60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 04.06.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Как я хотел торговать колбасой, а открыл школу программирования. Часть 4. Персонал

Предыдущая часть принесла много комментариев, и кажется у меня появились первые “хейтеры”. И это хорошо - природа симметрична. Если у тебя появились хейтеры — значит, найдутся и те, кто фанатеет от того, что ты делаешь (фраза не моя, Морейниса).

Как и обещал неделю назад - будет про Персонал.

Занятие по Scratch фотал сам

У меня два основных типа сотрудников - администраторы и преподаватели. Есть еще методисты и психолог, но это разовые потребности - по запросу.

Про преподавателей я писал подробно во второй части. Сегодня часть про администраторов, они же продажники, они же разгребают все проблемы.

Но сначала хочу рассказать про один занимательный случай с преподавателем, в прошлый раз забыл. Итак...

Случай с преподавателем

Преподаватель из первого набора, почти с самого открытия, назовем его Антон (в честь Антона Семеновича Макаренко). Продавал он себя хорошо и умело, на деле, кстати, тоже оказалось все довольно неплохо.

Коммуникация с детьми на 5+, они прямо висли на нем. Работал и с Питоном и со Скретчем (Питонисты чаще всего не любят уходить в более простые языки). С родителями говорил очень хорошо. Мы с ним хорошо прожили года полтора. Хорошо отработали лето 2019 в формате лагеря, он был и за вожатого и за преподавателя. Идеальный сотрудник.

Приходит ко мне Антон в сентябре 2019 и говорит - “Хочу сам открыть школу, в другом районе. Но нужно юрлицо, твое. Свое открыть не могу”.

Говорю - “Ок, Антон, давай так сделаем, денег за юрлицо я с тебя не возьму, но взамен, ты поработаешь методистом и причешешь пару наших программ”. (в программах всегда есть что дополнять и уточнять, это бесконечный процесс)

На том и порешили, я заключил договор аренды, Антон с молчаливого согласия утащил программы и начал работать.

Сейчас, оценивая ситуацию, понимаю что по сути, выбора не было, если бы отказал - то Антон просто спи@дил бы материалы и работал втихую. А зная его предыдущий предпринимательский опыт. Казалось, поиграется немного, успокоится, а там договоримся на каких условиях организовать "слияние".

Работаем, месяц, два, аккуратно плачу аренду, Антон ее компенсирует из своей ЗП, в Школе то он остался работать. Но, изменений в программе и методике нету. Никаких! Задаю вопросы. Началось планомерное кормление “завтраками”.

Кажется у нас начались "не очень партнерские отношения", доношу это Антону, жду еще чуть-чуть, изменений нет.

Ну ОК, в любой непонятной ситуации - пробуй на этом заработать. Неожиданно, особенно неожиданно для Антона, сервис предоставления юрлица стал стоить 15 000р в месяц. Не то что бы мой бизнес-партнер этому обрадовался, но бурной реакции не было. Мы перешли в довольно странный формат диалога называемый "срач-переписка".

Антон писал по три страницы претензий мне в почту всячески втягивая в дискуссию. Тут было все - от банального “мы так не договаривались” до угроз поднять восстание среди преподавателей, потому что им где-то недоплачивают, а он эту схему спалил и готов раскрыть тайну. Речь шла о небольших консультациях после уроков для тех кто что-то не понял.

К новому году стало понятно, что такой Антон мне не нужен. Тут еще прибавился скандал с одним из родителей, на который Антон, по моему мнению отреагировал странной, но емкой фразой - “Сами мудаки”. Ученика в итоге мы потеряли.

В конце декабря, состоялась очная ставка, постарался максимально доходчиво и корректно объяснить Антону что нам нужно разбегаться и желательно мирно. Проговорили схему “развода”, самым важным пунктом было - “Антон, ты тихонько собираешься и сваливаешь, не накидывая говна на вентилятор. Если так произойдет - все будет ОК”.

В итоге оставил немного охреневшего уже бывшего коллегу и ушел. И что вы думаете? Вместо того чтобы собирать вещи он пошел к Администратору угрожать расправой через РосПотреб, Налоговую, Прокуратуру и всеми ужасами которые только может себе представить бизнес. И ушел. К счастью, кары небесной не последовало.

Админы

При слове «Администратор в Школу Программирования» возникает ассоциация с админом из салона красоты (ИТшники скорее всего думают про системного администратора). Собственно, такой народ я сначала и смотрел, при чем нужен был локальный человек, основная ценность для которого - работа рядом с домом с понятным графиком (позже я узнал, что сервис worki.ru сделал на этих потребностях неплохой бизнес и продал его mail.ru).

Плюс, как мне тогда казалось, должен быть какой-то опыт в образовательной теме, например, работа на курсах английского. Мой самый первый администратор, я бы даже сказал - нулевой, проработала всего пару дней и сбежала после первого урока.

Первую, но не последнюю девочку я нашел довольно быстро, через hh.ru, кстати, последующий персонал тоже искал там, вроде рабочая тема. Для условности и конфиденциальности будем называть ее “Первая”.

Первая

Поначалу все шло хорошо, немногочисленные лиды шли, были пробные занятия, но почему-то очень мало оплат, ну как мало, близко к нулю. Начали разбираться почему так. Первая говорит, отказываются, потому что дорого. Стоп - они же приходят на пробные занятия, знают цену, а потом сливаются, это странно. Плюс масла в огонь подливали менеджеры-франшизики - “Снизьте цены”. ОК, дорого - сколько сказали, что дорого? А сколько им не дорого? Или дорого по сравнению с чем? Первая молчала, как партизан на допросе. Тут на помощь пришла жена - «Давай я с ней поговорю, ты вроде как начальник, а я человек нейтральный, может и получится наладить контакт».

В плане поддержки для меня это было просто отлично.

Девчонки потратили полдня, подняли CRM (в то время сидели в AMO), "дорого" оказалось только для 2 или 3. Ок, эту проблему вроде как решили, написал целый трактат как разговаривать с теми, для кого дорого и четко определили, что делать с каждым незакрытым лидом.

Прошло недели 2, ситуация кардинально не менялась. Лиды шли, а продаж не было. Я регулярно проводил беседы, что именно нужно делать, но Первая не давала результата. И тут на одной из бесед, а надо сказать, что они были очень эмоциональными, у нас складывались довольно семейные отношения: жена, которая старается угодить мужу, а муж постоянно чем-то недовольный, и все с сопутствующей атрибутикой - слезами, криками, только вот посуды не было, чтобы бить.

Так вот, вернемся к беседе, неожиданно становится понятно что для Первой брать деньги - это плохо. Звать на бесплатные занятия - хорошо, проводить их тоже хорошо, обратная связь была просто шикарной, а вот деньги брать - плохо. Пробовал это лечить неделю, в итоге кончилось очередной истерикой (не моей) и уходом Первой с середины рабочего дня, правда она предупредила.

Вторая

Замену нашел за пару дней. Кажется, идеальный кандидат, есть опыт в образовалке, не боится продавать, живет рядом, проблемы с деньгами. Последнее я рассматривал как дополнительную мотивацию. Для секретности назовем ее - Вторая. Встретились, поговорили, назначили день передачи дел. Предварительно поговорил с Первой с подачей - “Ну, не твое это, мы просто мучаем друг друга”. Вроде восприняла нормально, привел Вторую для приемки дел, дал 2 дня на весь процесс, для обеих сторон время оплачивалось. К концу второго дня звонит Вторая и предлагает встретиться, что-то тут не так, ну ОК, посмотрим. Встретились, благо она живет от меня в соседнем подъезде и пошла песня - “Первая у тебя такая замечательная. Я не хочу занимать ее место. Вам просто нужно наладить контакт.“

В общем, начала играть в корпоративного психолога, а я это слушаю и не понимаю во что мне теперь играть? Остается только игра “Сам садись на ресепшен”. Замену Первой я нашел недели через 2, все это время она, к счастью для меня, нормально отработала.

Третья

Третья - довольно бойкая девочка, с капелькой наглости продавщицы Сельпо, но без перегибов. Тут не то, что - «Ты попробуй у меня не купи!», а что-то лайтово - «Ждем от вас денег, желательно быстро, пожалуйста!» Надежда, что продажи наладятся, прям замаячила на горизонте.

Продажи действительно сдвинулись и мы быстро набрали под 80 учеников. Впереди был май и лето, а это означало, что все ученики разъедутся по островам и бабушкам и срочно нужно было что-то придумать.

Лагеря! Летние, дневные и с пользой. Программу дала Франшиза. Там получался интенсив на 2 недели с разными активностями, связанными с компьютерами. Размещение было с 9 до 19, с обедом. Кстати, обед была отдельная проблема, соседние кафешки выкатывали какие-то несуразные цены за бизнес-ланчи, в итоге договорились с кафе в 10 минутах. Экономика на картинке и за 3 месяца мы почти самоокупались.

План на лето

Третья, на мой взгляд проявила себя довольно неплохо. Проблемы начались в августе. Существующая АМО CRM была неудобна и мы переезжали на профильную для образовалки - АльфаCRM , на ней кстати, сидим до сих пор.

Но данные в новой системе как-то не особо бодро появлялись, точнее они появлялись моими усилиями, а развития этой темы не происходило. Все было на бумажках, на вот таких.

Эти замечательные стикеры

Что я только не делал для оцифровки Третьей. Уговаривал, просил, угрожал и даже пару раз пришел в нерабочее время и забрал со стола все бумажки. Не работало! Стойкость к оцифровке была железобетонная. Количество клиентов росло, бумажки терялись, системы не было и, как следствие, терялись лиды, клиенты и оплаты. Я не умею и не хочу лечить такие патологии. Решение - ну вы сами поняли.

Четвертая

Вот на этот раз я прям долго выбирал и, кажется, получилось. Четвертая с профильным психологическим образованием, как раз по теме детей и опытом продаж каких-то запчастей в B2B. К декабрю 2019 мы пересекли рубеж в 100 учеников. Сейчас она в статусе управляющей с двумя линейными администраторами и 17 преподавателями. Не скажу, что на 100% все гладко, но есть взаимопонимание и стремление улучшить и, главное, она кайфует от своей работы!

Что делает администратор?

За 3 года функционал не сильно изменился, если только мы разнесли некоторые роли по отдельным людям. Что делал админ на старте:

  • коммуникация с клиентами

  • фиксация всех телодвижений в CRM

  • ведет расписание уроков и “строит” преподавателей
  • договора-оплаты, как с клиентами так и поставщиками
  • фото с уроков
  • пинает преподавателей по поводу обратной связи после каждого урока
  • помогает с техникой (расставить-подключить ноуты и остальное в этом роде)

По-честному это дофига.

Сейчас у меня выделена отдельная роль Управляющего, на нее выносятся проблемы с клиентами, отношения с контрагентами (аренда, закупки и т.д.), набор преподавателей и админов, т.е. все кадровые вещи. Конечно же контроль за админами и расписанием. Оплаты от клиентов (был опыт отдать админу, но не зашло, косячат).

Всю понятную линейную работу делают админы. Недавно перешли с ними на схему с жёсткими регламентами и чек-листами. Как график уборки в туалете Макдональдса. Жестоко конечно, но работает.

Жесткие регламенты

Кого сильно не хватает?

Самая большая боль это маркетинг / SMM, время жизни не превышает 3-4 месяца, далее по двум типовым сценариям, либо расслабляется и сильно падает качество, либо косячит.

Приходится выводить за дверь, “расстреливать” и искать новых. Кстати, вот сейчас опять в поиске, если интересно и не страшно, напишите в личку. Мне очень важно мышление в формате результатов и цифр, потому на входе все получают небольшую задачку. Не тестовое задание, а именно задачку на уровне математики 4 класса, минут на 20.

Нужно в эксельке посчитать конверсию, стоимость лида и т.п. Увы, 95% этого не могу сделать, и половина из оставшихся 5% не может объяснить как они пришли к такому решению. Знаю что задания бесят, ну потому что у нас просто принято от них беситься :)

Выводы

Раньше мне много приходилось нанимать продажников для B2B (даже писал про это). А персонал в B2C оказался совсем другим. За 3 года даже несколько правил выработалось:

  • Никого не тянем, не уговариваем. Не пришел вовремя - до свидания. Тестовое задание должно быть выполнено и отправлено в срок. Минутой позже уже не нужно.
  • Для преподов обязательна способность найти контакт с учениками, этому не научить. Есть время только на освоение программы. Не справился - увы.
  • Если не можешь сделать задачу и сказал об этом за минуту до дедлайна - это слив. Такое сразу в топку.
  • Если человек косячит, важно убедиться, почему он это делает и дать время исправиться. Не исправился - прощаемся.
  • Никаких условностей и компромиссов. Эти штуки, как говно, которое прячут под ковриком. Рано или поздно кучка вырастет в Мамаев курган.
  • Обман - есть 3 секунды, чтобы собрать вещи.

В следующий раз расскажу про арбитражные суды. За все время у меня их было аж, 3 штуки.

{ "author_name": "Владимир Афанасьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 10, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 224978, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 25 Mar 2021 06:09:07 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

познавательно

Ответить
Читать все 1 комментарий
«Яндекс.Маркет» отказал в подъёме оплаченных заказов на этаж и отменил их

Курьер «Яндекс.Маркет» отказался поднимать крупногабаритные заказы на этаж, а позже «Яндекс.Маркет» отменил оплаченные заказы № 51298128 и № 51299674, в одностороннем порядке, поддержка ничего не отвечает.

Некоторые российские компании начали требовать от сотрудников обязательную вакцинацию — Forbes Статьи редакции

Компании ссылаются на то, что власти разрешили отстранять от работы без выплат за отказ прививаться, выяснило издание.

Как технологии помогают не забывать школьную программу летом

Летом школьники берут передышку от занятий, контрольных работ и диктантов, начинают больше гулять и проводить время на свежем воздухе. Важно набраться сил перед следующим учебным годом, но остро стоит вопрос о том, как не забыть то, что изучили за год. Часто родители замечают, что дети за лето расслабляются настолько, что новые знания и навыки…

ТНТ запустил эксклюзивное шоу на Twitch, чтобы найти новое лицо канала

ТНТ стал первым из российских телеканалов, который пришёл на платформу Twitch и запустил на стриминговой площадке оригинальное шоу.

Эксперты шоу Вова BratishkinOFF, Денис WELOVEGAMES и резидент «Импровизации» Антон Шастун
Microsoft представила Windows 11 с новым дизайном и поддержкой Android-приложений Статьи редакции

«Одно из самых масштабных обновлений за последние 10 лет» выйдет зимой 2021 года.

Светлая тема
В России самые большие в мире налоги?

Если коротко, то да, но это не самое страшное.

Салют для отелей: как платформа с виртуальными ассистентами помогает постояльцам отдыхать, а гостиницам — зарабатывать

Если вы планируете отдохнуть в Москве, на Алтае или в Сочи, возможно, при заселении в отель вам попадётся номер с нашей платформой — Салют для отелей. Это решение, которое мы разработали специально для гостиниц, кастомизировав «обычный» SberBox. Постояльцам девайс открывает доступ к товарам, услугам и полезной информации, а владельцам отелей…

Постановка финансовых целей. Рассказывает персональный брокер

Откладываете на пенсию или на кругосветное путешествие? В любом случае, нужно учесть три фактора

Apple отказывает в диагностике товара

15.06.2020 я приобрел Macbook Pro 13 в магазине Tmall Россия. Ноутбук РСТ, с официальной гарантией. В ноутбуке мной были обнаружены 2 неисправности:

Work-zilla заблокировали за множественную регистрацию, хотя у меня только один аккаунт

Собственно, вчера вечером, поработал, выключил пк, ушел спать ничего не подозревая. Не нарушив ни одного пункта фриланс-биржи work-zilla.com, просыпаюсь утром, и вижу картину

Те, кто работает на себя, скажите честно, — не устали еще крутиться как белки в колесах?

Зачем в мир корпораций, которые готовы платить немалые деньги высококлассным специалистам, работать на себя?

Комментарии
null