Как мы с сыном прошли путь от «Купи слона» до собственного навыка для Алисы
Я всегда стараюсь поддерживать сына в его увлечениях. Недавно он твёрдо решил: "Хочу стать программистом!". Мы уже подходили к этому снаряду пару лет назад с визуальным языком Scratch, параллельно наращивая математическую базу. Но в этот раз я понял, что «детское» программирование можно пропустить. Пора браться за настоящее дело.
Шаг 1: Python и первые победы в консоли
Я предложил сыну выбрать любой «взрослый» язык. Вася, недолго думая, выбрал Python. Мотивация была железная — на нём можно писать моды для Minecraft.
Мы начали с основ на code-basics.com. Чтобы сделать процесс нагляднее, я открыл на своём ноутбуке командную строку. Мы разобрали переменные, операции с числами и самое интересное — как вставлять переменные в строки (f-strings).
Именно на этой теме родилась наша первая игра — «Купи слона». Код элементарный, но сколько было смеха!
Суть проста: что бы ты ни написал, программа упрямо твердит своё. Первым «тестировщиком» стала бабушка, которая долго не могла понять, почему компьютер с ней так разговаривает. Вася хохотал до слёз.
Успех вдохновил его, и идеи посыпались как из рога изобилия. Так появилась игра «Скажи триста»:
Эта игра была уже сложнее: в ней появилось условие (if) и элегантный выход из программы (break), в отличие от «Слона», которого можно было остановить только через Ctrl+C.
Шаг 2: От Minecraft к вероятностям и выходу из консоли
Вася, с его опытом в Minecraft, интуитивно понимал, что в играх многое завязано на случайности: шанс появления розовой овцы, выпадение редкого лута. «А как сделать так, чтобы что-то происходило не всегда, а с какой-то вероятностью?» — спросил он.
Это был идеальный момент для знакомства с библиотекой random. Мы тут же написали простую консольную рулетку. Стало ясно: мы готовы выходить из чёрного окна консоли во что-то более интересное.
Шаг 3: Наш первый «стартап» — навык для Алисы
Что может быть круче, чем создать что-то, чем смогут пользоваться тысячи людей? Я вспомнил, что Яндекс позволяет всем желающим создавать навыки для своего голосового ассистента Алисы.
Идея сына не заставила себя ждать: «Реши в уме» — тренажёр для устного счёта. Просто, полезно и можно задать сложность на уровне 3-го класса.
Наше распределение ролей:
- Вася — генеральный директор и владелец продукта. Он придумал концепцию и ТЗ.
- Я — технический директор и DevOps.
- Искусственный интеллект — наш главный разработчик.
Мы начали с DeepSeek, но быстро переключились на Gemini — с ним дело пошло гораздо быстрее. За основу взяли пример игры «Купи слона» из документации Яндекса и скормили нейросети наше ТЗ. Иконку для навыка, кстати, тоже сгенерировала нейросеть Алисы.
Я взял на себя публикацию: упаковал код в Docker-контейнер и настроил проксирование через Caddy. Работа закипела!
Финальный код проекта.
Шаг 4: Битва с модерацией и заслуженный успех
Мы отправили наш навык на модерацию и... через день получили отказ. Причина: некорректно описаны команды в разделе «Что ты умеешь?».
Я не стал ломать голову. Просто скопировал правила Яндекса, текст отказа и наш проект, а затем попросил Gemini всё исправить. Нейросеть за пару секунд сформулировала идеальные тексты.
Мы отправили навык на повторную проверку. И на следующий день — УСПЕХ! Наш проект приняли! Радости не было предела.
Теперь каждый может оценить первую работу Васи. Просто скажите: «Алиса, запусти навык Реши в уме».
Этот проект вдохновил нас двигаться дальше. Следующая идея оказалась ещё интереснее и масштабнее. Оказывается, с современным ИИ в роли помощника можно свернуть горы. Но об этом — в следующей статье!
Всем спасибо за прочтения статьи. Буду рад вас видеть в моём телеграм-канале, в котором я коплю мысли для будущих статей.