Доставка оборудования из Исландии в Россию: опыт сложной логистики

Логистика — это не только движение грузов, но и постоянная готовность к неожиданным вызовам. Расскажу историю о том, как во время перевозки оборудования из Исландии в Россию мою команду ожидали непростые испытания, но опыт, внимательность и гибкость помогли преодолеть все сложности на пути к успеху.

Доставка оборудования из Исландии в Россию: опыт сложной логистики

Авиаперевозчики на морских путях: индивидуальное решение маршрута для клиента

Недавно к нашей команде международных экспедиторов обратился клиент с запросом: необходимо быстро и надёжно доставить крупную партию оборудования из Исландии в Россию. И хотя мы специализируемся на авиаперевозках, самолёт как вид транспорта в данном случае не подходил заказчику, требовалась морская доставка. Мы согласились в виде исключения.

В ходе планирования маршрута мы выбрали оптимальный на тот момент вариант: транзит через Турцию, где оборудование перегрузят для отправки на следующий отрезок пути — уже в Россию.

Сложности транзитного порта: лишний груз и ожидание

Грузовые суда в порту Стамбула, Турция 
Грузовые суда в порту Стамбула, Турция 

Маршрут был построен, все документы оформлены, расходы определены. Казалось бы, логистика в действии — сервис под ключ. Однако, как это бывает в международной перевозке, реальность оказалась далека от идеала.

Вначале всё шло по плану: груз без проблем добрался из Исландии до транзитного порта Стамбула. Но здесь начались «сюрпризы». Во время досмотра оборудования турецкие таможенные службы обнаружили незадекларированную палету с запасными частями — болты, гайки, просто упаковка, которую отправитель не счёл нужным вносить в документы. Для него это было очевидным, но для таможни — отдельное грузовое место, требующее обязательного указания.

Административные процедуры затянулись, оборудование «застряло» в Турции на 21 сутки. Каждая из них оборачивалась дополнительными расходами — сначала на хранение, затем на штрафы.

Демередж: непредсказуемые расходы на хранение контейнеров

Разгрузка судна 
Разгрузка судна 

Параллельно с таможенными нюансами встал вопрос демереджа — платы за превышение бесплатного срока хранения груза или контейнера на территории морского порта или терминала.

Обычно демередж составляет две недели, иногда двадцать дней — но в нашем случае из-за дефицита контейнеров турецкий порт ограничил льготный период до трёх дней. Не успеет груз вовремя покинуть порт — и штрафы возрастают стремительно.

Будучи авиаперевозчиком, мы привыкли к другим срокам и нюансам морской логистики — и это стало первым уроком: ключевые условия транзитного порта всегда надо уточнять заранее!

Проверка счетов: как не стать жертвой мошенничества

Когда оборудование наконец было готово к отправке дальше в Россию, турецкий агент предоставил нам обширный список счетов, где фигурировали значительные суммы за услуги:

  • хранение;
  • досмотр;
  • оформление документов;
  • дополнительные перевозки.

Первое, что испытала моя команда: почему всё настолько дорого и сложно для понимания? Было крайне непонятно, за что выставлены такие суммы и на чём они основаны.

Мы не стали платить сразу, а решили разобраться в ситуации и проверить все детали.

Счёт за услуги один, а шрифты в нём разные

Подозрение вызвал разный шрифт на счетах, несостыковки в цифровых и буквенных прописях, странная генерация файлов через сторонние сервисы типа ilovepdf. Даже беглое сравнение при помощи Google Translate показало: цифры не сходятся с официальными тарифами порта.

Наши специалисты «нырнули» в публичные цифровые базы порта, нашли реальные тарифы, сопоставили суммы и… выяснилось, что счета сильно завышены, документы частично фейковые. Агент объяснил — это обычная турецкая практика, когда счёт за услуги порта выставляет агент, внося в общий документ и свою комиссию.

Но для нас и для традиций мирового логистического сообщества такой подход к выставлению счёта — мошенничество.

Поддержка логистического сообщества

С этим турецким агентом нас связывали две общие отраслевые конференции — GLA и JCTrans, в которые вступают серьёзные игроки на рынке. Мы открыли кейс, и на дискуссионных площадках его признали мошенническим, турецкому агенту отказали в требованиях. Эта поддержка отраслевого сообщества оказалась невероятно важной: клиенты и партнёры должны быть уверены в прозрачности всех действий.

Итог для клиента: оборудование доставлено, расходы покрыты

Порт Новороссийск, Россия 
Порт Новороссийск, Россия 

Финальная развязка кейса: оборудование клиенту мы доставили. Хотя нам пришлось оплатить штрафы и дополнительные расходы за хранение за свой счёт, клиент ничего не потерял. Мы восприняли это как вложение в репутацию и получили два фундаментальных урока.

Наши уроки: как избежать ошибок во время международных перевозок

Во-первых, всегда проверяйте условия демереджа или другие временные лимиты в каждом транзитном порту — нормы могут меняться внезапно и стоить вам десятков тысяч за хранение.

Во-вторых, не доверяйте агентам, с которыми работаете впервые: перепроверяйте все счета и документы, сверяйтесь с официальными источниками, используйте цифровые базы.

И главное — стройте работу по принципу прозрачности, следите за каждым этапом, чтобы не попасть на расходы только из-за незнания нюансов.

Выбирайте специализированных экспедиторов, работайте с прозрачными счетами и будьте готовы к неожиданностям — только так международная логистика сможет обеспечить надёжную доставку.

1
1
1
1
1
4 комментария