помогайте ему шаг за шагом, хвалите за усилия и будьте рядом. Пусть каждая неудача становится уроком, а каждая победа – доказательством его возможностей. Вместе вы справитесь!
Понравилась статья? Ставьте лайк и оставляйте комментарий. Сохраняйте и делитесь с друзьями!
❗А если вы хотите получать больше тёплых текстов и полезных материалов о детстве и родительстве — буду рада видеть вас в моём Telegram-канале.