Сонграйтинг с божиишной помощью

🎯 Цель статьи: Показать, как даже без музыкального образования можно написать свой первый трек — с помощью ИИ, GarageBand, Studio One и небольшого упорства. Это не гайд для профи. Это вдохновляющий кейс для творческих айтишников, которые хотят, но боятся начать.

Дмитрий Слиньков

Содержание

1. Сначала было ИТ. Потом и т д

Привет! Меня зовут Дмитрий Слиньков. Однажды я основал IT компанию, которой в этом году исполнилось 25 лет. Там сейчас работает более полутора тысяч человек. Круто, правда?!

Вот уже много лет я работаю писателем. И, поскольку прошлых ИТ-шников не бывает, сервисы и аппы помогают мне осваивать эту нелёгкую профессию.

Музыкальный зоопарк
Музыкальный зоопарк

Например, я веду видеоблог, в котором либо я, либо великодушно согласившиеся артисты, читаем мои рассказы. У некоторых видео- блогеров я подсмотрел такую фишку: по окончании ролика они запускают саундтрек. У этой идеи, как минимум, два преимущества: во-первых, вы не расстаетесь резко с видюхой. Под хорошую музыку есть возможность обдумать увиденное. А во-вторых, это как раз то самое место, где можно спокойно разместить ссылки на другие видео автора и на сам его канал.

Конечно, можно взять где-нибудь бесплатный тупенький трек. А можно заморочиться и написать свой. Поскольку в мою творческую зону всегда воткнуто шило, я пошел по второму пути.

Сначала я решил, что саундтреком будет песня. Написал слова, отражающие суть целого литературного цикла. То есть, книги. У меня в работе сейчас четыре книги. Учитывая 25-летие моей компании, не удивительно, что ближайшая книга будет содержать в себе «байки айтишника».

Пахарь пашет музыкальные дорожки
Пахарь пашет музыкальные дорожки

Короче... двухнедельное погружение в тематику сонграйтинга дало мне понять, что целая песня — это очень много пахать надо. Да оно и не нужно в принципе. Никто не будет после пятиминутного рассказа слушать ещё и четырёхминутную музыкальную композицию, которая тоже сама по себе история.

В общем, песню я когда-нибудь сделаю. Но пока остановимся на саундтреке. Не более минуты. Для разогрева я взял одну из композиций, которые исполнял в своей далёкой молодости. Открыл Reaper, Studio One, GarageBand и начал все это изучать.

2. Почему не GarageBand?

GarageBand — зта эпловская музыкальная DAW-система достаточно хороша, особенно если вы планируете оставаться в рамках эпловской же экосистемы. То есть, в библиотеке сэмплов и инструментов предоставляемых самой Apple. Однако! GarageBand не даст вам MIDI- файл.

Что такое этот MIDI-файл? Это XML взаимодействия разных музыкальных компьютерных систем. Достаточно сказать, что MIDI-файл может понимать и генерировать для вас его величество Python. О Питончике у меня есть отдельная глава в этой статье.

Д. Слиньков

В общем, путём недолгих размышлений, я решил стать директором вот такого зоопарка: на PC Windows ставим Studio One для окончательного и беcповоротного сведения музыкальных произведений.

Для того, чтобы в дороге, в самолёте, в такси, в туалете накидывать мелодию, достаточно GarageBand, который стоит на iPhone, iPad и на MacBook. Если одна из набитых таким образом мелодий мне понравится, для меня не составляет труда перенабить её в установленный на Маке Reaper, сгенерировать MIDI-файл и дальше можно делать с этим файлом что угодно. Например, через облака отправить его на PC и там, на его основе, начать аранжировку нового произведения.

Как показала дальнейшая практика музыканта-дилетанта, GarageBand мне в конечном счёте пригодился еще для кое-чего.

3. ИИ-помощник: терпеливый препод

Возможно, вы открыли эту статью для того, чтобы узнать каким таким инструментом можно быстренько сгенерировать песню. Желательно, чтобы и слова, и мелодия, и аранжировку за вас написал ИИ, да?!

Также было бы весьма уместно просто ввести куда-нибудь номер карточки и радоваться банковским уведомлениям от стримингов за ваш супер-хит.

ИИ за вас песню не напишет
ИИ за вас песню не напишет

Не побоюсь вас разочаровать. Вот как я использовал ИИ при создании саундтрека:

  • помощь в выборе аккордов
  • ликбез по композиции
  • составление тезауруса (тоника-шмоника, контрапункты и прочие сильные доли).

Дополнительно, я эксплуатировал Искусственный Интеллект в рамках ставших уже традиционными наших с ним отношений: если мне нужна какая-то микро-система, я прошу его сгенерировать скрипт на Питоне. Второй раз обещаю об этом ниже рассказать.

4. Studio One: трек растёт

Studio One — это DAW с человеческим лицом. От GarageBand к ней — как от самоката к электровелосипеду. Там всё как будто под тебя подстроено: и дорожки, и инструменты, и даже аккорды угадывает. Вот что я лично оценил:

  • Drag-n-drop всё подряд: лупы, инструменты, даже эффекты
  • Редактирование MIDI и аудио на одном экране, без танцев с бубнами
  • Chord Track -- штука, которая следит за аккордами, и если ты передумал, подгонит всё под новый настрой
  • Sample One и Presence XT -- встроенные инструменты, с которыми можно нарезать, склеивать и запускать свои звуки
  • Микшер с автоматизацией -- не просто крутилки, а настоящая консоль, как в кино

А когда я понял, что там есть даже плейлист для лайф-выступлений, мне захотелось, как в былые времена, выйти на сцену. Но пока что я вышел только на балкон. И проорался там от радости.

Сонграйтинг с божиишной помощью

Основные воркфлоу:

  1. Создать дорожку
  2. Выбрать инструмент
  3. Набросать мелодию
  4. Выверить аккорды и ноты
  5. Сделать лёгкую импровизацию
  6. Выставить громкость в микшере.

|1|

Когда я услышал первую версию собственного трека, это было тупое переложение гитарных аккордов на пианоролл Studio One. Кроме того, раз у нас нет вокала, значит должен быть хоть какой-то мотивчик. Для мотива ловчее всего брать фортепьяно. Получалось топорно. Словно преподаватель показывает ученику какими нотами надо это мотивчик петь.

Поэтому с основной мелодией пришлось пофантазировать и практически сделать её импровизационную джаз-версию.

Также стало понятно, что однопальцевый мотивчик всё равно должен поддерживаться фортепианными аккордами. И аккорды эти я разместил на другой дорожке. И превратил их там в арпеджио («переборы» по-нашенски). В этом, кстати, мне помогли скрипты Python. В третий раз обещаю рассказать об этом ниже.

|2|

Когда я услышал вторую версию собственного трека, мне показалось, что я присутствую в караоке восьмидесятых. Захотелось срочно поменять имеющиеся синтезаторы на какие-нибудь новые-современные. Бесплатных не нашел. Тогда я подумал, что ситуацию могут спасти драм-машины зашитые в GarageBand. Пошёл в Гараж, выставил BPM, 4/4 и сгенерил вполне сносную современную цепочку «тумс-тумсов». Экспортировал дорожку с ударными в WAV-формат. И набросил этот файл на Studio One. Чуть сдвинул по долям ударные, чтобы пошёл грув и синкопирование.

|3|

Когда я услышал третью версию собственного трека, мне не хватило скрипки. Скрипку я ввёл очень аккуратно: в одном месте как эхо основного мотива, в другом — как контрапункта этого мотива.

|4|

Когда я услышал четвертую версию, возникла потребность в т н гуманизации фортепианной партии. Если коротко, то это означает делать партию живой: добавить акценты, разную силу нажатия, небольшие расхождения по времени, использовать педаль и т п.

5. Ну не томи! Чо там Python-ом?

Да ничо)) Мне для работы и самообучения нужен был следующий скрипт. Задаешь ему буквенное обозначение аккорда, а он тебе в ответ: аппликатура на пианино, аппликатура на гитаре, название всех нот этого аккорда и возможные для придания дополнительной красоты «ипровизационные» ноты.

Есть ещё куча идей зачем может пригодится Python в создании музыки. Например, с помощью Python можно генерировать медиафайлы в больших количествах. Я еще нагенерировал себе полный сет аккордов. И поскольку они в MIDI-формате, я могу их использовать где хочу и как.

Также в планах сделать на Python интерактивный Кварто-квинтовый круг тональностей.

Кварто-квинтовый круг не так страшен, как его молюют некоторые
Кварто-квинтовый круг не так страшен, как его молюют некоторые

6. 🧩 sfz: свои звуки — своими руками

SFZ — это такой рецепт приготовления кастомного инструмента. Ну типа: вот тебе папка с записанными звуками (WAV-файлы), а вот текстовый файл .sfz, который объясняет плееру, что когда играть, на каких нотах, с какой громкостью и каким характером.

Пример из жизни. У тебя есть подруга, которая отлично играет на казу. Ты записал, как она дует в него в разных тонах. А потом такой: ага, теперь я из этого сделаю виртуальный инструмент. Чтобы в любой момент нажал C3 -- и тебе казу в душу, нажал F# -- и аж уши заложило.

Д. Слиньков

Состоит SFZ из:

- сэмплов (это сами звуки),

- мэппинга (это .sfz-файл -- обычный текст, где ты руками или с помощью генератора прописываешь: «файл такой-то звучит при такой-то ноте и такой-то силе нажатия»).

И да, SFZ можно собрать самому! С друзьями или знакомыми музыкантами создать что-то своё, живое, а не нейросетевую подделку.

7. А что с Suno?

Suno выдает вам аранжировку сплошным потоком без разбивки по инструментам, вокалу и трекам. Вам это надо? Мне — нет.

Есть ещё один инструмент — moises.ai. Его конечно же хочется попробовать. Он может разбить аранжировку, допустим выполненную в Suno, на дорожки инструментов и вокала. По крайней мере, с известными песнями у него это очень хорошо получается (посмотреть как сервис «разложил» Земфиру можно на канале «Звучит круто»). Плюс, в нём есть ещё куча всяких функций. И есть сервисы-конкуренты.

В конечном (лично моём) счете Suno + Moises = платить нада. А моя задача была: просто попробовать себя в роли композитора и аранжировщика. Ну и посмотреть, что из этого выйдет, не затратив ни копейки.

8. Связь с остальным медиа-пространством

Подведем итожик.

В этом году я выпускаю книгу «Выключите проектор». Для её продвижения будет сделан буктрейлер.

Сонграйтинг с божиишной помощью

Саундтреком буктрейлера будет моя песня. И, как своеобразная реклама, создающая ожидания, к этой будущей песне я сделал аутро — заключительную часть видеороликов и выпусков подкаста. По-сути, это как музыка к финальным титрам.

Кстати, книга будет содержать штук 20 рассказов из жизни управленческих консультантов и один роман, суть которого можно саркастически охарактеризовать фразой: «белые воротнички тоже плачут».

9. Премного-благодарности

Как бы ни был силен ИИ в деле обучения, без живого объяснения, без конкретных музыкальных фрагментов понять музыку невозможно.

Теорию музыки лучше изучать с «преподоподобным» Нескучным саундом.

Разработке аранжировок лучше учиться у композитора, музыкального продюсера знаменитого своими работами с Григорием Лепсом, Стасом Михайловым, Максимом Фадеевым, Наргиз, Таисией Повалий, Николаем Басковым и с другими звёздами. Олег Шаумаров.

10. Собственно, сам трек

Сам трек лежит в моем ТГ-канале:

Если вас интересуют нерегулярные ИИ-лайфхаки бывшего ИТ-предпринимателя, а так же захватывающие истории про бизнес, смелость и любовь, милости прошу на этот канал там же и подписаться. «ИИшница на ужин» его название. Он авторский!

Начать дискуссию