«Братские выступления» за десятки тысяч евро: когда пытаешься играть по своим правилам в чужую игру

Газеты выходят с заголовками. Спикеры вещают из всех утюгов: “Нейросети окончательно победили проблему переводов – языкового барьера больше не существует”.

«Братские выступления» за десятки тысяч евро: когда пытаешься играть по своим правилам в чужую игру

Читаю это и, вспоминая, улыбаюсь. В юности я работал юристом и старшие коллеги шутили:
— Мы не юристы. Мы переводчики. Переводим с русского на русский.
— Это как? — спрашивал я.
— Ну смотри. Человек хочет бизнес построить. Или с надоевшим супругом развестись. Сама схема ему абсолютно понятна. Один вопрос: “Как оформлять будем?” И начинается… Тут нужны разрешения, здесь сертификация. Там дележка имущества. Ну ты и сам уже знаешь.
— И начинается наша кропотливая работа по переводу. С русского-законодательного на русский-человеческий. Так?
— Именно так. Клиенту всегда кажется, что все просто – пара бумажек и поехали. А практика выглядит иначе. Вот и переводим.

Сейчас я уже давно не юрист, а концертный директор. А ощущение того, что также занимаюсь переводами, никуда не делось. Изменился только “язык”.

— Это же просто братское выступление!

— Договор можем не оформлять, ведь мероприятие частное.

— Это неофициально, не концерт.

— Мы же хорошо общаемся, зачем эти бумаги?

— Дружище, у нас всё по-домашнему.

— Просто пусть приедет, споёт – и всё.

Каждую из этих фраз я слышал не один раз.

Это не наивность – это тонкости перевода

Эти фразы звучат из-за того, что человек просто пока не знаком с языком и правилами, по которым живет концертная индустрия. Столкнулся впервые – с кем не бывает?

Эти люди не злые. Они не хотят обмануть. И кусочек моей работы как раз и заключается в том, чтобы помочь заказчику понять. Перевести на понятный язык, что организация выступления – это не «позвонил – приехал – спел».

Это:
– Переговоры
– Согласование условий
– Договор
– Финансовые обязательства
– Визы, логистика, техника, райдер
– Репетиции (иногда)
– И только потом – само выступление

И, когда люди видят эти детали, для них они начинают казаться бюрократией и занудством. Начинают просить: “А можно как-то без этого? У нас же скромный дружеский вечер...”
Господа, я вас прекрасно понимаю. Но ведь и артист – это не послушная Bluetooth-колонка, которая по нажатию кнопки исполняет любимый трек.

А теперь давайте посмотрим на реальную жизнь

Мы же не приходим к архитектору и не говорим:
— Построй мне дом. Просто построй, по-братски.

Нет. Мы обсуждаем:

Сколько людей будет жить? Сколько детей? Нужна ли баня? Где будет гараж? А комната для персонала? Что с коммуникациями, фундаментом, участком, разрешениями?

Заключаем договор. Архитектор рисует проект. Мы его дорабатываем.

И только после этого начинается стройка.

Потому что дом – не прихоть. Это система, где всё должно быть правильно, надёжно и по-настоящему. Нам же в нем жить.

И выступление артиста – то же самое. Это сложная конструкция. Которая нуждается в планировании. Иначе всё развалится от первого дуновения ветра.

Чем заканчивается это недопонимание?

Самыми разными сценариями:

– И артист может отказаться в последний момент, потому что нет конкретики: ни договора, ни оплаты, ни подтвержденной логистики.

– И выступление может обернутся скандалом, который утекает в СМИ. Стороны ведь, напомню, общаются на разных языках и услышали себе все по-своему.

– Или вообще никто никуда не приезжает. Потому что вы изначально писали не тому человеку, и общение шло через фейкового «менеджера» (о чем я уже писал в предыдущих статьях: истории про день рождения и невыездного артиста).

Но главное – остается неприятное послевкусие: «Как же так? Мы же нормально общались! По-братски!»

Почему нужен зануда в комнате

Повторяюсь. Организация выступления – это проект. С этапами, сроками, людьми, обязательствами.

И каждый, кто работает в индустрии, знает: ни один артист, даже самый лояльный к своим поклонникам, не будет участвовать в «дружеском ивенте», если всё сделано на коленке.

Здесь нет “по-братски”, есть “по договору”.

Нет “домашней атмосферы”, есть райдер.

Нет “а можно без сцены”, есть ТЗ от технарей.

Можете считать меня занудой. И все же работа концертного директора – это соблюдение баланса между интересами всех участников процесса:

– Артиста, который хочет дать хорошее выступление.
– Зрителей, которые хотят от этого выступления получить удовольствие.
– И заказчика, который тратит свои деньги и хочет получить за них то, что заказывал.

Пока ты не строишь дом – тебе кажется, что это просто: стены, крыша, и поехали.

Пока ты не организовываешь выступление – тебе кажется, что это просто: артист, колонка, и поехали.

Но так не работает. Никогда не работало. Поэтому в мире появился концертный директор. То есть человек, который превращает «просто» в по-настоящему. С гарантиями, ответственностью и результатом.

А чтобы узнать, как это “по-настоящему” выглядит в действительности – подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там я рассказываю и показываю такие подробности о концертной индустрии, о которых вы даже не догадывались.

4
1
1
Начать дискуссию