Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

Я дошла с оклада в 60к до 500к на собственной редакции. Показываю, что мне мешало сделать это раньше. И чем отличается мышление исполнителя от мышления предпринимателя (без дебильной эзотерики и дыхания маткой). Да, я не миллионер, но чего-то добилась. Буду рада, если мои советы помогут кому-то пробить свой финансовый потолок в текстах.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

!! Дисклеймер !!

Время = деньги. В этом тексте будут опечатки, ошибки, пропущенные запятые, потому что я написала его за полчаса. Ненавижу вычитывать и не буду грузить этой задачкой своего корректора, ему есть чем заняться. А кто хочет поумничать в стиле «ой, тоже мне, владелец редакции, а в тексте ошибки сажает» — от всей души приглашаю позакатывать глазки и указать на мои ошибки в комментариях ;)

Карьера до ИП: копирайтинг 3 отличия, которые сделали меня дороже других копирайтеров

Понимание маркетинга и насмотренность


— У меня красный диплом по маркетингу.

— Мне везло с руководителями, которые делились со мной опытом и насмотренностью и учили меня думать про текст, как инструмент маркетинга.

— При любой возможности я смотрела вебинары по digital-маркетингу.

Специализация на жестких нишах и B2B

Я закончила физико-математическую школу, даже выиграла одну олимпиаду в Бауманке. Поэтому решила, что буду специализироваться на сложных нишах и пошла в кибербезопасность.

Это действительно был хороший способ отстроиться от конкурентов. Чем сложнее тема, тем ты дороже и тем меньше у тебя конкурентов. А тогда копирайтеров, которые умели в сложные темы для B2B, вообще можно было по пальцам перечесть.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

Понимание процессов в IT

Я писала тексты для IT и усиленно вникала в разработку:

— общалась с тестировщиками, разрабами и продактами,
— участвовала в касдевах,
— спрашивала, как разрабатывают MVP и проводят пивоты,
— внимательно слушала UX-дизайнеров.

Я делала это просто из любопытства, но потом такое понимание айтишки помогло мне продавать себя на собесах.

В итоге, я сосредоточилась на SaaS-продуктах.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

Моя карьера до ИП: редактура Что сделало меня востребованным редактором

Понимание бизнес-процессов

Еще один совет — всегда вникать в работу других отделов компании: по работе с продуктом, по продажам, по работе с клиентами, даже в бухгалтерию.

Чем лучше понимаешь весь бизнес и его клиентов, тем проще себя продать новым заказчикам. Потому что они чувствуют, что ты говоришь с ними на одном языке.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

Смежные навыки

Я постоянно проходила какие-то курсы: по таргету, по SMM, по аналитике и SEO. И не только в теории, а практиковалась, брала заказы.

Еще прошла курсы по веб-дизайну, и мои навыки в Figma, Tilda и умение поставить дизайнерам внятное ТЗ — это тоже мои сильные преимущества. Хотя я редактор.

Все это дало жирный плюс к зарплате.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

Писать крутые тексты недостаточно (и это не главное)

Есть люди, которые пишут гораздо круче, чем я, и теперь я их нанимаю. Прозвучало пафосно, но смысл в том, что с какого-то момента прокачка в текстах перестает влиять на доход.

Есть специалисты, которые мне не по карману. Они настолько классные, что берут по 20-25к за статью. Но я зарабатываю больше. Потому что писать крутые тексты и продавать крутые тексты — это разное.

К 2023 году я выросла до 15к за статью, но это был мой потолок

В найме и фрилансе я смогла зарабатывать только 200к в месяц. Работаю я медленно, довольно быстро устаю и продуктивность у меня идет волнами. В среднем я продуктивно работаю 4 часа в день, 4 дня в неделю, 3 недели в месяц. Больше 200к в месяц так не заработаешь.

Но даже если бы я была стабильно продуктивной и брала по статье в день 5/2, то все равно потолок — 300к. Поэтому я решила открыть ИП и собирать команду.

Первая попытка на ИП: контент-маркетинг

Когда в 2023 году я открыла ИП, невероятную популярность набрал контент-маркетинг. Мол, эта иисусья тряпка решает все проблемы: позволяет продвигаться за копейки, экономить на команде маркетинга и т.д.

Вакансий была тьма. Я решила, что это оно. Я же шарю в маркетинге и в контенте. Взяла трех клиентов параллельно.

Что из этого вышло:

  • я дико выгорела, плакала от нагрузки и пила шампанское в 12 часов дня, чтобы просто выжить;
  • стало понятно, что контент-маркетинг не такой всемогущий, а в большинстве случаев — это просто попытка заменить три позиции одной и сэкономить на зарплате.

И тогда я решила сосредоточиться именно на текстах и редактуре.

Вторая попытка на ИП: своя редакция

Я решила, что теперь буду работать только с текстами. Только редактура, никакого контент-маркетинга.

Работать буду так:

  • буду находить клиентов,
  • стратегические задачи выполнять буду сама,
  • сама буду писать самые сложные и сочные тексты,
  • тексты попроще, рутину, корректуру, рерайты и т.д. буду делегировать.

Идеально же!

Решение было верным, но одной концепции оказалось чертовски мало. У меня был полный хаос, перегрузка, сорванные дедлайны и растворившиеся в воздухе копирайтеры. Я зарабатывала столько же, сколько в найме и на фрилансе, а уставала в разы больше и ужасно в себе разочаровывалась.

Чтобы доход начал расти, мне пришлось полностью перестроить мышление. Не вот это всратое «богатое мышление», а просто научиться правильно расставлять приоритеты, делегировать и прокачать те софт скиллы, которых у меня никогда не было.

Показываю, что (как оказалось) нужно уметь.

Как изменился мой подход к работе и клиентам

1. От откликов к портрету клиента

Исполнитель: считает отклики, приглашения, отказы, переживает, выберут ли его.

Предприниматель: думает, с кем ему выгодно работать и кому реально нужен его опыт.

Самый простой способ избавиться от выгорания и конфликтов — просто не брать клиентов, с которыми вы просто друг другу не подходите. Вот и все.

Страшно, что не будет клиентов вообще? Ну, значит, учимся продвигаться + ходим к психотерапевту. А что вы хотели услышать?)

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

2. От «сколько дадут» к «сколько нужно»

Исполнитель: подстраивается под бюджет, боится назвать цену.

Предприниматель: считает, сколько нужно, чтобы проект жил.

Можно сколько угодно ныть, но если у тебя нет четкой системы ценообразования, денег не будет — будет стресс и синдром самозванца.

3. От ловли заказов к знанию своих ресурсов

Исполнитель: берет все, что предлагают, и надеется, что вывезет нагрузку.

Предприниматель: знает, что может, сколько, за какое время и берет только тех клиентов, которых реально качественно сможет обслужить.

Большинство клиентов приходят по рекомендации и возвращаются за новыми заказами. Довольный клиент = стабильный, регулярный клиент.

Поэтому сначала надо качественно обслужить 10 заказов, а потом масштабироваться и брать 100. А не пытаться сразу взять 100 заказов и пытаться каким-то чудом их осилить. Это будут недовольные разовые заказчики.

4. От работы к отношениям

Исполнитель: как оплачено, так и нахерачено.

Предприниматель: строит отношения, вникает в бизнес клиента, делает больше, чем просили, заботится об удобстве.

Я развиваю отношения с клиентами. Где-то пришлю интересные референсы просто так, поделюсь интересными инсайдами с рынка. Где-то напомню, чтобы клиент не забыл, не опоздал. Где-то сделаю то, о чем даже не просили.

Ни разу не было такого, что клиент сел на шею и требует все больше и больше. Таких токсиков видно сразу и я их просто не беру. А нормальные благодарят за заботу, делают повторные заказы и рекомендуют меня своим знакомым.

5. От ТЗ к брифам

99% клиентов не умеют ставить задачи. Хороший бриф экономит часы и нервы. Без него задолбишься вносить правки.

6. С клиента на команду

Когда ты один — результат на 50% зависит от клиента, на 50% от тебя. Когда у тебя команда — на 90% все зависит от нее. Вот так вот. Клиенты приходят и уходят, а сильная стабильная команда — это золото (в прямом смысле, это дорого стоит, дороже любого клиента).

Нужно учиться делегировать, делать команде удобно, интересоваться их настроением и планами на жизнь, вовремя давать советы, а где-то промолчать. Искать крутых исполнителей, отказывать кому-то, даже закладывать в бюджет мини-премии — всему этому нужно учиться.

Я выросла из копирайтера в основателя редакции: показываю, как дошла до 500к на текстах

И нужны скрипты, регламенты, онбординги, обучение. Мне было ужасно скучно этим заниматься, но это необходимо. Потому что иначе будешь бесконечно отвечать на вопросы и указывать на одни и те же ошибки. И у себя время крадешь, и команда все время в стрессе (никому не нравится чувствовать себя тупым).

7. С самопрезентации на обратную связь

Я годами вывозила на самопрезентации. Я любила выступать, даже вела вебинары. Презентовать я умею офигенно. Но я совершенно не умела собирать обратную связь.

«Да, я и так знаю, что там на уме у клиентов» — это полнейшая иллюзия.

Сарафан и повторные заказы появляются только тогда, когда ты слушаешь, что у клиентов болит, что им нравится, что не нравится. Иначе все клиенты будут одноразовыми.

Собирать обратную связь — это отдельный, чертовски важный навык. Просто попробуйте, вас ждет много сюрпризов.

Итого: что помогает расти, а что тормозит

Растить доход помогает:

  • прокачка смежных навыков;
  • понимание бизнес-процессов и разных индустрий;
  • считать время, деньги, загрузку;
  • знать своего клиента и собирать обратную связь;
  • не мечтать, что в этот раз получится, если раньше не получалось (менять подход);
  • не брать то, что не сможешь выполнить;
  • выстраивать долгосрочные отношения;
  • делать больше, чем ожидают;
  • делегировать (не на словах, а реально);
  • вкладываться в команду, а не только в клиента.

Тормозит рост:

  • страх потерять клиента;
  • отсутствие четкого ценообразования;
  • забота только о качестве текстов (а не о сервисе и процессах);
  • попытка делать все самим, чтобы больше заработать;
  • попытка делать все самим из-за страха потери качества.

Такие дела. Я до сих пор слышу, как кто-то перебивается оплатой за знаки и говорит, что все клиенты козлы и вообще нас всех заменит ИИ. Даже не знаю, что этим людям ответить… Ощущение, что мы живем в разных вселенных.

1
1
3 комментария