Ощущение, что ты всё делаешь не так. О кризисе 25 лет
В прошлом году я впервые столкнулась с тем, что позже психолог назвала «кризисом 25 лет» (или «кризис четверти жизни»). В этот период я почувствовала огромное неудовлетворение жизнью, резкое желание всё поменять и уволилась с «престижной» работы в бигтехе.
Изменения были, мягко говоря, значительными. Поэтому захотелось разобраться, что же такое этот кризис четверти жизни: погружение в тему показало, что проблема довольно массовая и весомые причины возникновения данного кризиса действительно есть (и оказались они вполне логичными).
Что такое кризис четверти жизни?
Если коротко, кризис четверти жизни - это сбой старой системы смыслов, переход от «чужой» идентичности к собственной. Возникает он обычно в 23-27 лет по ряду различных причин, которые можно разделить на три категории: физиологические, психологические и социально-культурные.
1. Наконец появляется зрелая способность и потребность к саморефлексии, но именно она запускает кризис
Стабилизация гормонов, спад дофаминового драйва
Ближе к 25 годам уменьшается активность рецепторов дофамина (гормона мотивации), снижается чувствительность к новизне, пропадает прежняя эйфория и ощущение «всё возможно». От этих изменений падает мотивация просто «что-то делать», появляется критичность.
Помимо дофамина, также стабилизируется уровень половых гормонов (тестостерон / эстроген), и если раньше эти гормоны тянули за собой драйв, влечение к жизни, создавали импульс к действию, то ближе к 25 мозг и тело выходят из состояния подростковой гиперактивности и возникает потребность в более глубокой мотивации: не из «включило», а из «мне это важно».
Созревание префронтальной коры
Именно к 25 годам префронтальная кора (лобная часть мозга, отвечающая за осознанность: планирование, принятие решений, контроль импульсов, эмпатию) достигает зрелости.
Если раньше мы реагировали быстро и эмоционально, то теперь на нас меньше влияют желания и страхи, - мы уже можем делать паузу, выдерживать напряжение, не действовать сгоряча. У нас появляется стратегическое мышление, мы видим будущее как следствие сегодняшних событий. А еще - начинаем думать, как именно мы думаем и развиваем способность к метапозиции.
Метапозиция - это умение наблюдать за собой со стороны без слепого вовлечения в эмоции. Основные свойства метапозиции:
- Отстранённость от импульса (я злюсь, но могу заметить это и не взрываться)
- Разделение «я» и «мои мысли / эмоции» (то, что я думаю - не обязательно объективно)
- Интеграция опыта (я могу осмыслить прошлое и не застревать в нём)
- Выход из автоматизма (начинаю выбирать, а не просто реагировать)
В результате описанных выше физиологических изменений, мозг начинает дистанцироваться от автоматических сценариев, искать устойчивую мотивацию и смысл, проводить переоценку ценностей - зачем я делаю то, что делаю? Именно этот процесс и запускает кризис.
Добавьте сюда ещё и смену вегетативного баланса:
- Снижается активность симпатической нервной системы (СНС работает как «газ» для тела, держит в боевой готовности)
- К доминации начинает стремиться парасимпатическая нервная система (ПНС - это «тормоз» телесных реакций: замедление сердцебиения, стабилизация дыхания, чувство усталости и так далее)
Возникает та самая «мечта миллениала»: хочется простого отдохнуть, заземлиться, уйти подальше от суеты и бренности этого мира.
И мы получаем замедленные тело и психику, которые начинают подвергать сомнению старые установки и искать новую мотивацию в условиях пугающей, быстро меняющейся реальности. Но опорных паттернов поведения, кроме родительских или культурно-социальных, ещё нет. И строить новые нужно будет практически с нуля. Будучи очень уставшим.
2. С кем и чем я хочу соединиться, если я сам - размыт?
Психология активно изучает потребность строить собственные паттерны поведения и определять истинные «хочу», проходя через возрастной кризис. Есть как минимум 6 систем, рассматривающих психологию различных возрастных кризисных этапов и они так или иначе могут объяснить кризис четверти жизни.
Но здесь мы не будем погружаться в отдельные психологические течения, а только выделим концепции, в которых все они сходятся. Ключевая мысль заключается в том, что кризис - это нормальный, необходимый этап взросления.
Именно к 25 годам обычно завершается юность и наступает время создавать устойчивую жизненную структуру. Начинается переход от социально-зависимого сознания к авторству: от «что подумают» к «что я чувствую и во что верю».
В этом переходе и заключается суть кризиса - ты ещё не автор, но уже не можешь быть просто «перспективным парнем», «отличницей», «сотрудником ИП Пупкина» или плодом ожиданий социума. Психике важно выйти из режима «быть кем-то» к режиму «быть собой».
Обычно сопротивление этим изменениям и делает кризис четверти жизни крайне болезненным.
Но если пройти через адаптацию психики и создать собственную идентичность, то психология обещает существенный скачок к счастью и реализованности, которые мы все так упорно ищем.
Если же отказаться от создания собственной опоры, научные труды и их интерпретации обещают цикличные сомнения, выученную беспомощность, жизненную стагнацию, тревожное залипание и так далее по списку.
Звучит пугающе, но если перевести на приземлённые примеры, то приходит понимание, что это и есть жизнь многих из нас:
- одни залипают по 4 часа в ленту, вместо того, чтобы качественно провести время с любимыми
- другие даже подумать не могут о том, чтобы реализовать свои мечты - настолько боятся собственных представлений о потенциальном провале (который может и не состояться)
- третьи уже вот второй год ненавидят свою работу, но менять её не собираются
А всё потому, что изменения требуют того или иного столкновения с социумом. И именно тут чаще всего и возникает основное напряжение.
3. У тебя есть право на собственное мнение. И я тебе его сейчас расскажу
Современная культура не оставляет права на ошибки, тишину, паузу. А кризис 25 лет - как раз о праве быть живым, неидеальным, ищущим, сомневающимся.
Раньше идентичность формировалась через внешние роли: в 20 лет у молодых людей чаще всего уже была семья, дети, определенная работа до пенсии. Кризис 25 лет не успевал наступить, потому что взрослая жизнь начиналась раньше, а выбора было меньше.
Сейчас же у нас сотни вариантов карьер, стран и городов для жизни, форм отношений, языков, проектов, сообществ. Но чем больше выбор, тем выше тревога. В этом заключается социальный парадокс: мы выросли в мире, где всё возможно, где есть много дорог, но нет ни одной карты. Отсюда такой спрос на различные курсы, инфобиз и псевдо-наставников — мы все нуждаемся в ориентирах.
А ещё наслаивается:
- Культ индивидуальности: мы живём в культуре «будь собой», «реализуй свой потенциал» и так далее. Но в 25 лет у тебя ещё нет полной картины себя, понимания чего хочешь на самом деле. Но зато есть чувство, что «нужно уже знать».
- Сравнение с другими и FOMO: соцсети создают иллюзию, что все уже нашли себя, путешествуют, развиваются и только ты один стоишь на месте.
- Отсутствие ритуалов перехода: в большинстве культур были обряды инициации, учителя, которые помогали переходить в новую стадию взросления. Ритуалы завершения и начала крайне важны для нашей психики даже в современных реалиях, однако сейчас же у нас нет никаких обрядов или «мудрых старших» и всё нужно делать самому, наощупь.
Про страх проявленности, публичного провала и все любимые родительские «не выдумывай», «в каждой бочке затычка» я и вовсе молчу.
Социум указывает нам, кем быть, чего хотеть, но проблема в том, что чаще всего эти требования максимально полярны. Будь утрированным самцом, но оставайся джентльменом и транслируй уязвимость. Строй карьеру, выгляди как модель с обложки, но оставайся вовлеченной женой и мамой. Одним словом, будьте идеальными. Что конечно же невозможно в неидеальном мире.
В итоге внешних и внутренних якорей нет, а тело и психика уже готовы к взрослости. И тут возникает глубинная фрустрация: Где я? Кто я? Почему у меня ещё ничего не получилось?
Какие выводы?
Кризис четверти жизни - это нормальный процесс взросления, где:
- Мозг и тело дозревают, начинается осознание автоматизмов, появляется потребность в новых смыслах и мотивации
- Прежние идентичности подвергаются сомнению, а новых ещё нет. Приходит понимание, что старое уже не работает, а по-новому — непонятно, как
- Социум оказывает давление и торопит, но не даёт ясные ориентиры
- Впервые появляется внутренняя экзистенциальная пустота
Что можно с этим сделать?
- Уметь быть в незнании, без срочной попытки всё понять и решить. Не пытаться вернуть вкус жизни, а работать над способностью выдерживать его временное отсутствие.
- Прожить утрату внешнего Я. Старые цели, амбиции и идентичности теряют свою актуальность, а мозг и тело ещё цепляются за них через прокрастинацию, саботаж и страх. Важно понимать - это не лень, а горевание. Его нужно не исправлять, а отпеть.
- Создавать горизонт, не замирать в бесконечном поиске смысла. В этом возрасте вряд ли найдётся конечная идентичность, поэтому важно выстроить картину движения и проб через маленькие проекты, выборы, попытки, отстаивание своих границ в сложных разговорах. Чтобы прощупать, что вам на самом деле ок, а что нет.
- Опознавать свои защитные реакции. Ступор перфекциониста, уход в идеализацию, компульсивные попытки реализоваться - всё это способы удержать старое, которые будут проявляться даже после отпускания прежнего Я. Такие сценарии нужно осознавать, чтобы они не забирали управление и не растили тревогу.
А иногда стоит просто отпустить, ведь для достижения идентичности психика на самом деле не требует излишнее сознательное исследование и саморефлексию.
Важно продолжать жить, пробовать, позволять себе ошибки и выдыхать. И главное помнить: зрелость - это не абсолютная ясность, а возможность выдерживать её отсутствие.