VUCA, BANI и новый очень турбулентный мир
Мир стал турбулентней обычного, и в военных кругах США в 1980-х придумали модель VUCA, термин VUCA world стал популярным в бизнесе с начала 2000-х. Модель описывает мир через характеристики среды:
— Volatility (Изменчивость);
— Uncertainty (Неопределенность);
— Complexity (Сложность);
— Ambiguity (Неоднозначность).
Но, первичны восприятие и эмоции людей (а изменчивость – относительна), поэтому в 2020 родился концепт BANI:
— Brittle (Хрупкость);
— Anxious (Тревожность);
— Nonlinear (Нелинейность);
— Incomprehensible (Непостижимость)
Короче, VUCA говорит «мир сложен и нестабилен», а BANI добавляет «и это вызывает у нас тревожность, растерянность, ощущение хрупкости и бессилия»
Как Netflix адаптировались к BANI-реальности (ещё до того, как это стало трендом):
1. Хрупкость: В 2000 предложили Blockbuster партнёрство за $50 млн, но им отказали. Когда лопнул пузырь доткомов и произошли теракты 11 сентября, Netflix сократили 30% сотрудников.
2. Тревожность: разработали сложную систему персонализированных рекомендаций для снижения тревожности выбора;
3. Нелинейность: Небольшие изменения в алгоритмах рекомендаций приводят к кардинальным изменениям в поведении пользователей. В 2006 году Netflix предложила приз в $1 млн за улучшение алгоритма всего на 10%, и получили революционные изменения в области ML;
4. Непостижимость: Объём данных настолько велик, что даже с применением ИИ сложно полностью понять и предсказать все взаимосвязи — к 2018 году у Нетфликс было 137 млн юзеров по всему миру. В пандемию — ещё +16 млн подписчиков (событие было непостижимым, непредсказуемым, но им оно помогло)
Короче, BANI лучше описывает постпандемийный мир, где привычные системы могут мгновенно разрушиться, информационная перегрузка вызывает хроническую тревожность, а малые события приводят к большим последствиям