ИИ-ассистенты в BPM-системах: нестандартные решения для стандартных задач
1. ВСТУПЛЕНИЕ: ИИ – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОЗГИ ДЛЯ КОМПАНИЙ
Думаю, все согласятся, что сегодня искусственный интеллект (ИИ) стал одним из самых главных трендов. Однако совокупного опыта его применения практически нет – каждая компания сама определяет, как использовать ИИ, очень редко открыто публикуя конкретные кейсы. При этом многие утверждают, что с его помощью решают разнообразные задачи автоматизации бизнеса, но на деле показывают только чат-боты и базы знаний, хотя возможностей использования ИИ гораздо больше.
В этой публикации я буду говорить не о теории генеративных моделей, а об их практическом применении, и поделюсь реальными решениями, которые упрощают и ускоряют работу отделов в B2B. Вы узнаете, как искусственный интеллект помогает бизнесу справляться с повседневными проблемами на примере платформы BPMSoft.
В целом, BPM-системы (например, CRM или SRM) решают общие задачи бизнеса, а ИИ-ассистенты расширяют их функционал и возможности для работы с абстрактными задачами, которыми обычно занимается человек. Сегодня искусственный интеллект – это уже больше, чем просто технология. Очень скоро его можно будет назвать полноценными дополнительными мозгами для бизнеса. Уже сейчас я поделюсь первыми реальными кейсами интеграции ИИ в корпоративные системы.
2. ПОЧЕМУ БИЗНЕСУ НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ ИИ
Миф 1
ИИ – это дорого.
Правда
Вовсе необязательно использовать дорогостоящие локальные LLM-модели – достаточно интегрировать в вашу систему лидеров рынка по их адекватной стоимости тарифов.
Миф 2
ИИ заменит сотрудников.
Правда
ИИ минимизирует рутину, а не увольняет людей, и позволяет специалистам заниматься более сложными и важными задачами, увеличивая их КПД и принося больше пользы вашему бизнесу.
Миф 3
ИИ сложно и долго внедрять в бизнес.
Правда
Автоматизация рутинных процессов вашей компании с помощью ИИ-ассистентов не намного сложнее того, как вы используете искусственный интеллект в повседневной жизни.
Миф 4
ИИ ошибается.
Правда
Во-первых, задача ИИ в бизнесе – не стать полным автопилотом, а, скорее, выступать в роли первой линии обработки информации, которую затем проверяют сотрудники. Во-вторых, если говорить о статистике, то ИИ дает около 75% точных ответов. А люди? :)
Миф 5
ИИ только для айтишников.
Правда
Сегодняшние LLM-модели в большей степени подходят как раз для задач отделов закупок и продаж, клиентского сервиса и колл-центров, нежели IT-подразделений компании.
3. РЕАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ
Ниже я опишу 5 реальных кейсов на примере одной выдуманной компании:
КЕЙС №1: КАК ОЧИСТИТЬ ПОЧТУ ОТ СПАМА ЗА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД? ВАШ ИИ-СЕКРЕТАРЬ УЖЕ РАЗОБРАЛ ВХОДЯЩИЕ И РАЗЛОЖИЛ ПИСЬМА ПО ПАПКАМ.
Проблема
- Ежедневный поток писем: спам, реклама, важные сообщения
- Ручная категоризация обращений отнимает время и повышает риск пропустить критичную информацию
Решение – ИИ-ассистент для категоризации входящих
- Автоматическая фильтрация спама и категоризация писем
- Категории: «Спам», «Потенциальный лид»
Преимущества
- Экономия времени
- Снижение риска пропустить важную информацию
Описание
Компания «Рога и Копыта» (демонстрационный пример) ежедневно получает десятки писем: от спама до реальных запросов. Менеджеры тратят 10-20% своего времени на их разбор. Был подключен ИИ-ассистент, который:
- автоматически определяет, где спам, а где потенциальный заказ
- разносит письма по папкам «Спам» или «Потенциальные лиды»
- делает это на основе настроенного промпта, в котором указаны продукты компании
Таким образом, все входящие письма автоматически распознаются ИИ-ассистентом, а сотрудники уделяют свое время только потенциальным клиентам.
КЕЙС №2: ЧТО ЕСЛИ БЫ ВХОДЯЩИЕ ПИСЬМА КЛИЕНТОВ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ЛИДЫ ПОЧТИ БЕЗ ВАШЕГО УЧАСТИЯ? А ЧТО ЕСЛИ ТАК УЖЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ?
Проблема
- Ручной анализ входящих запросов клиентов: низкая скорость, субъективность, риск упустить клиента из-за большого потока обращений
Решение – ИИ-ассистент для анализа входящих запросов
- Выявление потенциальных лидов
- Автоматическое определение потребности и ее основных параметров
- Перевод лидов на менеджера только при достижении ими определенной зрелости
- Автоматическая нумерация запросов для отслеживания цепочки сообщений
Преимущества
- Повышение скорости обработки лидов
- Увеличение конверсии
Описание
В первом кейсе я показал, как разобраться с входящими письмами, распознавая их как лиды или спам. Следующим шагом ИИ-ассистента научили анализировать запросы лидов – теперь он:
- выделяет ключевые параметры: тип продукта, объем партии, дата поставки
- если какой-то параметр отсутствует, самостоятельно запрашивает его у клиента, ведя диалог через письма от имени компании без участия менеджера
- после получения всей нужной информации квалифицирует лид и отправляет его менеджеру вместе с контактными данными клиента
- все объяснения своих решений записывает в систему, сообщая, почему тот или иной лид не был квалифицирован
В результате менеджеры получают уже проработанные лиды, а не «сырые» обращения, что сокращает ручной труд и ускоряет продажи.
КЕЙС №3: CRM САМА ЗАПОЛНЯЕТ КАРТОЧКИ КОНТРАГЕНТОВ, ЭКОНОМЯ ЧАСЫ ВАШЕГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
Проблема
- Ручной анализ сайта потенциального клиента или партнера занимает много времени
- Стандартные парсеры настраиваются индивидуально под каждый сайт, что не позволяет универсально использовать их для множества компаний
Решение – ИИ-ассистент для поиска информации в интернете
- Автоматический поиск информации на сайте контрагента
- Возможность настройки глубины поиска на сайте
- Обогащение карточки лида найденными данными
Преимущества
- Ускорение процесса заполнения
- Повышение точности данных
Описание
Ранее менеджерам компании “Рога и копыта” приходилось собирать в интернете и вносить в систему базовую информацию о контрагентах, но теперь такая необходимость отпала, потому что ИИ-ассистент:
- сам заходит на сайт, находит ИНН, адрес, описание, контакты
- вносит данные в карточку контрагента в BPMSoft
- анализирует сайт по заданной глубине: количеству вложенных страниц, на которых ему требуется искать информацию
Менеджеры больше не тратят время на изучение сайтов клиентов – этот процесс запускается автоматически по нажатию кнопки, на определенной стадии сделки или при другом удобном вам событии.
КЕЙС №4: НЕ ТРАТИМ ВРЕМЯ НА ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЕМ – БЫСТРО РЕДАКТИРУЕМ ТЕКСТ EMAIL, В ТОМ ЧИСЛЕ, ВЫБРАВ ТРЕБУЕМЫЙ СТИЛЬ.
Проблема
- Риск ошибок: опечатки, грамматика, стилистика
- Несоответствие тона письма (формальный/неформальный)
- Дополнительные затраты времени на ручную проверку
Решение – ИИ-ассистент для автоматической проверки и улучшения текста
- Исправление ошибок и оптимизация формулировок
- Адаптация тона под цель письма (деловой, дружеский, претензионный, смягчающий и т. п.)
- Подсказки по структуре и ключевым фразам
Преимущества
- Повышение качества коммуникации
- Экономия времени
Описание
ИИ-ассистент помогает сотрудникам еще и в составлении корректных писем:
- исправляет ошибки и стилистику
- предлагает варианты текста: деловой, претензия, запрос и т. п.
- редактирует текст перед отправкой автоматически или по нажатию кнопки
Менеджерам становится проще корректно общаться с клиентами и партнерами, а справочник сценариев писем может быть расширен: «запрос документов», «напоминание об оплате» и т. п.
КЕЙС №5: БЫСТРЫЙ ПОИСК НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОТНЯХ ДОКУМЕНТОВ ОДНИМ КЛИКОМ – ЭТО РЕАЛЬНО.
Проблема
- Ручной поиск по различным документам занимает много времени
- Человеческий фактор
- Сложность анализа документов с разной структурой
- Частое неудобство структуры загруженных документов во многих системах
Решение – ИИ-ассистент для автоматического поиска по документам
- Быстрый поиск информации внутри всех загруженных в вашу систему файлов
- Возможность отвечать на вопросы по массиву ранее загруженных документов
- Ссылка на документ-источник при получении ответа от ИИ-ассистента
Преимущества
- Мгновенный доступ к информации
- Повышение эффективности работы
Описание
Нередко менеджерам срочно нужны конкретные данные, например, реквизиты контрагента или сумма определенного контракта. Вот только проблема – в каких же они были файлах и папках? Теперь достаточно просто задать вопрос ИИ-ассистенту, который:
- ищет необходимую информацию среди всех загруженных в систему документов
- дает конкретный ответ с ссылкой на исходный документ
Таким образом, сотрудники быстро получают по запросу необходимую информацию из любой коллекции документов (регламенты, договоры, счета и т. п.).
4. КАК НАНЯТЬ ИДЕАЛЬНОГО ИИ-АССИСТЕНТА
Проблема
- Большая разница в возможностях, плюсах и минусах разных LLM-моделей
- Разбежка в ценах на различные LLM
- Использование дорогих решений для простых задач
Решение
- Возможность выбора LLM под конкретную задачу и конкретную часть вашего процесса
- Доступны интеграции с любой LLM, которая поддерживает OpenAI API, а это около 70% всех LLM, включая наиболее популярные (ChatGPT, YandexGPT, DeepSeek, Gemini и т. п.)
Преимущества
- Оптимизация расходов
- Повышение эффективности
Описание
Каждый из приведенных кейсов может быть реализован на разных моделях:
- для задач с высокой точностью – ChatGPT, YandexGPT
- для простых или чувствительных к бюджету задач – локальные модели
- переключение между «мозгами» – настраивается для каждой части вашего процесса, что позволяет использовать несколько LLM-моделей даже в одном процессе
Все это дает гибкость в управлении затратами и масштабируемость решений.
Посмотреть, как работает каждый из описанных кейсов в системе BPMSoft, можно в видео этого вебинара (продолжительность менее часа):
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: С ЧЕГО НАЧАТЬ
ИИ-ассистенты – это не мода, а эффективный инструмент, если его использовать корректно.
Для этого достаточно следовать нескольким рекомендациям:
- применяйте ИИ там, где бизнес действительно получит отдачу – ускорьте свою работу, снизьте операционные затраты или повысьте качество клиентского сервиса
- начинайте с рутин – выявите самые "болезненные" будничные процессы (почта, документы, данные)
- не пытайтесь автоматизировать все сразу – проведите пилотный проект на одном конкретном кейсе (например, очистка почты)
- будьте конкретными – давайте ИИ четкие задачи, потому что потенциал и точность ответов LLM-модели зависит от их постановки и отладки промптов на “боевых” примерах
PS
Также вам могут быть интересны следующие материалы: