Как мы применили принципы франшиз для создания сети мобильных приложений

Привет, я Аскер из AppMark. Расскажу, как в 2020 году мы по открытым источникам (блог, книги) изучили историю Додо-пиццерии и из бизнес-модели «Франшиза пиццы» изобрели собственную «Франшизу мобильных приложений».

Понимаю, что последние 2 дня все внимание читателей сайта отвлекают на себя статьи-нативочки Олега Тинькова. Но про Додо тоже не стоит забывать: ) Сейчас расскажу, при чем тут Додо.

Как мы применили принципы франшиз для создания сети мобильных приложений

Как все начиналось

Мы начинали как аутсорс студия разработки со специализацией на SaaS и iOS мобильных приложениях. Набрались опыта, заработали денег, и решили попробовать запускать собственные продукты.

В 2019 году мы сделали анализ сотен приложений, составили таблицу с двумя простыми параметрами: выручка и сложность разработки.

Выбрали приложения, у которых побольше выручка и которые проще разрабатывать. И просто скопировали функционал шести таких приложений. Потратили на это полгода и чуть больше $42 000.

А потом потратили еще больше $70 000 на эксперименты с трафиком. Причем не безвозратно потратили. Сначала, конечно, зарабатывали 10-15% от вложений. Потом эта цифра стала расти. В 2020 году мы отбили все вложения и подумали: если у нас получается «отбивать» рекламные вложения, то это же просто машинка для печатания денег.

Доходы Faceapp по данным Sensortower
Доходы Faceapp по данным Sensortower

Сформулировали самую безумную (как тогда казалось) гипотезу: масштабировать модель на сотни и тысячи приложений по всему миру. Для этого посчитали требуемые инвестиции и состав команды, и тут первый облом: нам до таких оборотов и такой команды с текущей выручкой добираться 4-5 лет. Но рынок мы знаем прямо сейчас, и через 5 лет такого окна возможностей может и не быть. Да даже через пару лет уже не будет, скорее всего.

Честно скажу, очень демотивирующая и стрессовая была ситуация, лично я виски пил просто бочками, за что сейчас, конечно, стыдно.

Как мы применили принципы франшиз для создания сети мобильных приложений

Строго 18+, не повторяйте без серьезной причины, а лучше вообще не повторяйте.

Деньги найти сложнее, чем команду, поэтому первым делом мы озадачились поиском инвестиций.

Как искали деньги?

Пообщались с несколькими инвесторами (написали примерно сотне, из них до разговора дошло трое). По результатам разговоров такие резюме были:

«Все понятно с финмоделью, но что если это ваше окно возможностей на самом деле закроется не через 2 года, а через 2 месяца?»

«То есть вы целиком зависите от одной платформы? Ребят, слишком рискованно. 100-200к я бы в такое вложил просто ради интереса, но вам ведь столько не хватит»

«У вас кроме маркетинга, нет уникальных преимуществ. Придет команда, у которой будет в 10 раз больше денег, и они ваши приложения вышибут из конкуренции».

После этих разговоров я виски уже не пил — надоело, но мотивация стремительно падала. Мы продолжали зарабатывать хорошие деньги, но мечты о масштабном мировом продукте грозили остаться только мечтами.

На одном из созвонов наш дизайнер Кирилл предложил: «А почему не франшиза?»

Мы дружно посмеялись: ну какая франшиза, ведь франшиза это бургеры, пиццы или хипстерские стрижки с выбритыми висками.

Как мы применили принципы франшиз для создания сети мобильных приложений

Однако к следующему звонку Кирилл подготовил презентацию из четырех слайдов (раньше Кирилл работал дизайнером в консалтинге и делал для консультантов все дизайнерские штуки). Модель была понятная и в общем-то реализуемая: мотивация и наша, и франчайзи понятна, вложения небольшие, бизнес-модель новая.

И мы подумали, а почему бы и не изучить подробнее эту тему.

И вот мы 2 недели (да, даже в идеях мы работаем по спринтам) собирали информацию о франшизах. Больше всего изучали трех лидеров (не кидайте палками, это субьективное наше решение): Додо, Макдональдс и Этажи. Ниже я расскажу, какие принципы мы для себя применили.

Сотня-две франчайзи позволили бы нам вырасти в десятки раз за очень короткий срок — вот что мы поняли.

И это вполне реальный план, вот как пример сколько франшизных партнеров открылось в 2020 году по некоторым брендам:

Сотня франчайзи за год - вполне реально, вот примеры новых франчайзи за 2020 год. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbusinessmens.ru%2Ffranchise%2Frating&postId=207686" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://businessmens.ru/franchise/rating</a>
Сотня франчайзи за год - вполне реально, вот примеры новых франчайзи за 2020 год. https://businessmens.ru/franchise/rating

Кратко, какие принципы взяли из франшиз:

  1. Франшизный пакет: передается не только технология, но и полностью бизнес-модель. Включает в себя план маркетинга, успешные и неуспешные кейсы, лучшие практики, бюджеты и финансовые планы. А также консультации и поддержку.
  2. Есть разовый взнос и небольшой регулярный паушальный взнос.
  3. Один регион — одному партнеру. В нашем случае это один язык — одному партнеру.

Неожиданным бонусом к такому разделению языков стала высокая конверсия: 32% начатых переговоров завершаются договором. Я связываю это с тем, что у нас случайно получилась большая «продуктовая» линейка, при этом продукты отличаются только объемом целевой аудитории и платежеспособностью этой аудитории.

Конверсия была бы еще выше, если бы мы брали всех подряд. Мы отказываем франчайзи в договоре, если понимаем в процессе переговоров, что у нашего потенциального партнера нет ресурсов, чтобы делать маркетинг.

                       рост, когда франчайзи нашел работающую рекламную связку
                       рост, когда франчайзи нашел работающую рекламную связку

Как мы решили выделиться среди франшиз:

  1. Конечно, идея франшизы именно для мобильных приложений возникла до нас. Однако у текущих предложений есть общая проблема: эти приложения рассчитаны на связку онлайна и оффлайна. Какие франшизы есть на рынке: приложение для покупок, приложение для скидок, франшиза экспорта вебсайтов в мобильное приложение, кэшбэк сервис, сервисы для заказа локальных услуг. У них заманчивая цена — 100-200 тысяч рублей. Однако есть большой подвох: франчайзи придется вкладывать еще 400-700 тысяч в месяц для выстраивания продаж: эти приложения сами себя не продают, их нужно продавать «ножками» и звонками.
  2. Мы минимизируем оффлайн компоненту франшизы. Договоры, печатные материалы, оффлайн-реклама, офис — 2020 год показал, что всё это утяжеляет бизнес и повышает риски. Миллионы рублей приходится вкладывать в ремонт тем, кто купил франшизу кафе. А место может оказаться провальным, такое даже у профессионалов часто бывает, и придется просто закрыть и списать все миллионы на ремонт. Поэтому наш принцип: весь бизнес онлайн. Встреча с оффлайном происходит только с финансами: вывод заработанных денег, уплата налогов, расходы на бухгалтерию.
  3. Бизнес можно делать маленькой командой. Даже один человек-маркетолог способен эффективно развивать мобильное приложение и достигать хороших цифр выручки. Как следствие — для нашей франшизы не нужно ООО, можно оформить самозанятость или ИП, а на первом этапе и вовсе как физлицо: Apple умеет делать выплаты на простые дебетовые карточки.
  4. Мы не идем в каталоги франшиз. 1377 франшиз в одном из каталогов! Я не представляю, как можно из этого выбрать? Разве что вытягивать из кулачка одну из 1377 спичек. Вместо каталогов мы продвигаемся через Facebook Ads и блогеров. Сейчас набирает силу еще и рекомендательный канал. Не все готовы публично рассказывать об успехах своих приложений, но с друзьями делятся, и те приходят к нам. Уже два таких примера есть. При этом мы не платим никаких бонусов за рекомендацию.
  5. Строгие требования к франчайзи. Не секрет, что многие франшизы берут кого угодно, лишь бы заплатили паушальный взнос. На Youtube достаточно много разоблачений таких франшиз. Мы считаем, что это игра на короткой дистанции, и это не наш путь.

К нам приходят люди с разным бэкграундом и разными целями. Очень интересно разбираться в мотивации людей.

Поделюсь примерами, люди с каким бэкграундом заключили договоры (это люди, в которых мы рассмотрели потенциал для совместной работы):

  • Команда из трех друзей-айтишников, которые решили сделать первый шаг к своему бизнесу и скинулись на франшизу. У них пока мало компетенций по маркетингу, но упор определенные успехи уже есть, через пару месяцев полностью окупят стоимость франшизы и начнут зарабатывать в плюс.
  • Серийный предприниматель из Грузии, у которого есть популярный сайт о мобильных приложениях в Турции. Так что источник бесплатного трафика у него есть, это идеальный вариант для большой маржи.
  • Веб-студия со специализацией на стартапы, которая перепродала два наших приложения командам, которые вынуждены были закрыть свои стартапы. Попробовали, обожглись, теперь взяли франшизу.
  • Директор по маркетингу, которого сократили в октябре 2020 года. Очень крутой, но работал в неудачной нише. У него нет пока команды, всё делает сам, руками, поэтому идет к окупаемости медленнее, чем ожидал. Но не теряет веры, поскольку видел наши цифры — а значит это вполне реально и для него.
  • Один франчайзи использовал нашу франшизу с европейской локализацией, чтобы получить стартап-визу и ВНЖ в Эстонии. Вот официальный тест на потенциал визы, и — как оказалось — наша франшиза прекрасно проходит такой тест.

Пока что у нас не хватает ресурсов, чтобы организовать полноценный обмен знаниями (что-то вроде Университета Додо). Мы уважаем конфиденциальность наших франчайзи, поэтому участие в таком обмене будет свободным. Хочешь получать свежие фишки, как повысить выручку, снизить цену привлечения и прочее? ОК, но тогда делись своими метриками с другими участниками. Мы предполагаем, что такая синергия будет мощным стимулом для роста нашей франшизной сети.

Франшиза — гарантия успеха?

Хотя франшиза по определению — проверенная и успешная бизнес-модель, но само всё не заработает. У нас есть пошаговые планы маркетинга приложений и обмен опытом, но методы быстро выгорают, и приходится постоянно делать эксперименты.

У франчайзи есть мотивация развивать свои приложения: мы даем скидку 50% на покупку следующего языка, но только когда франчайзи добивается хороших результатов. В разработке у нас еще новых 5 приложений — их тоже будем в первую очередь предлагать текущим успешным франчайзи.

Заключение

Мы только в самом начале франшизного пути, до набора планируемой сотни франчайзи пройдет не меньше года. Надеюсь, что через пару лет и мы сможем свою книгу выпустить) )

Еще раз хочу поблагодарить Федора Овчинникова за то, что делился процессом построения своего бизнеса: мы внимательно проследили весь путь за 10 лет и сделали свои выводы. Такая открытость действительно помогает новичкам.

Рекомендую из полезного:

  • Блоги Федора до 2015г и до 2017г
  • Как чашка за чашкой строилась Starbucks
  • Burger King. Как построить империю
  • + десятки различных книг запуску франшизы

Это реально лучшие самоучители по построению франшизы.

Если хотите получить нашу mindmap о франшизах (то, что мы сохранили себе в процессе изучения других франшиз), напишите в почту support@art-web.io с темой Mindmap и мы вам вышлем.

Всем удачи, верьте в себя!

2323
42 комментария

За почти 10 лет не научиться делать нормально пицу, это нужно постораться. Не говоря уже про впаривание лохам франшизы. Статистику по которой додо прячет от франчази. 

15
Ответить

Я пробовал додо пиццу еще лет 8 назад. И додстер. И мне не понравилось: пицца была просто невкусная, а додстер еще и маленький! Потом был перерыв лет 6, и я попробовал снова, и тогда зашло. То есть у них было время, чтобы унифицировать процессы и сделать хорошо. Сейчас, когда есть возможность, я захожу именно в Додо, именно за универсально вкусной пиццей (имхо конечно, вкусы у всех разные)

5
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

да! было круче намного, очень живо и стильно

3
Ответить

когда 2012 год выглядит лучше 2016.

2
Ответить

Не спорю, вам возможно лучше, но я когда впервые увидел эти фотки, подумал что это сравнение "до и после ремонта", как буд-то какой-то склад на задворках города, весь в графити, превратили в норм заведение.

Ответить