Сонграйтинг с божиишной помощью
🎯 Цель статьи: Показать, как даже без музыкального образования можно написать свой первый трек — с помощью ИИ, GarageBand, Studio One и небольшого упорства. Это не гайд для профи. Это вдохновляющий кейс для творческих айтишников, которые хотят, но боятся начать.
Содержание
1. Сначала было ИТ. Потом и т д
Привет! Меня зовут Дмитрий Слиньков. Однажды я основал IT компанию, которой в этом году исполнилось 25 лет. Там сейчас работает более полутора тысяч человек. Круто, правда?!
Вот уже много лет я работаю писателем. И, поскольку прошлых ИТ-шников не бывает, сервисы и аппы помогают мне осваивать эту нелёгкую профессию.
Например, я веду видеоблог, в котором либо я, либо великодушно согласившиеся артисты, читаем мои рассказы. У некоторых видео- блогеров я подсмотрел такую фишку: по окончании ролика они запускают саундтрек. У этой идеи, как минимум, два преимущества: во-первых, вы не расстаетесь резко с видюхой. Под хорошую музыку есть возможность обдумать увиденное. А во-вторых, это как раз то самое место, где можно спокойно разместить ссылки на другие видео автора и на сам его канал.
Конечно, можно взять где-нибудь бесплатный тупенький трек. А можно заморочиться и написать свой. Поскольку в мою творческую зону всегда воткнуто шило, я пошел по второму пути.
Сначала я решил, что саундтреком будет песня. Написал слова, отражающие суть целого литературного цикла. То есть, книги. У меня в работе сейчас четыре книги. Учитывая 25-летие моей компании, не удивительно, что ближайшая книга будет содержать в себе «байки айтишника».
Короче... двухнедельное погружение в тематику сонграйтинга дало мне понять, что целая песня — это очень много пахать надо. Да оно и не нужно в принципе. Никто не будет после пятиминутного рассказа слушать ещё и четырёхминутную музыкальную композицию, которая тоже сама по себе история.
В общем, песню я когда-нибудь сделаю. Но пока остановимся на саундтреке. Не более минуты. Для разогрева я взял одну из композиций, которые исполнял в своей далёкой молодости. Открыл Reaper, Studio One, GarageBand и начал все это изучать.
2. Почему не GarageBand?
Что такое этот MIDI-файл? Это XML взаимодействия разных музыкальных компьютерных систем. Достаточно сказать, что MIDI-файл может понимать и генерировать для вас его величество Python. О Питончике у меня есть отдельная глава в этой статье.
В общем, путём недолгих размышлений, я решил стать директором вот такого зоопарка: на PC Windows ставим Studio One для окончательного и беcповоротного сведения музыкальных произведений.
Для того, чтобы в дороге, в самолёте, в такси, в туалете накидывать мелодию, достаточно GarageBand, который стоит на iPhone, iPad и на MacBook. Если одна из набитых таким образом мелодий мне понравится, для меня не составляет труда перенабить её в установленный на Маке Reaper, сгенерировать MIDI-файл и дальше можно делать с этим файлом что угодно. Например, через облака отправить его на PC и там, на его основе, начать аранжировку нового произведения.
Как показала дальнейшая практика музыканта-дилетанта, GarageBand мне в конечном счёте пригодился еще для кое-чего.
3. ИИ-помощник: терпеливый препод
Возможно, вы открыли эту статью для того, чтобы узнать каким таким инструментом можно быстренько сгенерировать песню. Желательно, чтобы и слова, и мелодия, и аранжировку за вас написал ИИ, да?!
Также было бы весьма уместно просто ввести куда-нибудь номер карточки и радоваться банковским уведомлениям от стримингов за ваш супер-хит.
Не побоюсь вас разочаровать. Вот как я использовал ИИ при создании саундтрека:
- помощь в выборе аккордов
- ликбез по композиции
- составление тезауруса (тоника-шмоника, контрапункты и прочие сильные доли).
Дополнительно, я эксплуатировал Искусственный Интеллект в рамках ставших уже традиционными наших с ним отношений: если мне нужна какая-то микро-система, я прошу его сгенерировать скрипт на Питоне. Второй раз обещаю об этом ниже рассказать.
4. Studio One: трек растёт
Studio One — это DAW с человеческим лицом. От GarageBand к ней — как от самоката к электровелосипеду. Там всё как будто под тебя подстроено: и дорожки, и инструменты, и даже аккорды угадывает. Вот что я лично оценил:
- Drag-n-drop всё подряд: лупы, инструменты, даже эффекты
- Редактирование MIDI и аудио на одном экране, без танцев с бубнами
- Chord Track -- штука, которая следит за аккордами, и если ты передумал, подгонит всё под новый настрой
- Sample One и Presence XT -- встроенные инструменты, с которыми можно нарезать, склеивать и запускать свои звуки
- Микшер с автоматизацией -- не просто крутилки, а настоящая консоль, как в кино
А когда я понял, что там есть даже плейлист для лайф-выступлений, мне захотелось, как в былые времена, выйти на сцену. Но пока что я вышел только на балкон. И проорался там от радости.
Основные воркфлоу:
- Создать дорожку
- Выбрать инструмент
- Набросать мелодию
- Выверить аккорды и ноты
- Сделать лёгкую импровизацию
- Выставить громкость в микшере.
|1|
Когда я услышал первую версию собственного трека, это было тупое переложение гитарных аккордов на пианоролл Studio One. Кроме того, раз у нас нет вокала, значит должен быть хоть какой-то мотивчик. Для мотива ловчее всего брать фортепьяно. Получалось топорно. Словно преподаватель показывает ученику какими нотами надо это мотивчик петь.
Поэтому с основной мелодией пришлось пофантазировать и практически сделать её импровизационную джаз-версию.
Также стало понятно, что однопальцевый мотивчик всё равно должен поддерживаться фортепианными аккордами. И аккорды эти я разместил на другой дорожке. И превратил их там в арпеджио («переборы» по-нашенски). В этом, кстати, мне помогли скрипты Python. В третий раз обещаю рассказать об этом ниже.
|2|
Когда я услышал вторую версию собственного трека, мне показалось, что я присутствую в караоке восьмидесятых. Захотелось срочно поменять имеющиеся синтезаторы на какие-нибудь новые-современные. Бесплатных не нашел. Тогда я подумал, что ситуацию могут спасти драм-машины зашитые в GarageBand. Пошёл в Гараж, выставил BPM, 4/4 и сгенерил вполне сносную современную цепочку «тумс-тумсов». Экспортировал дорожку с ударными в WAV-формат. И набросил этот файл на Studio One. Чуть сдвинул по долям ударные, чтобы пошёл грув и синкопирование.
|3|
Когда я услышал третью версию собственного трека, мне не хватило скрипки. Скрипку я ввёл очень аккуратно: в одном месте как эхо основного мотива, в другом — как контрапункта этого мотива.
|4|
Когда я услышал четвертую версию, возникла потребность в т н гуманизации фортепианной партии. Если коротко, то это означает делать партию живой: добавить акценты, разную силу нажатия, небольшие расхождения по времени, использовать педаль и т п.
5. Ну не томи! Чо там Python-ом?
Да ничо)) Мне для работы и самообучения нужен был следующий скрипт. Задаешь ему буквенное обозначение аккорда, а он тебе в ответ: аппликатура на пианино, аппликатура на гитаре, название всех нот этого аккорда и возможные для придания дополнительной красоты «ипровизационные» ноты.
Есть ещё куча идей зачем может пригодится Python в создании музыки. Например, с помощью Python можно генерировать медиафайлы в больших количествах. Я еще нагенерировал себе полный сет аккордов. И поскольку они в MIDI-формате, я могу их использовать где хочу и как.
Также в планах сделать на Python интерактивный Кварто-квинтовый круг тональностей.
6. 🧩 sfz: свои звуки — своими руками
SFZ — это такой рецепт приготовления кастомного инструмента. Ну типа: вот тебе папка с записанными звуками (WAV-файлы), а вот текстовый файл .sfz, который объясняет плееру, что когда играть, на каких нотах, с какой громкостью и каким характером.
Пример из жизни. У тебя есть подруга, которая отлично играет на казу. Ты записал, как она дует в него в разных тонах. А потом такой: ага, теперь я из этого сделаю виртуальный инструмент. Чтобы в любой момент нажал C3 -- и тебе казу в душу, нажал F# -- и аж уши заложило.
Состоит SFZ из:
- сэмплов (это сами звуки),
- мэппинга (это .sfz-файл -- обычный текст, где ты руками или с помощью генератора прописываешь: «файл такой-то звучит при такой-то ноте и такой-то силе нажатия»).
И да, SFZ можно собрать самому! С друзьями или знакомыми музыкантами создать что-то своё, живое, а не нейросетевую подделку.
7. А что с Suno?
Suno выдает вам аранжировку сплошным потоком без разбивки по инструментам, вокалу и трекам. Вам это надо? Мне — нет.
Есть ещё один инструмент — moises.ai. Его конечно же хочется попробовать. Он может разбить аранжировку, допустим выполненную в Suno, на дорожки инструментов и вокала. По крайней мере, с известными песнями у него это очень хорошо получается (посмотреть как сервис «разложил» Земфиру можно на канале «Звучит круто»). Плюс, в нём есть ещё куча всяких функций. И есть сервисы-конкуренты.
В конечном (лично моём) счете Suno + Moises = платить нада. А моя задача была: просто попробовать себя в роли композитора и аранжировщика. Ну и посмотреть, что из этого выйдет, не затратив ни копейки.
8. Связь с остальным медиа-пространством
Подведем итожик.
В этом году я выпускаю книгу «Выключите проектор». Для её продвижения будет сделан буктрейлер.
Саундтреком буктрейлера будет моя песня. И, как своеобразная реклама, создающая ожидания, к этой будущей песне я сделал аутро — заключительную часть видеороликов и выпусков подкаста. По-сути, это как музыка к финальным титрам.
Кстати, книга будет содержать штук 20 рассказов из жизни управленческих консультантов и один роман, суть которого можно саркастически охарактеризовать фразой: «белые воротнички тоже плачут».
9. Премного-благодарности
Как бы ни был силен ИИ в деле обучения, без живого объяснения, без конкретных музыкальных фрагментов понять музыку невозможно.
Теорию музыки лучше изучать с «преподоподобным» Нескучным саундом.
Разработке аранжировок лучше учиться у композитора, музыкального продюсера знаменитого своими работами с Григорием Лепсом, Стасом Михайловым, Максимом Фадеевым, Наргиз, Таисией Повалий, Николаем Басковым и с другими звёздами. Олег Шаумаров.
10. Собственно, сам трек
Сам трек лежит в моем ТГ-канале:
Если вас интересуют нерегулярные ИИ-лайфхаки бывшего ИТ-предпринимателя, а так же захватывающие истории про бизнес, смелость и любовь, милости прошу на этот канал там же и подписаться. «ИИшница на ужин» его название. Он авторский!