Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах
Я дошла с оклада в 60к до 500к на собственной редакции. Показываю, что мне мешало сделать это раньше. И чем отличается мышление исполнителя от мышления предпринимателя (без дебильной эзотерики и дыхания маткой). Да, я не миллионер, но чего-то добилась. Буду рада, если мои советы помогут кому-то пробить свой финансовый потолок в текстах.
!! Дисклеймер !!
Время = деньги. В этом тексте будут опечатки, ошибки, пропущенные запятые, потому что я написала его за полчаса. Ненавижу вычитывать и не буду грузить этой задачкой своего корректора, ему есть чем заняться. А кто хочет поумничать в стиле «ой, тоже мне, владелец редакции, а в тексте ошибки сажает» — от всей души приглашаю позакатывать глазки и указать на мои ошибки в комментариях ;)
Карьера до ИП: копирайтинг 3 отличия, которые сделали меня дороже других копирайтеров
Понимание маркетинга и насмотренность
— У меня красный диплом по маркетингу.
— Мне везло с руководителями, которые делились со мной опытом и насмотренностью и учили меня думать про текст, как инструмент маркетинга.
— При любой возможности я смотрела вебинары по digital-маркетингу.
Специализация на жестких нишах и B2B
Я закончила физико-математическую школу, даже выиграла одну олимпиаду в Бауманке. Поэтому решила, что буду специализироваться на сложных нишах и пошла в кибербезопасность.
Это действительно был хороший способ отстроиться от конкурентов. Чем сложнее тема, тем ты дороже и тем меньше у тебя конкурентов. А тогда копирайтеров, которые умели в сложные темы для B2B, вообще можно было по пальцам перечесть.
Понимание процессов в IT
Я писала тексты для IT и усиленно вникала в разработку:
— общалась с тестировщиками, разрабами и продактами,
— участвовала в касдевах,
— спрашивала, как разрабатывают MVP и проводят пивоты,
— внимательно слушала UX-дизайнеров.
Я делала это просто из любопытства, но потом такое понимание айтишки помогло мне продавать себя на собесах.
В итоге, я сосредоточилась на SaaS-продуктах.
Моя карьера до ИП: редактура Что сделало меня востребованным редактором
Понимание бизнес-процессов
Еще один совет — всегда вникать в работу других отделов компании: по работе с продуктом, по продажам, по работе с клиентами, даже в бухгалтерию.
Чем лучше понимаешь весь бизнес и его клиентов, тем проще себя продать новым заказчикам. Потому что они чувствуют, что ты говоришь с ними на одном языке.
Смежные навыки
Я постоянно проходила какие-то курсы: по таргету, по SMM, по аналитике и SEO. И не только в теории, а практиковалась, брала заказы.
Еще прошла курсы по веб-дизайну, и мои навыки в Figma, Tilda и умение поставить дизайнерам внятное ТЗ — это тоже мои сильные преимущества. Хотя я редактор.
Все это дало жирный плюс к зарплате.
Писать крутые тексты недостаточно (и это не главное)
Есть люди, которые пишут гораздо круче, чем я, и теперь я их нанимаю. Прозвучало пафосно, но смысл в том, что с какого-то момента прокачка в текстах перестает влиять на доход.
Есть специалисты, которые мне не по карману. Они настолько классные, что берут по 20-25к за статью. Но я зарабатываю больше. Потому что писать крутые тексты и продавать крутые тексты — это разное.
К 2023 году я выросла до 15к за статью, но это был мой потолок
В найме и фрилансе я смогла зарабатывать только 200к в месяц. Работаю я медленно, довольно быстро устаю и продуктивность у меня идет волнами. В среднем я продуктивно работаю 4 часа в день, 4 дня в неделю, 3 недели в месяц. Больше 200к в месяц так не заработаешь.
Но даже если бы я была стабильно продуктивной и брала по статье в день 5/2, то все равно потолок — 300к. Поэтому я решила открыть ИП и собирать команду.
Первая попытка на ИП: контент-маркетинг
Когда в 2023 году я открыла ИП, невероятную популярность набрал контент-маркетинг. Мол, эта иисусья тряпка решает все проблемы: позволяет продвигаться за копейки, экономить на команде маркетинга и т.д.
Вакансий была тьма. Я решила, что это оно. Я же шарю в маркетинге и в контенте. Взяла трех клиентов параллельно.
Что из этого вышло:
- я дико выгорела, плакала от нагрузки и пила шампанское в 12 часов дня, чтобы просто выжить;
- стало понятно, что контент-маркетинг не такой всемогущий, а в большинстве случаев — это просто попытка заменить три позиции одной и сэкономить на зарплате.
И тогда я решила сосредоточиться именно на текстах и редактуре.
Вторая попытка на ИП: своя редакция
Я решила, что теперь буду работать только с текстами. Только редактура, никакого контент-маркетинга.
Работать буду так:
- буду находить клиентов,
- стратегические задачи выполнять буду сама,
- сама буду писать самые сложные и сочные тексты,
- тексты попроще, рутину, корректуру, рерайты и т.д. буду делегировать.
Идеально же!
Решение было верным, но одной концепции оказалось чертовски мало. У меня был полный хаос, перегрузка, сорванные дедлайны и растворившиеся в воздухе копирайтеры. Я зарабатывала столько же, сколько в найме и на фрилансе, а уставала в разы больше и ужасно в себе разочаровывалась.
Чтобы доход начал расти, мне пришлось полностью перестроить мышление. Не вот это всратое «богатое мышление», а просто научиться правильно расставлять приоритеты, делегировать и прокачать те софт скиллы, которых у меня никогда не было.
Показываю, что (как оказалось) нужно уметь.
Как изменился мой подход к работе и клиентам
1. От откликов к портрету клиента
Исполнитель: считает отклики, приглашения, отказы, переживает, выберут ли его.
Предприниматель: думает, с кем ему выгодно работать и кому реально нужен его опыт.
Самый простой способ избавиться от выгорания и конфликтов — просто не брать клиентов, с которыми вы просто друг другу не подходите. Вот и все.
Страшно, что не будет клиентов вообще? Ну, значит, учимся продвигаться + ходим к психотерапевту. А что вы хотели услышать?)
2. От «сколько дадут» к «сколько нужно»
Исполнитель: подстраивается под бюджет, боится назвать цену.
Предприниматель: считает, сколько нужно, чтобы проект жил.
Можно сколько угодно ныть, но если у тебя нет четкой системы ценообразования, денег не будет — будет стресс и синдром самозванца.
3. От ловли заказов к знанию своих ресурсов
Исполнитель: берет все, что предлагают, и надеется, что вывезет нагрузку.
Предприниматель: знает, что может, сколько, за какое время и берет только тех клиентов, которых реально качественно сможет обслужить.
Большинство клиентов приходят по рекомендации и возвращаются за новыми заказами. Довольный клиент = стабильный, регулярный клиент.
Поэтому сначала надо качественно обслужить 10 заказов, а потом масштабироваться и брать 100. А не пытаться сразу взять 100 заказов и пытаться каким-то чудом их осилить. Это будут недовольные разовые заказчики.
4. От работы к отношениям
Исполнитель: как оплачено, так и нахерачено.
Предприниматель: строит отношения, вникает в бизнес клиента, делает больше, чем просили, заботится об удобстве.
Я развиваю отношения с клиентами. Где-то пришлю интересные референсы просто так, поделюсь интересными инсайдами с рынка. Где-то напомню, чтобы клиент не забыл, не опоздал. Где-то сделаю то, о чем даже не просили.
Ни разу не было такого, что клиент сел на шею и требует все больше и больше. Таких токсиков видно сразу и я их просто не беру. А нормальные благодарят за заботу, делают повторные заказы и рекомендуют меня своим знакомым.
5. От ТЗ к брифам
99% клиентов не умеют ставить задачи. Хороший бриф экономит часы и нервы. Без него задолбишься вносить правки.
6. С клиента на команду
Когда ты один — результат на 50% зависит от клиента, на 50% от тебя. Когда у тебя команда — на 90% все зависит от нее. Вот так вот. Клиенты приходят и уходят, а сильная стабильная команда — это золото (в прямом смысле, это дорого стоит, дороже любого клиента).
Нужно учиться делегировать, делать команде удобно, интересоваться их настроением и планами на жизнь, вовремя давать советы, а где-то промолчать. Искать крутых исполнителей, отказывать кому-то, даже закладывать в бюджет мини-премии — всему этому нужно учиться.
И нужны скрипты, регламенты, онбординги, обучение. Мне было ужасно скучно этим заниматься, но это необходимо. Потому что иначе будешь бесконечно отвечать на вопросы и указывать на одни и те же ошибки. И у себя время крадешь, и команда все время в стрессе (никому не нравится чувствовать себя тупым).
7. С самопрезентации на обратную связь
Я годами вывозила на самопрезентации. Я любила выступать, даже вела вебинары. Презентовать я умею офигенно. Но я совершенно не умела собирать обратную связь.
«Да, я и так знаю, что там на уме у клиентов» — это полнейшая иллюзия.
Сарафан и повторные заказы появляются только тогда, когда ты слушаешь, что у клиентов болит, что им нравится, что не нравится. Иначе все клиенты будут одноразовыми.
Собирать обратную связь — это отдельный, чертовски важный навык. Просто попробуйте, вас ждет много сюрпризов.
Итого: что помогает расти, а что тормозит
Растить доход помогает:
- прокачка смежных навыков;
- понимание бизнес-процессов и разных индустрий;
- считать время, деньги, загрузку;
- знать своего клиента и собирать обратную связь;
- не мечтать, что в этот раз получится, если раньше не получалось (менять подход);
- не брать то, что не сможешь выполнить;
- выстраивать долгосрочные отношения;
- делать больше, чем ожидают;
- делегировать (не на словах, а реально);
- вкладываться в команду, а не только в клиента.
Тормозит рост:
- страх потерять клиента;
- отсутствие четкого ценообразования;
- забота только о качестве текстов (а не о сервисе и процессах);
- попытка делать все самим, чтобы больше заработать;
- попытка делать все самим из-за страха потери качества.
Такие дела. Я до сих пор слышу, как кто-то перебивается оплатой за знаки и говорит, что все клиенты козлы и вообще нас всех заменит ИИ. Даже не знаю, что этим людям ответить… Ощущение, что мы живем в разных вселенных.